Статья по теме Урок-квест как повышение мотивации в обучении учащихся
Современные педагогические технологии
Статья на тему: «Урок-квест как форма повышения мотивации»
Если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование - лицо разума.
(Унсур Аль-маали (Кей Кабус)И.В.Варнавская,
учитель иностранных языков
МБОУ СОШ №2
Каждый учитель - практик знает, как трудно мотивировать учащихся к обучению в современной школе. Необходимо построить урок так, чтобы вызвать у детей неподдельный интерес, удивление, которые являются основным рычагом к побуждению продуктивной познавательной деятельности и освоению содержания образования. Дуглас Макгрегор, профессор менеджмента, создатель теории мотивации труда однажды сказал: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим. Вот тогда они вас удивят».
В наше время постоянно приходится искать новые методы и подходы, совмещать различные современные педагогические технологии в одном уроке, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным и понятным детям и, в то же время, результативным. Я часто применяю на уроках такие формы, как соревнование, игры, кроссворды, ролевые игры с элементами кукольного театра (бумажные куклы дети изготовили сами). Это помогает удерживать интерес учащихся.
Я периодически изучаю опыт других учителей, как своей школы, так и педагогов из разных точек нашей огромной страны. И в этом вопросе, конечно, неоценимую помощь оказывает Интернет.
В последнее время меня очень заинтересовали уроки-квесты. В этой статье я хотела бы поделиться своим небольшим опытом.
«Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Различают два типа квестов: для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и для длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год).
Я использую чаще первый тип: квесты, расчитанные на один-два урока. В содержании учебников английского языка (авторы М.З.Биболетова, М.В.Вербицкая) много тем, которые очень походят для проведения таких уроков. Например, во втором классе мы проводили увлекательный урок-путешествие по правилам чтения и усвоению лексики по теме «Одежда» и «Семья». Если дети что-то забыли, они искали информацию в учебниках. Задания были подготовлены мной заранее (карта-маршрут нашего путешествия была сделана в форме презентации). Станции были самые разнообразные: «Прочитай звук», «Прочитай слова», «Назови предмет», «Покажи предмет» и т. д. Некоторые задания, связанные с таким видом деятельности, как говорение и письмо, дети получали на листах.
Класс разделили на две группы. В каждой команде дети сами выбирают «лидера» группы, но задания выполняют все дети. И отвечают тоже все по очереди, но другие члены команды и лидер могут помочь при затруднении. Что очень ценно в таких формах работы, это то, что «сильные» учащиеся помогают «слабым», все очень поддерживают друг друга и сопереживают.
Игра-приключение называлась «Ключ Королевства знаний». Дети проходили семь станций, на которых они выполняли задания, при затруднениях они искали необходимую информацию в учебниках. В результате такого увлекательного урока дети повторили все правила чтения гласных в открытом и закрытом слогах, правила чтения буквосочетаний, лексику по теме «Семья» и «Одежда», играли разные роли в диалогах. На дом ребята получили задание: нарисовать по желанию либо фото семьи, либо отдел одежды в магазине. Рисунки получились очень красивые и разнообразные: семейные фото, яркие платья, куртки, шарфы и другие вещи, но главное, дети называли все вещи и родственников по-английски. В игровой форме получился интересный урок повторения пройденного материала и подготовки к контрольной работе!
В 6-х классах благодатная тема для урока-квеста: «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». Здесь необходима более серьезная подготовка учителя и учащихся. На первом уроке я даю учащимся тему квеста, разрабатываю маршрут квеста – карту, готовлю разнообразные задания для станций. Карта очень важна, т.к. по ней на каждой станции я проверяю выполнение заданий и проставляю в карту количество баллов, набранные командой на данной станции.
Принцип работы тот же: команда получает задания, которые выполняет всем составом и распределяет, кто будет перед ребятами представлять выполненное задание. Выступить должны все учащиеся: более «слабые», например, читают, более подготовленные представляют устное высказывание и т. д.
Для выполнения этого квеста класс делится на четыре команды: одна команда изучает все материалы по Англии, другая – по Уэльсу, третья – по Шотландии и четвертая – по Ирландии. Дети представляются жителями этих стран и на уроке рассказывают об этих странах от их лица. Многие готовят презентации. В интернете дети ищут дополнительную информацию: имена представителей этих стран, год появления флагов и т. д.
В итоге, как правило, значительно большее количество учащихся рассказывают о Соединенном Королевстве. Кто-то лучше и больше информации, кто-то меньше, но результат виден.
В таких играх-путешествиях обязательно должны быть станции-сюрпризы, чтобы поддерживать дух приключения. Для малышей – это станция пения или станция занимательной веселой физкультминутки или станция-игра. Например, игра «Угадай, кто пришел к нам в гости!» (гость обязательно должен присутствовать, либо в коробочке, либо на рисунке, в столе …). В этой игре скрыта интрига и, в то же время, учащиеся отрабатывают вопрос «Это кот? Это птица?» и т. д.
Хочется отметить, что урок-квест включает в себя элементы нескольких современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве (групповое обучение), проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ технологии, личностно-ориентированное развивающее обучение.
Он отвечает всем требования ФГОС и помогает сформировать современные ключевые компетенции, такие как
• компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, знакомство с культурой, историей и другими аспектами англо-говорящих стран, взгляд на изучаемую тему с неожиданной стороны, расширение кругозора;
• компетенции деятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;
• компетенции информационных технологий: прием, переработка и выдача информации;
• компетенции социального взаимодействия в команде, навыков работы в группе умения распределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде, выполняющей задания квеста;
• компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, ценность культуры и истории;
• компетенции саморазвития и рефлексии;
• компетенции здоровьясбережения.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все мои усилия и поиски направлены на мотивирование учащихся, на то, чтобы пробудить в них желание изучать английский язык и не воспринимать его как сложный и труднодоступный для понимания школьный предмет.
Надо сказать, что многие дети улучшили свои учебные результаты, начали участвовать в конкурсах, олимпиадах. Результаты не всегда отличные, но ведь главное – интерес учащихся, желание учить язык, не относиться к предмету как к чему-то сложному и непонятному.