«Особенности работы концертмейстера в вокально-хоровом классе»
Особенности работы концертмейстера в вокально-хоровом классеЭ.Г.Кощук концертмейстер ГУ «Комплекс Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей»январь 2015
Исполнительские задачи концертмейстераПрофессиональные исполнительские качества складываются на основе сочетания чисто пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании. Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.
Исполнительская деятельность концертмейстера органично связана с партией вокалиста. Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у партнера по ансамблю в процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведений. В процессе исполнения аккомпаниатор - опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное богатство. Аккомпаниатор тщательно анализирует особенности партии партнера, изучает ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки, рассматривает форму произведения, создает определенный колорит звучания, постигает замысел музыкального произведения, проникает в его характер.
Методические требования к исполнению аккомпанементадостижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а именно: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических фигурации;уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АРАНЖИРОВКИ ВОКАЛЬНЫХ ВЕРСИЙ С БУКВЕННОЙ ЦИФРОВКОЙ
Мелодия, текст, анализ формы.Тональный план, гармонизация.Выбор ритмической секции.Выбор фактурного изложения.
Выбор ритмической секции
Принципы сопровожденияТам, где мелодия движется, сопровождение нужно продлить, там где мелодия длится сопровождение нужно двигать;Если повторяется функция желательно заполнять аккомпанемент проходящими оборотами, хроматическим движением или использовать обращения;Выбор того или иного средства музыкальной выразительности должен быть оправдан эмоциональным, образным содержанием произведения и подчинен вокальным возможностям исполнителя.
Любой концертмейстер , желающий улучшить качество своей работы должен быть самым суровым критиком, постоянно переоценивать свой труд, сравнивая свои результаты с намерениями. Наряду с самооценкой, концертмейстер должен совершенствовать свою технику и знания, постоянно слушая как можно больше музыки, а так же суммировать музыкальный опыт коллег, преподавателей, лидеров. Только собственная инициатива и усилия дадут чувство удовлетворения и приведут к успеху.
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»С.Стрелецкий «Популярный учебник композиции или как сочинять песни»К.Олейников «Аранжировка»И.Бриль «Практический курс джазовой импровизации»А.Рогачев «Системный курс гармонии джаза»Ю.Чугунов «Эволюция гармонического языка джаза» и др.