Использование ИКТ для формирования позитивной мотивации к изучению русского языка и литературы
Описание опыта работы по теме «Использование ИКТ для формирования позитивной мотивации к изучению русского языка и литературы»
Позитивная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов успешности при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе.
Использование ИКТ позволяет ученику: формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при создании мультимедиапроектов,
закреплять полученные знания. Применение ИКТ позволяет учителю: использовать эффективные методы обучения, отойти от традиционной формы проведения урока, сделать урок наглядным, организовать учебную деятельность детей более содержательной, повысить качество обучения, воспитывать желание учиться.
Опираясь на Государственный стандарт среднего образования, можно четко сформулировать задачи современной школы. Ученик должен уметь самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях, что позволит ему успешно адаптироваться в жизненных условиях. Информационно – коммуникационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо. Следовательно, использование ИКТ на уроках может улучшить результаты обучения учащихся и качество преподавания учителей.
Мы часто слышим от учащихся: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Интерес – это синоним учебной мотивации. А как сформировать его у ребенка? Только через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, интерактивные – коммуникативные технологии, эмоциональную окраску урока.
Я глубоко убеждена в том, что информационно - коммуникационные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
Сегодня информационно - коммуникационные технологии можно считать современным способом передачи знаний. Этот способ позволяет ученику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, повышает самооценку, мотивацию. Использование ИКТ в учебном процессе: мультимедийные презентации, тренажеры, ресурсы Интернета, - является одним из важных результатов инновационной работы учителя в школе. Это позволяет сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ИКТ для формирования позитивной мотивации к изучению русского языка и литературы способствует развитию творческих способностей учащихся, мотивирует школьников принимать участие в интерактивных конкурсах, олимпиадах, конференциях, что предопределит успешную социализацию ребят.
Для формирования позитивной мотивации к изучению предмета я использую ИКТ. На уроках развития речи и уроках литературы применяю музыкальные отрывки из классических произведений в сопровождении видеоряда. Такой вид работы создает позитивную атмосферу на уроке и стимулирует учащихся к дальнейшему восприятию учебного материала. Предлагаю учащимся иллюстрации, портреты, картины, фотографии, схемы, таблицы, видео-экскурсии. Работая с изображениями, представленными на экране, учащиеся могут не только познакомиться с творчеством поэтов, писателей, художников, но и развивать свои творческие и речевые способности: составлять монологи, описания, рассказы.
Одним из полезных свойств информационных и коммуникационных технологий является доступность справочного материала. При подготовке к уроку широко использую готовые программы: «Фраза»,«1С:Репетитор», «Тесты по орфографии», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , а также представленные на дисках словари и энциклопедии «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Большая русская биографическая энциклопедия». Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке.
На уроке открытия новых знаний применяю мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, буктрейлеры, видеоролики, фонохрестоматии. Фонохрестоматии содержат фрагменты художественных текстов, которые читают профессиональные актёры. Таким образом у школьников формируются навыки правильного выразительного чтения.
Для закрепления изученного использую мультимедийные презентации, которые позволяют осуществить самопроверку выполненных заданий. В 5-6 классах на разных этапах урока часто использую весёлые, занимательные уроки из цикла «Веселая грамматика». Такие уроки воспринимаются учащимися легко, усвоенный материал надолго запоминается.
Проектная и исследовательская деятельность в урочное и во внеурочное время – один из способов повышения мотивации к успешному изучению предмета. Учение только тогда становится для учащихся интересным, когда они сами учатся проектировать, конструировать, исследовать, открывать.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии, урока- пресс- конференции, урока- КВН, урока- путешествия, урока-викторины и интегрированного урока. Это позволяет наполнять уроки новым содержанием, идти в ногу со временем, осуществлять творческий подход к уроку.
Мое жизненное кредо – это слова Конфуция: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете».
Своим коллегам я хочу сказать: «Любите учеников, будьте общительными, совершенствуйте свои знания, не останавливайтесь на достигнутом – и успех придёт к вам».