Разработка урока по музыке, 7 класс, тема Образный мир музыки Баха
Урок музыки № 018097500
Дата
Тема Образный мир музыки Баха
Цель урока: Изучение музыкального творчества И.С.Баха
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, познакомить с музыкальным наследием композитора, осознавать глубину его творчества и богатый образный мир его музыки; научить обучающихся анализировать средства музыкальной выразительности, ознакомить с творческим портретом композитора и основными этапами его творческого пути; раскрыть понятия « эпоха барокко», «полифония», «месса», «фуга», «токката», «тональность»
Развивающие: развивать эмоционально-образное мышление; обогащать музыкально-слуховой опыт; формировать коммуникативные компетенции, развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем.
Воспитательные: воспитывать музыкально-эстетический вкус;воспитывать духовно-нравственные качества личности, толерантность; воспитание музыкальной культуры, как части общей культуры личности
Оборудование – компьютер, звукозаписи произведений Баха, раздаточный материал – таблица музыкальных средств выразительности, дневник слушателя, иллюстрации картин Рубенса, Рембранта и др художников эпохи Барокко, архитектуры, органа, клавесина, портреты Баха и Генделя
План урока
Организационный момент (приветствие, обсуждение темы урока, целей и предполагаемых результатов, музыкальная разминка)
Актуализация опорных знаний (опрос-беседа по теме Лад. Тональность. Стили в искусстве)
Основная часть урока – беседа по теме Барокко. Бах, творческий путь, черты творческого портрета, характеристика образного мира. Форма презентации материала – лекция, обсуждение, слушание музыки и заполнение дневника слушателя.
Рефлексия – обсуждение результатов урока, впечатлений от музыки Баха, сочинение синквейна по темам – Барокко, Бах
Ход урока
1.Начало урока а)Приветствие, мотивация, муз.разминка - прослушивание небольшого отрывка из Детской симфонии Гайдна (гл.партия), ритм. аккомпанемент, пропевание по слогам – восьмые – ти-ти, четвертные – та-та.
б) Прохлопать ритмический рисунок, изображенный на доске –
2. Актуализация знаний. Повторение понятий Лад, Тональность. Лад – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники. Тональность – высота лада.
3. Основная часть урока. «Отправление в путешествие», в космос в гости к композитору, давшему новую и полноправную жизнь тональностям – к Баху. Дети закрывают глаза, звучит ария альта из Страстей по Матфею, открыв глаза, дети видят портрет Баха и пытаются угадать имя композитора.
3.1 Рассказ о Бахе. (Дети вклеивают в тетрадь портрет композитора и записывают наиболее важную информацию). Рассказ о жизни тональностей до Баха.
Даты рождения и смерти -
21 марта 1685 – Эйзенах - 28 июля 1750 – Лейпциг
3.2 Рассказ о барокко в искусстве, показ иллюстраций художников Рубенса, Караваджо, Рембранта. Рассказ о исторической ситуации в Германии в конце 17 века.( Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда - вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви. Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны. Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм, театральность.)
Главная идея творчества Баха – Страдание, возвышающее человека, если это страдание воимя высоких целей. Его музыка молособытийна, малоконфликтна, она скорее выражает одно состояние, настроение, переживание, погруженность в мысль. Основана на библейских сюжетах, повествует о жертвенности Иисуса Христа воимя счастья человечества. Темы его муз.произведений – вечные темы человечества – добра и зла, смерти и бессмертия, морального подвига и предательства.
3.3 Органная токатта ре-минор – исполнение на фо-но и затем слушание записи. Рассказ об органе.
Орган – особая мощь звучания, монументальность
Музыку Баха сравнивают с филосовскими трактатами – из-за их глубины и сложности. Этой глубины можно достичь только с помощью самого сложного жанра – полифонии, непревзойденным мастером которой был Бах. Раскрыть термин «полифония» - многоголосие, в котором каждый голос ведет свою тему, и все они равноправны. Слушание – фуга ре минор.
3.4 «При всем разнообразии есть нечто общее, объединяющее все произведения Баха – и торжественные, и скорбные - возвышенное состояние духа.» Особенно ярко это выражено в прелюдии До мажор. Рассказ о ХТК, новая жизнь тональностей.
Слушание прел. До мажор
3.5 Образный мир Баха – скорбь и ликование, страстность и отрешенность....К его имени приковано внимание ведущих умов последние 300 лет. Посвящено много стихотворений и песен, одна из которых – «Бах творит» (слушание)
Обсуждение -почему его музыку считают неземной, космичной?
Анализ «Арии» , запись в дневнике слушателя, обсуждение.
3.6 Разучивание и исполнение песни «Музыкант»
4.Окончание урока.
4.1 Рефлексия – обсуждение результатов урока, что нового узнали, сочинение синквейна на тему «Барокко» или «Бах»
4.2 Дом. Задание – составить хронологию жизни и творчества Баха, нарисовать иллюстрацию к песне.
4.3 Оценивание учащихся.
Приложение 1
Мелодия, характер Темп, динамика Ритм Гармония, Лад, Тембр Фактура , штрихи
Плавная
Порывистая
Монотонная
Стремительная
Величавая
Песенная
Танцевальная
Изящная
Грациозная
Тревожная
Трепетная, нежная
Умиротворенная
Торжественная
Маршевая, твердая
Скорбная, трагическая
Энергичная
Возвышенная
Легкая, светлая
Тяжеловесная
Взволнованная
Укачивающая
Шуточная, игривая
Лирическая
Напряженная
Праздничная
Ликующая, восторженная
Героическая, бодрая
Активная, динамичная
Зловещая, устрашающая
Жесткая, грубая
Унылая, мрачная
Решительная
Печальная
Радостная
Задумчивая
Грозная
Взволнованная
Подвижный
Спокойный
Медленный
Умеренный
Стремительный
Тихо
Громко
С усилением звука
С затиханием звука
Острый
Ровный
Маршеобразный
Танцевальный
Диссонантная
Чистая
Мажор
Минор Инструменты – духовые, струнные, медные, клавишные, голос, ударные, орган Арпеджио
Аккорды
Полифония
Мелодичность
Прозрачная
Тяжеловесная
Плотная
Стокатто
Легато
Маркато
Приложение 2
Дневник слушателя
№ Композитор Название произведения Жанр Характер, выразительные средства Эмоциональное воздействие