Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения


«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»
Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.
Задачи занятия:
- закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;
- формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;
- развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Оборудование:
- ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;
- ноутбук;
- фломастеры;
- музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Ход занятия
Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)
Беседа о выразительных средствах музыки:
- слушание музыкальных примеров;
- анализ произведения К. Гарделя «Por una caveza»
Контрольное исполнение произведения К. Гарделя «Por una caveza»
Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»
Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.
Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.
Сообщение «К. Гардель. Танго»
Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?
Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.
Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.
Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») — это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.
Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?
(играют до 2цифры)
Ответ: Баяны, металлофон, домры
Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?
Ответ: Изменился лад, поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.
Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.
Ответ: Это ритм. В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.
Слушают музыкальные отрывки:
Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»
УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»
Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.
( играют 2 цифру)
Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?
Ответ: Короткие длительности.
Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.
Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"
Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо).
Педагог: А что называют темпом?
Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио. Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.
Педагог: Тембр и регистр (ребусы)
Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.
( играют 3 цифру)
Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?
Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.
Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)
Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.
Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.
Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»
Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?
Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.
Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим , что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?
Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»
Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.
Игра «Эхо»
Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».
Громко я в лесу кричала.
Гулко эхо отвечало.
«Скоро будут холода?»
Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»
«Сколько елочек, смотри!»
Отвечало эхо... Три-три-три-три!
«Старый дуб совсем засох!»
Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!
«Ну, прощай, иду домой!»
Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!
О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.
Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.
Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.
Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.
Играют 3 цифру
Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью
А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.
Педагог: На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!