Программа общефизической подготовки юношей и девушек на основе цирковых жанров
Программа общефизической подготовки юношей и девушекна основе цирковых жанров
Программа базируется на профилирующих дисциплинахизучаемых в Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Училище Циркового и Эстрадного Искусства(ГУЦЭИ)
Как и любой учебный процесс, процесс обучения цирковому искусству строится на дидактических принципах, но имеет свои специфические особенности, свойственные цирку. Особое внимание уделяется правильному планированию урока и строится по принципу восходящей линии. За счет разнообразия упражнений нагрузка ложиться на разнородные группы мышц в чередовании с короткими фазами отдыха с обязательным соблюдением правил дыхания. Механизм системных компонентов педагог - ученик хорошо отлажен и базируется на вековых традициях подачи учебного материала. Каждому преподавателю предоставляется право самостоятельного построения урока для совершенствования пройденных и изучаемых упражнений.
Организация репетиций, проведение их в нужном темпе с правильной дозировкой нагрузки, гибкий индивидуальный подход к каждому ученику, атмосфера и место проведения занятий - все это является необходимым условием для того, чтобы расширить границы знаний в области циркового искусства и привить учащимся стремление к сознательному, прочному и высококачественному усвоению программного материала.
Данный подход к проведению занятий одобрен ведущими специалистами манежа и содержит наилучший трюковой ассортимент, опирающийся на фундаментальные жанры циркового искусства.
Занятия цирковыми дисциплинами развивают быстроту реакции, чувство координации и ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат, воспитывают высокие морально-волевые качества и культуру тела и в целом укрепляют здоровье.
Сконцентрированность на интенсивном изучении программы и регулярность посещения тренировок гарантирует обучаемым усвоение рекомендуемого репертуара в установленные сроки. Для наиболее продвинутых студентов предусмотрен дополнительный трюковой диапазон. Продукт рассчитан на массовую аудиторию и может быть освоен любым практически здоровым человеком, в котором нет жестких ограничений по возрасту.
Акробатика
Одним из основных профилирующих дисциплин в цирковом искусстве является акробатика. В переводе с греческого akrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх, один из основных жанров циркового искусства.
Для достижения положительных результатов, прежде всего, необходимо подготовить физический аппарат. Под данным определением К.С.Станиславский подразумевал "гибкое тело, выразительные движения, хорошо развитую технику и мимику. Весь физический аппарат должен быть до чрезвычайности гибок, настроен и послушен воле человека. Для этого все мельчайшие мышцы должны быть хорошо развиты и "проработаны" (К.С.Станиславский. Собр. соч. в 8-ми т. - М., 1954-1961, т.3. с.393).Методические указания
Непосредственному переходу к акробатике предшествует изучение различных подготовительных упражнений, представляющих комплекс общеразвивающих упражнений. Такие упражнения не только укрепляют и развивают отдельные мышечные группы, суставы и совершенствуют двигательные качества, но и помогают учащимся скорее и лучше овладеть техникой выполнения изучаемых акробатических упражнений.
Последовательность акробатических задач выстраивается с постепенным увеличением нагрузки. Не допускается утомления какой-либо одной части тела или мышечной группы, для этого упражнения выстраиваются в такой последовательности, которая обеспечивает равномерную нагрузку на различные мышечные группы, например: после упражнения для рук и плечевого пояса следует перейти к упражнению для ног.
Если два упражнения для одной и той же части тела следуют друг за другом, то второе упражнение должно быть для мышц антагонистов, например: после упражнения для мышц спины должны следовать упражнения для мышц брюшного пояса, после упражнения, требующего статического напряжения мышц, изучается задача динамического характера.
Содержание комплекса упражнений специально подобрано с учетом всех вышеизложенных требований, но ни в коем случае не имеет постоянно установленного порядка, а видоизменяться и усложняться по мере их усвоения учащимися. Изучение акробатических упражнений начинаются с подробного объяснения. Первое исполнение начинается в индивидуальном порядке.
Педагог учитывает особенность организма девушек и соответственно регулирует нагрузку для них по сравнению с нагрузкой юношей. Упражнения, исполняются в подвижном темпе, и выполняются как в шеренгах, так и индивидуально.
Общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:
упражнение на развитие брюшного пресса;
упражнение на гибкость спинных мышц;
упражнение на резкость движения рук и ног;
упражнение силового порядка;
упражнение на упругость мышц ног;
упражнение на координацию движений.
Упражнений на гибкость и растягивание:
шпагаты и полушпагаты;
"мост" из положения лежа на спине с опорой ног, рук и головы, а затем без опоры головы;
"мост" наклоном назад с поднятием одной руки, одной ноги и т.д.;
перекидки, кульбиты, колеса.
Эквилибристика
Эквилибристика занимает лидирующие позиции среди жанров циркового искусства. В переводе с латинского, слово "эквилибр" означает "находящийся в равновесии". Эквилибристика - сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции исполнителя - и равновесие нарушено.
Умение балансировать и заключается в том, чтобы не допустить отклонения дальше критической точки, чтобы удержать балансируемый объект (или самого себя) в заданном положении.
Занятия эквилибристикой развивают чувство равновесия, то есть умение сохранять заданное положение тела в различных неустойчивых позициях, на разнообразных точках опоры. Эквилибристика вырабатывает координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает быстроту реакции и координацию движений, физическую выносливость, ловкость и способствует укреплению здоровья.
Эквилибристика на катушка
Программа этого вида является наиболее доступной разновидностью эквилибристики, основные элементы которой можно освоить за относительно короткий промежуток времени.
Знакомство учащихся с программой, учебным реквизитом, с общими понятиями об эквилибристике. Выработка у них представлений о сути предмета, о цели и характере разминки перед уроком, содержании урока, технике выполнения элементов программы, правильном дыхании. Выявление индивидуальных способностей учащихся к данному жанру, освоение ими начальных способов развития чувства равновесия.
Реквизит, называемый в цирке катушкой, представляет собой гладкий деревянный валик или металлический полый цилиндр длиной 25-30 см. и 15-16 см. в диаметре. Обязательной принадлежностью такого реквизита является деревянная дощечка 50-60 см. в длину и 14-16 см. в ширину, которая кладется на круглую поверхность катушки.
Равновесие достигается следующим образом:
Учащийся встает на края площадки, и, попеременно сгибая ноги в коленях, уравновешивает горизонтальное положение дощечки, тем самым не позволяя реквизиту выкатиться из-под него.
Перед началом репетиции преподаватели проводят систематическую разминку, способствующую укреплению мышц и связок, развитию дыхания и подготовке всех систем организма к нагрузкам в этом виде эквилибра.
Методические рекомендации
Для того чтобы запрыгнуть на катушку, следует, придерживая площадку за края, уловить удобный момент, запрыгнуть на площадку и быстро выпрямиться
Для соскока необходимо оттолкнуться ногами в момент, когда площадка будет в горизонтальном положении. Чтобы зайти на площадку без прыжка, нужно положить ее на катушку так, чтобы один конец площадки был немного длиннее, поставить ногу на короткий конец, уравновесить площадку, придерживая рукой другой конец, быстро поставить другую ногу на длинный конец площадки, отпустить руки и выпрямиться. Для схода с площадки следует все действия повторить в обратном порядке. Техника балансирования или равновесие на площадке катушки сохраняется за счет попеременного сгибания-разгибания ног в коленях.
Продвинутый курс
Для наиболее продвинутых студентов предусмотрен следующий трюк. Стоя на площадке катушки, жонглировать тремя предметами, затем собрать их и сойти прыжком.
Эквилибристика на проволоке
Одним из профилирующих предметов специального цикла на отделении цирковых жанров является эквилибристика. Овладение основами этого жанра играет важную роль в подготовке учащихся и связано с многогранностью данного жанра, сочетающего в себе средства физического, пластического, музыкального, танцевального и художественно-эстетического развития учащихся. Одним из сложных ее видов является эквилибр на туго натянутой проволоке.
Задача данного предмета - обучить учащихся умению сохранять равновесие на проволоке в различных положениях, освоить технику исполнения различных упражнений,
В процессе обучения необходимо:
изучить основы баланса;
выработать навыки сохранения равновесия при выполнении различных движений;
выявить и развить индивидуальные способности учащихся.
Методические рекомендации
Методика обучения эквилибру на проволоке основана, на обобщении многолетнего опыта преподавания данной дисциплины.
Прежде всего, большое значение имеет хореографическая подготовка, которая нормирует пластическую выразительность, правильную осанку, совершенствует координацию движений, поэтому отдельные упражнения должны быть основаны на элементах классического и народно-сценического танцев.
Наибольшую сложность для преподавателя представляет работа на подготовительном этапе. Для достижения позитивных результатов, преподаватель должен разнообразить занятия как по содержанию (разучивание новых движений, новых комбинаций), так и по норме применяемых методов (небольшая беседа в виде вопросов и ответов по программе, наблюдение учащихся друг за другом при исполнении упражнений и т.д.).
Следует иметь в виду, что характер занятий у юношей и девушек различается: у юношей он основан преимущественно на акробатических прыжках; у девушек - на ритмичности и танцевальности.
В процессе занятий педагог стремится найти подход к каждому учащемуся, изучить его характер, воспитать способность к самоконтролю, приучить к выполнению требований педагога. Особое внимание уделяет психологической подготовке, ее целенаправленному развитию. В случае срыва трюка объяснят его причину, затем повторяет неудавшееся упражнение несколько раз, чтобы учащийся приобрел уверенность.
Периодически, в установленные сроки, преподаватель дает оценку успеваемости.
Содержание курса
Туго натянутая проволока
Владение веером
Вначале учащихся необходимо научить владению веером. Веер необходимо держать в правой руке, левую - отвести в сторону и смотреть на противоположный конец проволоки, корпус держать прямым, стоять на "мягких ногах".Балансирование на правой и левой ноге
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левая нога с вытянутым носком отведена в сторону. Баланс сохраняется движениями рук и левой ноги.
Продвижение вперед
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левая нога скользящим движением от носка правой ноги продвигается вперед и спускается на полную ступню (колено "мягкое"). Тяжесть тела переносится поочередно с правой ноги на левую.
Продвижение назад
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левая нога с вытянутым носком опускается вниз к пятке правой и делает небольшой скользящий шаг назад. Когда пятка левой ноги коснется проволоки, тяжесть тела переносится на левую ногу, а правая с вытянутым носком опускается вниз. Движение повторяется с правой ноги.
Продвижение вперед, приседания на каждое колено
Учащийся стоит на проволоке на левой ноге. Правая нога отведена в сторону. Затем правая нога делает длинный скользящий шаг вперед, а левая, не отрывая носка от проволоки, касается ее коленом. Подав корпус вперед, учащийся поднимается на правой ноге. Движение повторяется с левой ноги.
Продвижение вперед на "три" счета
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левая нога отведена в сторону. На счет "раз" он касается проволоки носком левой ноги, на "два" - отводит левую ногу назад, касаясь носком проволоки у пятки правой ноги, на "три" - переносит левую ногу вперед, делает скользящий шаг и ставит ее на полную ступню.
Скольжение вперед на полупальцахУчащийся стоит на проволоке двумя ногами на высоких полупальцах (корпус прямой, подъем ног закреплен). Из этого положения мелким скользящим шагом он продвигается вперед, не отрывая носок от проволоки.
Большие броски при движении вперед
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левой ногой (с вытянутым носком и коленом) делается бросок вперед-вверх, затем она становится носком на проволоку, и следует скользящий шаг. Поочередно бросая правую и левую ноги, учащийся продвигается по всей проволоке.
Большие броски (полушпагаты)
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левой ногой делается бросок вперед, она перемещается назад и ставится ступней поперек проволоки. Затем скользящим движением отводится назад в положение полушпагата, правая нога сгибается в колене, возвращаясь в исходное положение, учащийся скользящим движением подтягивает левую ногу к правой, и, меняя ноги, продвигается вперед.
Повороты вправо и влево по VI позиции
Учащийся стоит на проволоке на правой ноге. Левая нога находится сзади на полупальцах поперек проволоки (колено выворотно). Повороты выполняются на полупальцах обеих ног. После поворота на 180° влево тяжесть тела переносится на левую ногу а правая - отводится в сторону. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. После поворота руки отводятся в сторону до уровня плеч. То же движение выполняется при повороте вправо.
Темповые повороты
Учащийся стоит на проволоке в III позиции. Меняя положение ног, он делает полный поворот, при котором тяжесть тела переносится с ноги на ногу.
После поворота учащийся возвращается в III позицию.
Повороты на 180°
Учащийся стоит поперек проволоки двумя ногами на полупальцах (пятки приподняты, правая рука с веером впереди, левая в стороне). Правая нога, чуть согнутая в колене, с вытянутым носком, переносится за левую ногу и ставится на полупальцы, затем делается поворот влево сразу обеими ногами. Руки находятся в положении для балансирования.
При поочередной перестановке ног повороты выполняются влево и вправо.
Продвинутый курс
Подготовка к бегу
Учащийся стоит на проволоке в III позиции. Левая нога с вытянутым носком и коленом проносится около проволоки, ставится вперед на небольшом расстоянии от правой, и сразу же начинается движение с правой ноги. Поочередно переступая прямыми ногами, учащийся продвигается вперед.
Бег вперед
Учащийся стоит на проволоке в III позиции. Левая нога с вытянутым носком и коленом проносится около проволоки, ставится вперед (колено "мягкое"), и сразу начинается движение с правой ноги. Поочередно и быстро меняя положение ног, учащийся пробегает вперед.
Бег назад
Учащийся стоит на проволоке в III позиции. Правая нога с вытянутым носком и коленом проносится около проволоки и ставится назад, колено левой ноги чуть сгибается. Во время продвижения назад корпус не отклоняется. Поочередно и быстро меняя положение ног, учащийся пробегает назад.
Бег без веера
Бег по проволоке без веера выполняется так же, как и с веером (корпус прямой, движения рук не ограничиваются.Жонглирование
Жонглирование - одна из основных специальных дисциплин, изучаемых в училище циркового и эстрадного искусства. Основная задача, которую ставит перед студентами программа данного курса - овладение техникой жонглирования. Весь учебный материал построен на последовательном усложнении технических приемов и дает навыки техники жонглирования.
В теоретической части курса "Жонглирование" знакомят учащихся со всеми оригинальными и технически сложными трюками, существовавшими ранее и исполняющимися в настоящее время эстрадно-цирковыми артистами данного жанра.
Помимо навыков техники жонглирования, в процессе занятий у студентов вырабатывается точность глазомера, быстрота и координация движений. Для учащихся наиболее способных в данном жанре, дается дополнительная программа, включающая более сложные элементы. Для учащихся, проявивших склонность к оригинальности и нестандартности решений, предусматривается специальный раздел по изучению эксцентрических элементов в жонглировании.
Методические указания
Содержание предмета
учебная стойка (постановка головы, корпуса, рук, ног);
перебрасывание одного шара из одной руки в другую;
перебрасывание двух шаров двумя руками встречным полетом;
жонглирование двумя шарами одной рукой (левой и правой);
жонглирование тремя шарами двумя руками;
жонглирование тремя шарами полукаскадом и каскадом;
балансирование палки на руке, ноге, лбу;
жонглирование тремя шарами полукаскадом и каскадом с обеих рук;
перебрасывание одной булавы из одной руки в другую.
Продвинутый курс
жонглирование двумя кольцами одной рукой (левой и правой);
перебрасывание двух булав двумя руками встречным полётом;
жонглирование тремя булавами двумя руками встречным полётом;
жонглирование четырьмя шарами двумя руками, каждой рукой по два шара;
жонглирование четырьмя кольцами двумя руками.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю.
ХулахупПридерживаясь классификации цирковых жанров ведущего теоретика и практика цирка З.Б. Гуревича, хулахуп или обруч - вид циркового искусства, который относится к неосновным жанрам. Наибольшей популярностью пользуются среди женщин, хотя в последние время не редки случаи виртуозного исполнения оригинальных трюковых комбинаций и среди мужчин. Занятие этим видом циркового искусства способствует развитию пластической культуры и выразительному движению, гибкости и подвижности тела. Освоение технических элементов этой науки органично приблизит учащихся к пониманию пластической природы человека.
Методические указания
Основная цель предмета: в результате изучения полного курса учащиеся должны овладеть пластической выразительностью тела, индивидуальной исполнительской манерой, навыками специфических приемов и техник.
Первый этап обучения - введение в предмет, воспитание пластической культуры и овладение основами этой дисциплины. В период дальнейшего обучения осуществляется более детальное освоение жанра в соответствии с навыками, которые определяются, исходя из индивидуальных психофизических данных учащихся и их творческой устремленности.
Процесс обучения строится на основе соблюдения дидактических принципов сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования (или постепенного повышения требований). Важно применять эти принципы во взаимосвязи.
Повышению качества усвоения материала курса может способствовать осуществление процесса обучения по таким этапам, как создание предварительного представления о разучиваемом движении, детализированное разучивание, закрепление и совершенствование двигательного навыка, соединение движений в комбинации.
Содержание курса
классическое вращение обруча;
вращение обручей на различных участках тела;
поднятие обруча.
Продвинутый курс
вращение обручей (двух и более) на различных участках тела.
Тематический план
Количество часов
№п/пНаименование дисциплин Теоретические занятия Практические занятия
1 Акробатика 1 6
2 Жонглирование 1 18
3 Эквилибр на проволоке 1 12
4 Жонглирование 1 18
5 Эквилибр на проволоке 1 12
Итого: 5 54
Всего: - 59
Примечание
Изложенный в программе учебный материал является достаточно большим по объему, поэтому может быть скорректирован в соответствии с творческими особенностями студентов конкретной группы.