Из опыта работы Инновационные подходы в вокально-хоровом пении


Инновационные подходы при обучении старших дошкольников пению на музыкальных занятиях в детском саду.
«Музыка начинается с пения»
(Курт Закс-немецкий музыковед)
Содержание:
1.Вступительная часть
2.Особенности детского голоса
3.Практическая часть: методы и приёмы, используемые в работе над пением
1. На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В.В. Путин)
2. Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Немаловажную роль в процессе обучения детей пению играют музыкально-дидактические игры и пособия. Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия, н.п. технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», фонопедические упражнения Емельянова, Огороднова, здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление.
Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).
Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребёнок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом (м-м-м), слогами (та, ля, ду, на и т.п.), пение про себя, пение стоя, сидя, цепочкой, с несложными движениями.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определённые устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. При работе по разучиванию песни происходит то же самое: этапы работы остаются прежними, а их эмоциональное наполнение, объём и содержание каждый раз разное.
Приведу алгоритм методов и приёмов, который поможет педагогам сориентироваться в своей профессиональной деятельности, выбрать новый, конкретный, наиболее подходящий вариант для себя, для детей при работе над песней.
1 этап: Вступительное слово (объяснение, разъяснение, беседа, музыкальный пример, проблемная задача, демонстрация различной печатной продукции, творческих работ детей, игрушек и т.п.)2 этап: Слушание-знакомство (исполнение педагогом, исполнение хорошо поющими детьми, аудиозапись или видеозапись с данной песней, сравнение различных интерпретаций, прослеживание мелодии по партитуре)
3 этап: Обсуждение (беседа, разъяснение, пример, анализ ситуаций, проблемное задание, коллективно-трудовая работа, дискуссия, метод эвристических вопросов)4 этап: Разучивание (метод предупреждения ошибок, метод сравнения, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод мысленного пения, метод анализа ситуаций, метод игрового проектирования, метод разучивания по слуху, метод свободного дирижирования, метод высотного моделирования, метод пластического интонирования, метод создания ассоциаций, метод театрализации, метод работы по партитуре, метод сольфеджирования, транспонирование песни или отдельной части в удобную тональность, пение вокализом песни или её части, выстраивание первого звука, настройка на тональность, нахождение наиболее сложных интонационных и текстовых частей, прохлопывание ритма по слуху или по графической записи, выстраивание по фермате созвучий и аккордов, произношение текста песни активным шёпотом, высоким или низким голосом, активная артикуляция текста при пении про себя
5 этап: Освоение (впевание) (целостное исполнение, сравнение различных интерпретаций разных исполнителей, сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя, звукозапись исполнения с последующим обсуждением, исполнение для экспертов, для жюри с последующим обсуждением, исполнение в концертном зале, на сцене6 этап: Концертное исполнение (метод создания эмоционального настроя, состояния, метод театрализации, приёмы взаимодействия дирижёра и исполнителя, ансамбля или хора)
Из своего опыта могу сказать, как действенны следующие дидактические пособия, применяемые в вокально-хоровой работе:
«Музыкальные кубики» с разными картинками (дети передают кубик по кругу под музыку, на окончание мелодии называют картинку, вспоминают любимую песенку и поют ее сольно или всей группой, подгруппой);
«Пиктограммы» (дети одну и ту же песню исполняют в разных характерах в зависимости от показанной пиктограммы, н.п. грустная, веселая, страшная, решительная, злая и т.д.);
Игра «Угадай, кто поет?» (дети сначала договариваются, какая песня будет звучать, выбирается водящий, отворачивается спиной от всех детей и внимательно слушает, сколько детей поет и кто?);
«Песенки на лесенке»,
«Петушок и курочка»;
Карточки на слитное и отрывистое пение;
Домик «Теремок»;
Различные картинки (листочки, грибочки, кружочки и ритмические палочки для фланелеграфа ) (выкладывание фрагментов мелодий на нотном стане)
Любое пение должно начинаться с распевания и вокальных упражнений. Распевки разогревают голосовые связки, подготавливают их к работе, без распевания мы можем не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевания вдруг можем обнаружить, что где-то посредине песни или вокального упражнения может перехватить голос и нужно откашляться и т.д.
Распевка для певца – что разминка для спортсмена. При распевании можно с успехом использовать игру «Кузнечик» (поступенное звучание мелодии, палочка с прикрепленным на ее конце кузнечиком, пять одинаковых цветочков, здесь возможно несколько разных вариантов распевания, но с обязательным возвращением в тонику)
Всегда напоминаю детям о правильности посадки во время пения:
«Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть!»
Одной из задач в разделе «Пение» является формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Закрепить правильное положение губ при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке или в восходящем и нисходящем порядке. В этом мне помогают карточки с напечатанными крупным шрифтом гласными звуками (показать) и стихотворение, которое так и называется «Гласные»:
Для пения гласные звуки важны-
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы в синеву-а-э-и-о-у.
Крикливо и громко не надо их петь-
Горло может заболеть.
Ушки держи начеку-
А-э-и-о-у.
Упражнения на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках я позаимствовала из приемов работы логопедов. Прикрепляются ниточки с петелькой на конце к листочкам, цветочкам, снежинкам, грибочкам, сердечкам и т.п. Дети надевают петельку на палец и дуют на различные предметы (кто дольше?)
Для увеличения объема дыхания проговариваем предложения, различные по длительности (изготовлены карточки для воспитателей) Дети повторяют за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения дыхание брать нельзя. Н.п. упражнение «Едем в гости» (модель Картушиной М.Ю.)
Едем в гости
Едем в гости к бабушке
Мы едем в гости к бабушке
Мы все вместе едем в гости к бабушке
Мы все вместе едем в гости к бабушке ЗагадушкеМы все вместе едем в гости на тележке к бабушке ЗагадушкеМы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке ЗагадушкеУпражнение с офисным листом бумаги (подуть)
Произнесение на одном дыхании скороговорок
Сидит ёжик у ёлки,
Сосчитай его иголки! (начинают считать на одном дыхании)
Раз иголка, два иголка, три иголка…
Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки!
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…
На пороге вытри ноги,
Вытри ноги на пороге:
Вытри раз, вытри два, вытри три…(кто больше?)
Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домик с окошком, в котором висит занавеска, лодка с парусом из лёгкой ткани или свеча с «огнем» из красной капроновой ленты (со звуком «ду-у-у» или «ту-у-у») Упражнение «Свеча»
Различные графические изображения (длинные и короткие полоски)
«Тень, тень, потетень»,«Сорока», «Андрей-воробей», любая песня
Наклейки, вырезанные картинки, открытки и т.п. для поощрения детей за правильное пение
Дидактическое пособие «Тучка» (показ направления мелодии указкой)
Всем известное пособие «Бубенчики»
Пособие «Лесенка» (игрушки и раздаточный материал)
Наглядные пособия с движущимися деталями
Пособие « Птички на дереве»
«Птички на проводах»
Различные игрушки и подручные средства, например: щётка, мячик, кукла, кубик и т.п. Таким образом, можно придумать массу разных вариантов (дети под музыку передают друг другу предмет, аналогично игре с «Музыкальным кубиком», у кого предмет остановился, тот исполняет песенку или скороговорку)
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Моделирование на фланелеграфе сюжетов песен
Пособие «Ладошки и ножки»
Динамические карточки (педагог показывает карточки с полярными динамическими оттенками, а дети проговаривают или пропевают знакомые потешки, песенки, упражнения)
Озвучивание картин (известные репродукции или подобранные картинки, дети выполняют звукоподражания, любые напевы)
Раздаточный материал для пропевания гласных звуков «А-Э-И-О-У»
В последние годы применяю в практике методы и приёмы, позаимствованные с Центрального телевидения (1 канал, «Россия», НТВ), такие передачи, как «Голос», «Битва хоров», «Из песни слов не выкинешь».
Как положительный результат моей профессиональной деятельности, можно считать ежегодное участие воспитанников в городских конкурсах эстрадной песни «Чудо-чадо», «Хрустальная нотка», а также 30-40% поступления наших воспитанников в студии дополнительного образования, в музыкальную школу. Я считаю, что владея набором различных методов и приёмов, комплектом дидактических игр и пособий, используя в практической деятельности информационно-коммуникационные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и, музыку в целом!