Презентация Развитие позитивной мотивации учащихся
\Психолог высшей категорииКарпова Светлана АлексеевнаОШ №12 г. Симферополь «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Сократ (470—399 гг до н. э.)Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.Гесиод (ок. 720 г. до н. э.)Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Египетскому жрец Ипувер (ок. 1700 г. до н. э.) Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Надпись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка — свыше 3000 лет. Учение, лишенное всякого интереса и взятое толькосилой принуждения,убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо болеедостойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушинский «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский Мотив – источник деятельности любого человека, «энергетическая батарейка» личности. От его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.«Мотивация – это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным». А. Маслоу Мотив интерес,потребность,стремление,убеждение,идеал,эмоции,влечения,инстинкты,установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от занятий *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы педагога Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями: Смысл учения Внутреннее отношение ученика к учению Мотив учения Побудительная причина к действию Постановка целей Направленность ученика на выполнение действий Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей Эмоции Интересы Познавательно-эмоциональное отношение школьника учению М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я Работа по созданию позитивной мотивации происходит путем взаимодействия педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Можно выделить основные направления работы: Деятельность педагоговДеятельность психологаДеятельность родителей учащихся Деятельность самих учащихся Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Выделяют 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ребенка I. Эмоциональные методы мотивации поощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно-образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения,прогнозирование будущей деятельности IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиск контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. Множество условных способностей человека можно условно (по Юнгу) объединить в четыре группы: 1. Рациональные способности2. Эмоциональные способности3. Интуитивные4. Деятельностные Мотивация детей, обладающих рациональными способностями Одним из ведущих мотивов обучения является познание истины. Условия обучения:Учебная ситуация имеет ясные цели и хорошо структурирована;Учебный материал выстроен логически;Глубоко исследуются причинно-следственные связи;Есть возможность задать вопрос «почему?» относительно логики и философии материала. Мотивация детей, обладающих эмоциональными способностями: Для таких детей важно, что на занятиях все было по-доброму, доброжелательная атмосфера для них – залог их включенности и активности.Условия обучения:Наличие яркой, выразительной наглядности;Артистизм и разнообразие преподавателя в своих позитивных проявлениях;Акцент на групповой и коллективной работе;Много визуальной и цветовой информации. Мотивация детей, обладающих интуитивными способностями: Для таких детей отдушина наступает в тот момент, когда преподаватель останавливается в своем монологе и обращается к классу: «А вы как думаете? Какие у вас гипотезы, предположения?»Условия обученияЕсть возможность для импровизации и самореализации учеников;На занятиях много творческих, проблемных задач;У детей есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения;Чаще использовать игровые формы обучения. Мотивация детей, обладающих деятельностными способностями: Мотивами обучения для таких детей являются практическая польза, реальные продукты, материальный результат их учебных усилий: рисунок, изделие, поделка, схема.Условия обучения:Есть возможность для двигательной активности;Много практических упражнений, демонстраций опытов, действий с предметами, моделями, макетами;Учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни ребенка;На занятиях обеспечена частая смена деятельности. Возрастные особенности и мотивация Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Возраст Характеристика мотивации Дошкольники Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности . Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим , стать отличником. Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций , то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное врем удерживать энергию сформированного намерения. Характеристика мотивации учения учащихся (по Н.В.Немовой) Средняя школа Стойкий интерес к определенному предмету . Мотив избегания неудачи . Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средств самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивиованных Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация. Благоприятный и продуктивный микроклимат на занятиях Умеет создать доброжелательную атмосферу на работе Для родителей учащихся должны быть организованы:Родительские собрания и семинары КонференцииВстречи с различными специалистами Консультации педагогов, психологаДля изучения интересов ребенка в семье родителям рекомендуется:проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);обсуждать книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного; наблюдать за интересами ребенка и его близкого круга общения.чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальшепомощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность Для развития мотивации и познавательного интереса в семье рекомендуется:- беседовать по интересующим детей вопросам;- побуждать детей задавать вопросы из интересующей их области;- занимать свободное время ребенка (или коллективно его проводить) в том числе познавательными видами деятельности;- рекомендовать книги в интересующей их области;беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, на занятияхосвещенных в газетах, журналах);помогать ставить опыты и побуждать детей к творческой работе внутри семьи и в школе. Подведём итог Развитие позитивной мотивации у детей требует от преподавателя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» Позитивная мотивация - мотивация, которая основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. Например, На желании подарить себе или другим, На вере в свои силы, На интересе игры, На энтузиазме «Я сделаю это!» На ответственности за людей и проекты На организованности и привычке работать На вознаграждении счастьем и здоровьем СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!