Презентация по русскому языку на тему Работа над безударными гласными (1 класс)


Работа над безударными гласными в I классе.
Что надо проверять?
Проверять надо б/гл.
Где надо проверять?
Проверять б/гл. надо в корне слова, т.к. написание б/гл. в других частях слов не подчиняется правилу.
Как надо проверять?
Надо подобрать н этому слову родственное слово или изменить форму слова.
Чем надо проверять?
Проверять надо ударением, т.н. в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.
Кан проводить работу над правилом правописания б/гл. в норне слов в течение четырех лет обучения в начальной школе?
Первое знакомство с правилом правописания б/гл. происходит еще в период обучения грамоте. Первоклассники получают понятие об ударении, ударных и безударных гласных звуках и буквах, учатся путем наблюдения единственного и множественного числа существительных писать правильно б/гл. в простейших словах (в двухсложных существительных, с ударением, на окончании: сосна′, лиса’, леса′, столы′, грибы′ ...). При этом важно при первом знакомстве с правописанием б/гл. в простейших словах идти от слова с ударной гласной, к его форме с б/гл.: лес - леса′, реки - река′.
Учитывая возраст детей эту работу я провожу в игровой форме.
Игра " Догадайся сам".
Цель: тренировка в слогоделении, в ударении. Наглядный материал: картинки с изображением птиц.В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой - два кружка. Показываю картинки птиц, дети должны не только произнести слова - названия птиц, но и разделить слова на части, определить на какую часть слова падает ударение.
Затем надо определить, в какую часть доски следует поместить показанную птицу. Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины и т.д.
Игра " Маячки”, которая дала возможность зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. Выглядело это так. Было дано предложение: В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.
При выполнении задания дети читали слова дважды: сначала орфографичесни, затем орфоэпически. Цель этого задания - обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению. К словам с "маячками" подбирались проверочные слова путем применения формы слов.
Помог мне и такой прием, когда дети слышаемые слова не записывали, а отмечали графически только безударные гласные (диктует учитель): На дворе горой, а в избе водой. Уч-ся отметили, что безударная гласная О встретилась три раза, а И - один раз. Затем слова проверяли устно.
" Гласные поссорились" - сказка.
Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли - всем стало стыдно за них, противно слушать как они ругались. А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается ...
К счастью, на помощь пришел волшебник. Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее на - писании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А и О (да и другие тоже, например Е-И). Именно с тех пор пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссорится, если существует волшебник "Ударение". Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!
Волшебник " Ударение "
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет "Ударение". И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать "Ударение" вдруг выскочило откуда-то и закричало:
-Что вы без меня значите?
Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед замо′к и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то "Ударением". Ведь "Ударение" - это же просто черточка! "Ударение" рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замок (показываю рисунки) и перед взором всех предстал за′мок. Слова зашумели и т.д.
Такие игровые моменты очень помогают детям при изучении этой темы до этого.
Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения – его смыслоразличительную роль в слове: кастрю′ля - это слово, а ка′стрюля или кастрюля′ - не слова, нет таких слов в русском языке. Ребенок вдруг "нос к носу" сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается - непонятно. Вроде прочитываются все те же звуки, а слова нет. И оказывается, что во всем "виновато" ударение. Только после того, как школьник научится произносить одно и тоже слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога. Добиться этого непросто. И как всегда помогают мне в этом игровые моменты на уроке.
В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают так называемые ритмические модели двухсложных
′ ′
и трехсложных

′ ′
Для упражнений над ритмическими моделями подбираются в основном изолированные слова, что приводит к некоторому однообразию, монотонности в работе. Использование связных текстов способствует усилению интереса детей к выполняемой работе, повышению ее эффективности. Так скороговорку Н. Тополевой на уроке русского языка я использовала для выявления свойства разно- местности словесного ударения следующим образом.
По утрам
У Айболита
До обеденной поры
Лечат зу′бы:
Зе′бры,
Зу′бры,
Ти′гры,
Вы′дры
И бобры′.