Занятие по музыкальной литературе Творчество Баха
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Центр Искусств”городского округа город Салават Республики Башкортостан
Открытое занятие педагога дополнительного образования
Нагибиной Оксаны Александровны
по предмету музыкальная литература с обучающимися 4 года обучения
Место проведения:сош 18
Дата проведения :22 октября
Время проведения:12ч
Тема занятия : Творчество Иоганна Себастьяна Баха.
Цель занятия : Формирование представления о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Задачи занятия
Обучающие :Систематизирование знаний обучающихся о творчестве И.С.Баха
Развивающие:
развивитие способности размышлять о музыке и выражать собственную позицию
Воспитательные:
.
воспитание любви к музыкальной культуре и духовности на основе произведений И.С. Баха.
Тип занятия: обобщения
Вид занятия:групповое
Методы : словесный;
наглядный;
практический
метод активизации зрительного и слухового восприятия;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод игровой мотивации (использование игр, творческих заданий).
Средства обучения:
презентация
ноутбук
тесты для индивидуального опроса
раздаточный материал
рисунки детей
Ход урока
Наше занятие будет полностью посвящено творчеству великого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил.
Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. ХVI–ХVII века – тяжелейший период в истории Германии. Поражение Крестьянской войны, одним из центров которой была Тюрингия, привело к жестокой расправе над крестьянами и городской беднотой, ремесленниками, поднявшимися против власти феодалов. Бедствия усугубились Тридцатилетней войной, в которую были втянуты фактически все европейские государства, а военные действия опять-таки не миновали Тюрингской земли. Казалось, что эти условия произвола и разорения мало способствовали существованию музыкантов-профессионалов. Жизнь, которую вели Бахи, была полна лишений и нужды.Они, бесправные, постоянно испытывали притеснения и глумления влиятельных князьков или отцов церкви, у которых должны были служить. Но в суровой непрестанной борьбе росли и крепли опыт, знания, любовь к музыке рода Бахов, чтобы с необыкновенной силой раскрыться в творчестве музыканта, имя которого Иоганн Себастьян Бах И.С. Бах – великий музыкант.
Как пришёл в этот мир такой великий композитор? Как сложилась его судьба?
На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. А помогут мне юные музыковеды.
«Музыковеды» представляют сообщение о жизни И.С. Баха
Музыковед1:
В Эйзенахе, небольшом городке Тюрингии, – глухой провинции отсталой, раздробленной феодальной Германии, в семье скромного городского музыканта Баха в 1685 году родился сын. Его назвали Иоганн Себастьян. По твердо установившейся семейной традиции мальчик должен был стать музыкантом. Все представители рода Бахов в дар от самой природы получили любовь к музыке и музыкальный талант. Если когда-либо существовала семья, в которой склонность к одному и тому же виду искусства наследовалось из поколения в поколение, то это была семья Бахов. Среди шести поколений Бахов едва ли можно было найти двух-трех человек, для которых занятие музыкой не стало делом их жизни, на протяжении семи поколений посвящали свою жизнь музыке.Поэтому так и случилось, что почти все органисты, трубачи, флейтисты, скрипачи, капельмейстеры и канторы придворные музыканты Тюрингии принадлежали к многочисленному роду Бахов. Прадедом великого композитора был Фейт Бах. Он жил во второй половине ХVI века. Семейное предание утверждало, что, отправляясь на мельницу молоть муку (Фейт был пекарем , мельником), он брал с собой цитру. Фейт садился на берегу реки у мельничного колеса, и от веселых звуков его музыки быстрее бежал водный поток, проворнее крутились жернова.
От отца он получил первые уроки игры на скрипке и клавесине. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был органистом в соседнем городе Ордруфе и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой. Пять лет живет Себастьян в семье старшего брата.Но брат был очень строгим и Иоганн Себастьян решил жить самостоятельно. Был вынужден пойти работать, так как старший брат решил, что Иоганн уже достаточно взрослый Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу. Бах с 15 лет начинает свой трудовой путь – служит певчим и органистом в протестантских церквях, музыкантом при карликовых дворах правителей немецких земель.
Педагог род Бахов в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей .Бах сочинял музыку почти во всех известных в то время музыкальных жанрах,кроме оперы.
Отличительной особенностью произведений Баха является их полифонический склад.
Педагог обращается к доске, на которой слово: полифония, “поли” – в одном цвете и “фония” – в другом.
ПедагогЧто такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон?
Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон,домофон,айфон,смартфон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие
Дети. Полифония – это многоголосие. Это такой тип музыки, в котором нет деления на главный и не главный. Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий
Педагог. Очень остроумно и точно сам Бах сказал о том, что такое полифония. “Каждый голос в сочинении – это личность. А многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь.
Ребята, в своей музыке Бах пользуется ещё одним стилем. Он называется “гомофония”. Гомофония – вид многоголосной полифонической музыки, где в отличие от “полифонии” слово “гомос” значит “один”, а все другие голоса как бы подчинены ему. Обычно это песни.
В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из город в город.
Всё музыкальное творчество Баха состоит из трёх периодов. Музыковед 2
Веймарский – самый счастливый 9-летний период его жизни. Ему хорошо пишется здесь. Вдобавок ко всему у него счастливая семья – жена Мария-Барбара и четверо детей, вместе с которыми он совершает воскресные прогулки, забираясь на заросшую лесом гору Эттерсберг.
И. С. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни.
Орган –клавишый духовой инструмент.
Прародителями органа были два незатейливые древние музыкальные инструменты:
Флейта Пана (свирель) и волынка.
От флейты Пана орган унаследовал постоянно возрастающие по ширине и длине трубки, а от волынки - меха.
Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило – это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ.
Также у органа есть специальные рычажки, которые переключают регистры. Орган – единственный инструмент, имеющий десятки и сотни регистров
Этот инструмент находится в католической церкви либо в специальных концертных залах. Посмотрите, какой он большой по размеру.
Вопрос: А к какому виду инструментов относится орган?
Ответ : Это клавишно-духовой инструмент,
Вопрос:Что это значит, как вы думаете?
Ответ:…..
Красочные возможности органа всегда привлекали Баха.
Самым известным произведением Баха для органа является Токката и фуга ре минор.Прослушивание фрагментов.
Вопрос:Что такое токката?
Ответ:В переводе токаре означает прикасаться, трогать произведение свободного построения.
– Что напомнило вам начало токкаты? – Возглас, как призыв к молчанию: «Внемлите!» - говорит вступление. – Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по характеру? – Яркая, драматичная, подобная бурной реке весной. Вопрос:Что такое фуга, как звучит фуга? Ответ: Фуга в переводе означает бег,бежать,«бегство», «побег» – вот что такое фуга.Голоса бегают друг от друга, гонятся друг за другом и при этом повторяют тему, подражая друг другу Звучит лирично, изящно, в отличие от токкаты фуга напоминает прозрачные воды ручья.
Вопрос:Почему его называют “Ваше Высочество?”
Ответ: Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом.
Вопрос: Почему “Ваше Всемогущество”?
Ответ:Может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнее расстояние, звучит мощно. Океан гармоний величественный могучий.
Иоганн Себастьян Бах написал лучшее, что когда-либо сочинялось для органа. Музыка была его профессией, его ремеслом. Он не мог не сочинять ее ежедневно. Этого требовала от него жизнь.
Музыковед 3
Кетенский перод- время создания лучших инструментальных произведений
Кётен – это небольшой немецкий городок, и Бах был приглашён на должность придворного музыканта к князю. В придворной церкви находился плохой, маленький орган, поэтому Бах должен был писать пьесы для сольных инструментов: клавесина, скрипки, виолончели, или оркестрового ансамбля. Таким образом, в Кётене были созданы шедевры инструментального творчества, нисколько не уступающие шедеврам органной музыки.
Инвенция -двухголосное или трехголосное полифоническое произведение,в переводе означает изобретение,выдумка.
Исполнение инвенции ре минор.
Релаксация. Педагог предлагает игру в “мелодию”. Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите знакомую мелодию темы инвенции.
ХТК 1том прелюдия и фуга до мажор.
Фуге предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.
Педагог: Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Дети: Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ. Педагог:Во время звучания фуги попытайтесь услышать эту “беседу личностей”
Осмысление музыкального произведения.
Педагог: Как начинается фуга?
Дети: Тема начинается в одном голосе.
Педагог: Каков характер темы?
Дети: Тема по характеру неторопливая, спокойная
Педагог:Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?
Дети: Переливающимся движением.
Педагог: А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Дети: Это уже аккорды - аккомпанемент.
Педагог: А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию.
(Исполняется фрагмент из "Ave Maria" Ш. Гуно (вокализом), Педагог: знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение. Слова являются католической молитвы.
Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?
Дети:Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери.Произведение из инструментального перешло в вокальное.
Педагог:Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. ГуноДети:Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
Педагог: Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствах, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля . Как вы думаете, есть ли что -то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)
Дети: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности). Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
Лейпцигский период
Музыковед4Сыновья Баха подрастают, и чтобы дать им надлежащее образование, ему приходится думать о другом месте жительства. В 1723 г. Бах получает приглашение из Лейпцига на должность кантора школы Святого Фомы, подписывает с городским магистром тяжелейшие условия договора. Баха нанимали на должность кантора певческой школы при церкви,органиста, руководителя оркестра в этой главной церкви Лейпцига и других трех церквях города.
Последние 27 лет жил в крупном немецком городе Лейпциге и служил в церкви святого Фомы .Здесь он проживает до конца своей жизни. Бах должен был обучать и воспитывать певчих-учеников церковной школы, каждую субботу сочинять по новой кантате.
Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Страсти (музыкально- драматическая форма) - это история жизни Иисуса Христа, рассказанная четырьмя евангелистами - Марком, Лукой, Иоанном и Матфеем
Это история предательства Иисуса его учеником Иудой, взятие Иисуса стражей, отречение и раскаяние другого ученика -Петра, шествие на Голгофу (место казни). В "Страстях" раскрываются образы страдания народа. Идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, освещающий высокую цель - служение благу человека, сочувствие человеческим страданиям. Лирическое тепло, полнота чувств составляют эмоциональную атмосферу этого сочинения.
Основа произведения - Иисус взял на себя муки ради избавления от мук человечества.
Иисус у Баха - идеал человека, чистого душой, исполненный огромной любовью к людям. Человек с такими качествами способен преодолеть страдания, даже смерть
Сейчас мы послушаем один из самых ярких фрагментов этого произведения - "АРИЯ ПЕТРА"(исполняет низкий женский голос- альт).
Петр - один из учеников Христа. В этой арии речь о глубоком раскаянии человека, совершившего. Ария Петра "Смилуйся надо мной" является самой драматической сценой всего произведения (в "страстях" 78 частей, длятся 4 часаРАЗМЫШЛЕНИЕ:
Какие ваши впечатления от услышанной музыки?
- Попытайтесь в музыке увидеть человека.
- Каков он?
- Каков его внутренний мир?
- Верит ли Бах в человека?
Дети: Музыка величественна, обладает огромной жизненной силой - Баху не чужды страдания человека, он знает им цену
Педагог: Всю жизнь Иоганн Себастьян занимал скромное положение придворного или церковного музыканта. Только часть его произведений была опубликована при жизни, и потому музыка его была малоизвестна за пределами тех городов, где Бах работал. Кроме того, в середине XVIII века на смену полифонической музыке пришла гомофония. Она не требовала от слушателей усилий для восприятия, так была доступна. В гомофонии отчётливо разделяется фон и рельеф, главная мелодия и сопровождение. И только спустя 100 лет композиторы-романтики возродили поистине бессмертную музыку Баха, от которой и в XXI веке сжимается сердце.
По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах.Произведения Баха изучаются в муз.школах,училищах,консерваториях.
Многие музыкальные произведения Баха продолжают жить и звучать в наши дни. Но не только так, как создал композитор, в первозданном виде, а в современной обработке,различных аранжировках и ремиксах. Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами приобщились к тайне, которая представлена в творчестве великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:
-Какой стиль главный для музыки И.С.Баха?
-Для каких инструментов сочинял Бах?
-Какие многогранные стороны своей личности Бах раскрыл в своем творчестве?
В заключении я предлагаю вам ответить на вопросы теста по творчеству И.С.Баха.