Сценарий внеклассного мероприятия Широкая масленица 
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
для учащихся 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основной идеей  данного праздника является создание условий для достижения успеха каждым учеником через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, Родина, совесть, любовь, традиция. Развитие у детей 9-10 лет уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.
 Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.
Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.
   
Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица пришла».  
     
 Задачи:
Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
Развитие творческих способностей учащихся
Праздник проводится на масленичной неделе.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА:
Под музыку выходят хозяин и хозяйка в народных костюмах.
Хозяин и хозяйка.
- Заходите, гости дорогие! Усаживайтесь поудобнее, праздник близок. 
Заходят гости в народных костюмах. Часть гостей встают полукругом на сцене, остальные проходят садятся на стулья.
Гость 1. 
- Федул, что губы надул?
Гость 2.
-  Да кафтан прожёг.
Гость 1. 
- Залатать можно?
Гость 2. 
- Да иглы нет.
Гость 1.
-  А велика ли дыра?
Гость 2.
-  Да один ворот остался.
Гость 3. (обращается к четвёртому гостю)
-  Сосед, ты видел моего телёночка?
Гость 4. 
- Рыжего?
Гость 3. 
- Да, рыжего.
Гость 4.
- С белым пятном на лбу?
Гость 3. 
- Да, с пятном.
Гость 4.
-  И обрывком на шее?
Гость 3. 
- Да, верно. Где ты его видел?
Гость 4.
-  Нет, сосед, я такого не видел. 
Гость 5.
-  Где ты, брат Иван?
Гость 6. 
- В горнице.
Гость 5. 
- А что делаешь?
Гость 6. 
- Петру  помогаю.
Гость 5. 
- А Пётр-то что делает?
Гость 6.
-  Да на печи лежит. 
Гость 7. 
- Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
Гость 8.
-  Пусть занимается, у него до вечера много дел.
Гость 7.
- Вставай, Дунюшка, вставай, уже петушок поёт!
Гость 8. 
-Пусть поёт! Петушок маленький, ему и ночь долга!
Гость 7.
- Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
Гость 8. 
- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!
Гость 7. 
- Вставай, Дунюшка, каша готова!
Гость 8.
-  А я уж, матушка, за столом сижу!
Гость 9. 
- Тит, а Тит! Пойдём молотить!
Гость 10.
-  Спина болит.
Гость 9. 
- Тит, пойдём мёд пить!
Гость 10.
-  Дай поскорее шапку схватить!
Гости усаживаются. Выбегают скоморохи.
Первый скоморох.
– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
Второй скоморох.
– Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебёдки!– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Первый скоморох.
– Почтенные и молодые!
Второй скоморох.
– Полные и худые!
Первый скоморох.
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
Второй скоморох.
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Первый скоморох.
– Мы – скоморохи!
С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
Вместе.
– Сегодня Масленица приглашает в гости!
Второй скоморох.
– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!
Первый скоморох.
– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
Подходят хозяйка с хозяином.
Хозяйка. 
- Масленица - проводы зимы, встреча весны. 
Хозяин. 
- Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. 
Хозяйка. 
-Каждому дню Масленицы народ дал особое название.
Под песню «Масленица» выходят  Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Понедельник. 
- Понедельник – встреча – дети и взрослые строили снежные горки, затем возили Масленицу  - соломенную куклу.
Вторник. 
- Вторник – заигрыш – люди катались на горках, ели блины.
Среда.  
Среда -лакомка – тёща приглашала своих зятьёв на блины.
Четверг. 
- Четверг – разгуляй-четверток – взятие снежных городков.
Пятница. 
- Пятница – тёщины вечера – зятья угощали блинами своих тёщ, иногда всю родню.
Суббота. 
- Суббота – золовкины посиделки – все навещали своих родных.
Воскресенье. 
- Прощёное воскресенье –в преддверии  Великого поста люди стремились очиститься от всего греховного. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. 
Первый скоморох.
- Погляди, народ! К нам Весна идёт!
Под музыку появляется Весна в красивом платье.
Весна.
– Я – Весна!
Отворяйте ворота!Первым март пришел.Всех детей провёл.А за ним придёт апрель,Отворяй окно и дверь.А уж как придёт май – Сколько хочешь гуляй!
Гости: 
– Здравствуй, Весна-красна!
Весна.
– Здравствуйте и вы, люди добрые!
Я пришла к вам с радостью, с великой милостью! С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!С овсом усатым, с чёрною смородиной!Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!
Появляется зима.
Зима.
– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?
Весна.
– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,
Пора и честь знать!
Зима.
– Ах, вот ты как!Да, я Зима белая-белая,В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна.
– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!
          Зима.
– Я тебя снегом вымою-вымою!За ворота выгоню, выгоню!
Весна.
– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсьСтану ещё краше на просторах наших!
Зима.
– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.
Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)
– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!
Весна.
– Те кто Весну ждёт ко мне!
Игра  «Снежки».  (Снежки сделаны из бумаги. Игра проводится под музыку)Зима.
– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!
Гость 1.
- Прощай, Зима, прости ты нас,Что мы рады Весне сейчас!Что нынче нам Весна милее,Что о тебе мы не жалеем!
Гость 2.
- Счастливого пути желаем,На север с миром отпускаем! (Машут руками)
Второй скоморох.
- Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!
Перетягивание каната.
Две команды становятся в две шеренги друг против друга.
Одна шеренга:
- Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
Другая шеренга:
- Да простит тебя Бог, и я прощаю.
Все кланяются друг другу.
Первый скоморох.
-  Масленица, масленица хороводом дразнится!
Скоморохи.
– Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!
Под русскую музыку «Вдоль по улице метелица метёт» водят хоровод. 
Вдоль по улице метелица метёт,Скоро все она дорожки заметёт.Ой, жги-жги, жги-говори,Скоро все она дорожки заметёт.Запряжём же - ка мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей.Ой, жги-жги, жги-говори,В лес поедем за дровами поскорей.Рысью, рысью друг за другом побежимИ скорёхонько до леса добежим.Ой, жги-жги, жги-говори,И скорёхонько до леса добежим.Топорами мы ударим дружно в ряд,Только щепочки по лесу полетят.Ой, жги-жги, жги-говори,Только щепочки по лесу полетят.Топорами мы ударим ещё раз,Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.Ой, жги-жги, жги-говори,Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.Вдоль по улице метелица метёт,Скоро все она дорожки заметёт.Ой, жги-жги, жги-говори,Скоро все она дорожки заметёт.
Первый скоморох.
– А у нас на улице с петухом дерутся две курицы.
Второй скоморох.
– А две девицы – красавицы смотрят и смеются.
Вместе.
– Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Первый скоморох.
– У нас сейчас петушиные бои!
Игра “Петушиные бои”
Хозяин.
– Кого ноги в пляс ведут, скоморохи наши ждут!
Пляска под “Барыню”.
Хозяйка с хозяином.
- Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Все поют песню «Ой, блины, блины, блины»
Хозяйка. 
- Наши блины во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
Хозяин.
- С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Хозяйка с хозяином угощают всех блинами.
Хозяйка. 
- В небе словно от побелки Засиял уж Млечный путь. 
Хозяин. - Отшумели посиделки, Путь домой не позабудь! 
Первый скоморох.- Час общенья - к делу века Полуночничать всяк рад. 
Второй скоморох.- Славно будет, коль в потехе Не потратим весь заряд. 
Хозяин.- Мы делились тем, что знали, 
Хозяйка. - Попытались всех увлечь 
Скоморохи.- Не прощаемся мы с Вами,
Все: - Говорим:  до новых встреч!
Все исполняют русскую народную песню «Прощай масленица»
Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Маслену мы провожали,
 Тяжко по ней воздыхали,
 Прости, маслена, прощай,
 А на тот год приезжай,
 Поскорее
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица
 Масленица воротися,
 До велика дня протянися.
 Говорила семь недель , А остался один день
 День последний
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Приди весна
 С великой радостью
 С великой милостью
 И благодатью 
 Маслену мы привечали,
 Под горами пели, играли.
 А сегодня воскресенье,
 Наше кончится веселье.
 Под горами 
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Масленицу прогадали,
 Свою дорогую зажигали.
 Гори Маслена жарчей,
 Будет солнышко ярчей И прекрасней. 
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
 Прощай, прощай,
 Прощай масленица.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
2.  Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004.
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2
4.  Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006
5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006
6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006
7. Использование сайтов интернета.