Сценарий воспитательного мероприятия Масленица
Масленица широкая
(общешкольное мероприятие в начальной школе)
Цель: приобщение учащихся к истокам культуры русского народа, его быта, и традициям.
Задачи:
- знакомство детей с обычаями и традициями празднования древнерусского праздника Масленицы;
- привитие интереса к народному творчеству, его красоте и гармонии через народные традиции;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- развитие творческого потенциала личности.
Предварительная работа: оформление стенда «Скоро Масленица»
Подготовка праздника:
- разучивание песен, частушек, хороводов, народных игр, сценок из жизни;
- подбор записи народной музыки, песен;
- подготовка костюмов;
- подготовка реквизита: бутафорские сани, чучело Масленицы, оформление сцены в стиле русской горницы;
- организация угощения блинами: стол, салфетки, перчатки, фартуки, разовая посуда и т.д.;
- спортивный инвентарь и атрибуты к играм на воздухе (обручи, вожжи, тарелки для метания, подносы, валенки, стулья и др.Музыкальная оформление:
МР3 hor-russkoy-pesni-pro…
МР3 Детские - Ой, блины (minus)
МР3 maslenica– pesni-detskiy-taneМР3– pesni –zaklichki-starostin Князь Владимир
Зал оформлен в стиле русской горницы.
Ведущий. Здравствуйте, люди добрые!
Почтенные и молодые,
К нам сюда скорее просим!
Подходи, честной народ!
Шевелитесь, торопитесь –
Праздник всех сюда зовёт!
Ведущий. Много славных и добрых праздников
Нам осталось от старины.
По традиции наших прадедов,
Зиму мы проводить должны.
По обычаям нашей сторонушки,
На границе зимы и весны
Выпекают румяные солнышки –
Знаменитые наши блины.
С праздником вас, дорогие мои!
Ведущий. И собрались мы сегодня сюда, чтоб отметить старинный русский народный праздник – Масленицу. С незапамятных времён он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.
Ведущий. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и весёлая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.
Ведущий. Например, понедельник назывался «встреча», потому что и стар и млад выходили в этот день на улицу встречать Масленицу.
Ведущий. А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали её по всей деревне.
В зал на санях ребята ввозят чучело масленицы.
Дети.
- Едет Масленица, едет сырная, разгульная, а не смирная!
- Праздник общий, мирской, прощайся, народ, с тоской!
- Праздник семейный, праздник домашний, самый весёлый и очень важный!
- Ждёт весёлый хоровод, не робей, честной народ!
Дети исполняют песню «Дорогая наша Маслена»
Дети.
- Эй, народ честной, шире рот открой!
- Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!
- Дорогие односельчане, все, кто любит блины в сметане!
- Приходите без промедления встречать Масленицу!
- Старинный праздник весенний!
- Весну встретим, зиму проводим, в хороводе походим!
- Поиграем, покушаем, весёлые песни послушаем!
- Приходите, не пожалеете!
Дети хором: - лет на десять помолодеете!
Чучело Масленицы ставят на видное место, а сами занимают места в зале. К чучелу Масленицы подходит девочка.
- Дорогая наша Масленица, Авдотья Изотовна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Ой, ты, Масленица-кривошейка,
Мы встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом,
Пирогом, ватрушками, весёлыми частушками.
ЧАСТУШКИ. Исполняют учащиеся 4 класса.
Вот и Масленка идёт, весёлая гуляночка.
Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.
Как на масленой неделе из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, подрумяненные!
Девки, масленка идёт. Кто нас покатает?
У Алёшки за двором Сивка пропадает.
Я на Масленку катался, трое санок изломал,
Ворона коня измучил, но девчонок покатал.
Шила платье из капусты, огурцом отделала.
Рассердилась – платье съела! Что же я наделала?!
Купи, тятя, мне коня – вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
Ты, Алёша, ты Алёша, у тебя гармонь хороша!
Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.
Запрягу я вороного в расписные сани,
Кому хочется плясать, выходите сами.
Ставь маманя самовар, ко мне едет сыровар,
Сыровар молоденький, зовут его Володенькой.
У меня четыре шали, пятая – пуховая;
Не одна я боевая, все мы здесь, бедовые.
Ходи, хата, ходи печь, хозяину негде лечь.
Буду «Барыню» плясать, буду дроби выбивать.
Ведущий. Вторник масляной недели назывался «Заигрыш», в этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под гармошечку поплясать.
Ученик 3 класса. Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем.
Где весёлый народ, там наш будет хоровод.
Игра «Бояре, а мы к вам пришли» Исполняют учащиеся 3 класса.
Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли.
Девочки. Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
Мальчики. Бояре, а мы невест смотреть
Молодые, мы невест смотреть.
Девочки. Бояре, покажите женихов,
Молодые, покажите женихов.
Мальчики. Бояре, а вот мы женихи,
Молодые, а вот мы женихи.
Девочки. Бояре, покажите кушаки,
Молодые, покажите кушаки.
Мальчики. Бояре, да вот наши кушаки,
Молодые, да вот наши кушаки.
Девочки. Бояре, покажите сапоги.
Молодые, покажите сапоги.
Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги,
Молодые, да вот наши сапоги.
Девочки. Бояре, покажите колпаки
Молодые, покажите колпаки.
Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки,
Молодые, мы забыли колпаки.
Девочки. Бояре, выбирайте невест,
Молодые, выбирайте невест.
Мальчики. Бояре, у вас все хороши,
Молодые, у вас все хороши!
Девочки. А мы сами себе кавалеров выберем.
Девочки выбирают партнёров по танцу.
Кадрильная пляска «Ах вы, сени». Исполняют учащиеся 3 класса.
Ведущий. А среду весёлой разгульной недели называли «Лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю!
А вот и наша хозяюшка ждёт гостей.
Учащиеся 2 «Б» класса.
Инсценировка «В гостях у Машеньки»
За красиво накрытым столом сидит девочка.
Ведущий. Вот красивый дом резной, а карниз-то расписной,
Ворота тесовые, а столбы дубовые.
В доме Машенька живёт и гостей сегодня ждёт.
Так и пышет самовар, над столом клубится пар.
Маша блинчики печёт, Маша песенки поёт.
Вот и Мишенька идёт, балалаечку несёт,
Вдоль по улице пошагивает, балалаечкой побрякивает.
Миша. Я на ярмарку ходил, балалаечку купил.
К Маше в гости поспешу, балалайку покажу.
Дома ли Машенька? Дома ли хозяюшка?
Напои чайком, угости медком.
Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи, к самовару подходи.
Напою тебя чайком, угощу тебя медком.
Миша садится за стол.
Ведущий. Вот Алёшенька идёт да трещоточку несёт.
Вдоль по улице пошагивает, да трещоточкой побрякивает.
Алёша. Я на ярмарку ходил да трещоточку купил.
К Маше в гости поспешу, да трещотку покажу.
Дома ли Машенька? Дома ли хозяюшка?
Напои чайком, угости медком.
Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи, к самовару подходи.
Напою тебя чайком, угощу тебя медком.
Алёша садится за стол.
Ведущий. Вот и Сашенька идёт, погремушечку несёт,
Вдоль по улице пошагивает, погремушечкой побрякивает.
Саша. Я на ярмарку ходил погремушечку купил.
К Маше в гости поспешу, погремушку покажу.
Дома ли Машенька? Дома ли хозяюшка?
Напои чайком, угости медком.
Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи, к самовару подходи.
Напою тебя чайком, угощу тебя медком.
Саша садится за стол.
Маша. Вам понравился чаёк?
Мальчики (все вместе) Очень вкусный был медок!
Маша. А теперь прошу народ в развесёлый хоровод.
Шумовой оркестр 2 класса.
Ведущий. А четверг масляной недели назывался «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей. А вот и к нам скоморохи пожаловали.
Выходят два мальчика-скомороха, учащиеся 4 класса.
Фома да Ерёма
Ф – мы ребята удалые
Е – мы ребята озорные
Ф – голосом пляшем, ногами поём.
Е – в общем и целом прекрасно живём.
Ф – а ну Ерёма, присядем у ворот, да потешим народ.
Е – нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы.
Ф – начинай.
Е – нет, ты начинай.
Вместе – оба вместе начнём, а вы подпевайте. (Имитируют игру на балалайке)
Ф – вы послушайте ребята, чепуху мы будем петь.
Е – на дубу коза пасётся, в бане парится медведь.
Вместе – здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших, у ворот всё идёт наоборот.Ф – рано утром, вечерком, поздно на рассвете, баба ехала пешком, в ситцевой карете.
Вместе припев.
Е – а наш дедушка Иван, посадил кота в карман, котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Вместе припев.
Ф – на заборе чепуха, жарила варенье, куры съели петуха в одно воскресенье.
Вместе припев.
Е – сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,
на головке сапожок, на ноге фуражечка.
Вместе припев.
Вместе – черти вилами поели из баранины уху
не пора ли нам ребята всю закончить чепуху
Вместе припев.
Ведущий. Пятница Масляной недели называется «тёщины вечорки». Зятья приглашают своих тёщ в гости на блины да пироги и угощают их на славу.
Выходит девочка, исполняет роль тёщи.
Тёща.
Никифорова Катя
У меня, у тёщи, семеро зятьёв.
Так к какому зятю в гости я пойду?
Старший, Андрюша, до чего сердит.
А второй, Петруша, целый день ворчит.
Третий, Степаша, до обеда спит.
А четвёртый, Саша всё жену бранит.
Пятый, Алёша, калачи жуёт.
А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.
А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,
Песенки весёлые на дуде ведёт.
Дудочку послушать, пироги покушать,
Сяду-ка я в сани да поеду к Ване.
Ведущий. Суббота на весёлой Масленой неделе называлась «золовкины посиделки». Собирались в этот день молодые невестки с золовками: угощались, играли в игры, дарили друг другу подарки. Вот и наша красна девица свет Маромушка в гости к нам пришла.
Песня-игра «Марома моя, Маромушка» (учащиеся 2 «А» класса)
Дети. Марома моя, Маромушка, раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины, у хозяюшки горячи пироги.
Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Куделечку пряду!
Дети. Марома моя, Маромушка, раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины, у хозяюшки горячи пироги.
Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Клубочки мотаю.
Дети. Марома моя, Маромушка, раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины, у хозяюшки горячи пироги.
Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Вязаньице вяжу.
Дети. Марома моя, Маромушка, раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины, у хозяюшки горячи пироги.
Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Плачу! Пальчик наколола!
Дети. Марома моя, Маромушка, раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины, у хозяюшки горячи пироги.
Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Вас ловлю.
Ведущий. И последний день на Масляной неделе назывался «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали чучело Масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.
Все дети встают в круг, двигаясь по кругу, поют песню
«Ты прощай, наша Масленица».
Ты прощай, ты прощай, наша Масленица,
Ты прощай, ты прощай, наша широкая.
А нас Масленица обманила,
На семь недель поста посадила.
Говорили Масленке – семь недель,
Осталось Масленке один день.
II часть. Проводится на улице.
Песня «Блины» поют все классы начальной школы.
Мы давно блины не ели,
Мы блиночков захотели
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша милая сестрица
Печь блины – ох мастерица!
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Растворила на дрожжах –
Не удержишь на вожжах!
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В кадке новой растворила –
Два часа блины всходили
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть
Сотни две, а может шесть.
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос блины кладёт
И сама гостям несёт.
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои! (2 раза)
Проводятся игры, соревнования.
Ведущий. Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь идём играть!
«Самый меткий» - кто бросит «блин» на поднос и не промахнётся.
«Игра-гадание» - по очереди бросают пару валенок, на кого укажут носки валенок, та пара пляшет
«Бег в лаптях» - по аналогии игры «Бег в мешках»
Эстафета «Блины» - каждый участник кладёт «блин» на «сковороду» бежит с ним до стола, выкладывает «блин» на поднос, возвращается к команде и передаёт «сковороду» следующему участнику.«Потолкушки» - 2 игрока в обруче, на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкать друг друга.
«Кто самый ловкий» - на концовку четверостишия, дети едят один блин, который держит на весу взрослый.
Первый блин комом,
А второй – знакомым,
Третий блин – дальней родне,
А четвёртый – мне!
Загадки.
- Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?
- На плешивого капну, по плешивому хлопну, плешь обдеру да опять наведу.
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит и кипит – всем пить чай велит.
- Маслянисты и румяны, жить не могут без сметаны. Ароматны и вкусны ноздреватые …
Ведущий. У нас такой обычай есть: надо Масленицу сжечь,
Чтоб тепло её костра Весна – девица-краса
Всей душою ощутила, к нам скорее поспешила
Сжигается чучело масленицы.
- Масленичное чучело сгорело, а с ним ушли все беды да печали.
В свои права, Весна, вступай, природой править начинай!
Ведущий. Да! чуть было не забыли…
На Руси законом было щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать!
Все расходятся по классам на чаепитие, угощаются блинами.