«Программа подготовки к ЕГЭ с элементами психологического тренинга»
«Программа подготовки к ЕГЭ с элементами психологического тренинга»
(для учащихся 9,11-х классов)
Педагог-психолог Кузнецова Л. В.
1.Пояснительная записка
Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Именно личностные, психологические факторы выступают залогом успешной социализации и творческой реализации человека. Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с этим, что такая проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» я оприралась на программу занятий по подгтовке учащихся 9-11 класса к выпускным экзаменам с элементами психологическогво тренинга Е.Ю.Шрагиной «Формула успеха», Гуськовой Е.В. и Буднеевич Г.Н. и программу «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам редакции и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Вопросы подготовки школьников и педагогов к итоговым и выпускным экзаменам рассматриваются на методических семинарах, совещаниях различного уровня. В большинстве случаях считается, что специальной подготовки к итоговым и выпускным экзаменам не требуется, учащимся достаточно пробного экзамена и четкой инструкции по правилам проведения. На самом деле, этого мало, поскольку новая форма сдачи экзамена принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.
На официальном сайте Министерства образования, посвященном итоговым и выпускным экзаменам представлено огромное количество различных материалов для различных категорий читателей. Все эти документы носят общий инструктивный характер. На уроках в общеобразовательном учреждении идет подготовка к экзаменам – отработка учебного материала. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников.
Государственные экзамены в 11 и в 9 классах радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе их сдачи:
· высокая мобильность, переключаемость;
· высокий уровень организации деятельности;
· высокая и устойчивая работоспособность;
· высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
· четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
· сформированность внутреннего плана действий.
При подготовке и проведению итоговых государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ можно выделить основные направления работы школы в ходе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
1. Просветительское
2. Диагностическое
3. Консультативное
4 Профилактическое
5. Аналитическое.
Этапы реализации программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при проведении государственной (итоговой) аттестации.
I. Подготовительный этап (реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической функции)
Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и ГИА и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
1. Тестирование учащихся 11-х, 9-х классов с целью выявления уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей, для построения дальнейшей коррекционной работы.
2. Изучение фрустрационных реакций и эмоциональных проявлений, для определения путей оказания индивидуальной помощи.
3. Правила и процедура экзамена. Нормативные документы.
4. Психологические коррекционные занятия «Экзамен как повод поиграть»
5. Психологическое просвещение через групповые консультации
6. Контрольно-измерительные материалы. Структура, правила работы.
7. Репетиционный экзамен.
II. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся.
2. Индивидуальные психологические консультации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении.
3. Индивидуальные психологические консультации учащихся с низкой самооценкой.
4. Индивидуальные психологические консультации демонстративных учащихся
5. Индивидуальные психологические консультации трудных учащихся
6. Составление рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей по результатам психологических исследований
III. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой итоговой аттестацией.
1. Правила и процедура экзамена. Нормативные документы.
2. Групповые консультации на родительских собраниях «Психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ» «Как помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации»
3. Индивидуальные консультации родителей по возникшим проблемам, связанным со сдачей экзаменов.
4. Индивидуальные собеседование родителей и учащихся с администрацией школы, с учителями- предметниками по вопросам прохождения итоговой аттестации.
IV. Проведение ЕГЭ и ГИА (реализация организационно исполнительской, контрольно диагностической функций).
1. Педагогический совет «Формирование мотивационных установок субъектов образовательного процесса к организации и проведению ЕГЭ и ГИА»
2. Индивидуальные консультации педагогов по способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ЕГЭ
3. Производственное совещание с рекомендациями по психологическому сопровождению процесса подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе.
4. Психологическая поддержка учащихся при проведении ЕГЭ непосредственно перед экзаменом.
V. Анализ результатов и выработка предложений по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
1. Анализ проведения репетиционных экзаменов.
2. Выработка рекомендаций.
3. Анализ возникших психологических и педагогических проблем при подготовке и проведении итоговой аттестации и определение путей работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся на следующий учебный год.
Цель программы:
ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые могут вызвать у выпускников трудности разного характера –познавательные, личностные и процессуальные, отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Познавательные – проявляются в недостаточном объеме знаний, слабо развитых навыках работы с тестовыми заданиями.
Личностные – повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, приводящий к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания.
Процессуальные – трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов и критериев оценки.
Таким образом, цель данной программы – оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ.
Задачи программы:
1. Знакомство выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена.
2. Овладение учащимися способами регуляции эмоционального состояния, способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышения сопротивляемости стрессу.
3. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
4. Самодиагностика психологических особенностей, уровня тревожности и компетентности в подготовке к итоговой аттестации.
5. Обучение учащихся способам самомотивирования и реагирования на негативные эмоции
6. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.
Формы и методы работы.
Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ЕГЭ ь- психолого-педагогические занятия с элементами тренинга.
На занятиях не происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В процессе занятий каждый участник пополняет свою «копилку» представления о ЕГЭ: «чем лично для меня ЕГЭ лучше традиционного экзамена»: «что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)».
Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.
Участники программы:
- ученики 9-х, 11-х классов
- ведущий группы (соц. педагог)
- ассистент (педагог или психолог)
Ожидаемые результаты:
- усвоение психологических основ сдачи экзамена;
- освоение техник саморегуляции;
- освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
Эффективность работы
Эффективность работы определяется результатами скрининг-диагностики. В качестве диагностики состояния участников в начале и в конце программы используются рисунки «Экзамен» и «Уверенность на экзамене».Эффективность занятий также определяется методом анкетирования участников, а также отзывов педагогов школ.
Курс рассчитан на преподавание в объеме 8 занятий по 45 минут для всего класса.
Каждое занятие программы построено по единому алгоритму: вводная мини-лекция, экспресс-диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение итогов занятия.
Оптимальной формой психологической подготовки учащихся к экзаменам являются психолого-педагогические занятия, которые отличаются от тренинга и классного часа. Для повышения эффективности занятий и закрепления полученных навыков будет создаваться «копилка полезных советов» памятка сдающим экзамены.
Тематический план занятий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
Тема занятия
9А
9Б
9К
11
1
Что такое экзамен? (актуализация проблем учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА; первичная диагностика эмоционального состояния).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2
Сформированность процессуальной компетенции к ЕГЭ, ГИА (информирование учащихся по основным вопросам проведения экзамена; диагностика осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ и ГИА).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
3
Стресс. Техники саморегуляции в период подготовки к экзаменам (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышения сопротивляемости стрессу).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
4
Стресс. Техники саморегуляции в период проведения экзамена (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
5
Как пережить ЕГЭ, ГИА? (развитие навыков позитивной самомотивации и способы подготовки к экзаменам).
1ч.
6
Уверенность на экзамене (информирование, закрепление уверенного поведения в период подготовки и сдачи экзамена).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
7
Сдаем экзамены. Психологическая игра для старшеклассников
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
8
Экзамен, как повод поиграть. Итоговое занятие.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Литература
1. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.
2.Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье // Школьный психолог.- 2002. №19.
3.Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004.
4. Щербич Н.М., Стрельникова Я.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период подготовки и участия в итоговой аттестации.
15