Программа по основам медицинских знаний для девушек 11 класса на 2015-2016 уч. год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________/
ФИО
Протокол №____
От «___» ____________2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/_______Ю.Ю. Гультяева________/
ФИО
«___» ____________2016г.
«Утверждаю»
Директор
________/___Л.В.Скорина____/
ФИО
«__ » _____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОБЖ «Основы медицинских знаний (девушки 11 класс).
Составитель: Боровкова Наталья Петровна,
учитель ОБЖ
Период реализации программы: 2 полугодие 2015-16 уч. года
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Настоящее планирование разработано на основе учебной программы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек 10 – 11 классов в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для проведения с девушками 10 – 11 классов занятий по углубленному изучению основ медицинских знаний.
Структурно программа состоит из 2-х разделов и 10-ти тем.
1 раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из шести тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся в период, когда с юношами изучается раздел:
«Основы военной службы» (Подготовка к военным сборам) в объеме 17 часов.
2 раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. Занятия по разделу проводятся в урочное время, в объеме 17 часов – в период, когда с юношами изучаются темы: «Воинская обязанность»; «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»; «Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества».
В результате изучения программы ученица должна знать:
- общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
- демографическую обстановку в России и её влиянии на безопасность государства;
- о здоровом образе жизни и его составляющих;
- о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
- о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;
- о вредных привычках, их последствиях и мерах профилактики;
- об основах семейного права в Российской Федерации;
- о правах и обязанностях родителей и правах ребенка.
Перечень учебно - методического обеспечения:
(УМК – учебно-методический комплект).
Класс.
Программа.
Кол-во часов.
Пособия для учащихся.
Методические пособия для учителя.
11
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение 2012
17
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень./М.: Просвещение, 2014 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для учащихся ОУ. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К. ---- М.: «Русское слово. Фарминвест», 2005 год.
Медикосанитарная подготовка учащихся. Учебник для ОУ. Курцев В.А.М.: Просвещение, 2008 год.
Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Смирнов А.Т. --- М.: Просвещение, 2009.
а) дополнительные пособия для учителя:
б) дополнительные пособия для учащихся:
Медиаресурсы:
Класс
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Методические материалы
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы
Учебно-тематический план
№п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
2
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
17
1
Здоровье и здоровый образ жизни
3
2
Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие
5
3
Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья
4
4
Правовые аспекты взаимоотношений полов
3
5
Беременность и уход за младенцем
2
Содержание курса
1. Здоровье и здоровый образ жизни
1.1. Общие понятия о здоровье
Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.
1.2. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России
Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
1.3. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.
2. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие.
2.1. Женская половая система и ее функционирование. Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здоровогоребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.
2.2. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопоказана беременность женщины.
Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.
Важность регулярной медицинской консультации.
2.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды.Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воздуха и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.
Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.
2.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка. 2.5. Ранние половые связи и их последствия для здоровья
Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия,
2.6. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.
Венерические болезни. Самая страшная венерическая болезнь сифилис. Его симптомы.
Гонорея, генитальный герпес, хламидиоз, трихомоноз, их симптомы.
ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Шесть стадий ВИЧ-инфекции. Меры профилактики СПИДа.
3. Здоровый образ жизни неотъемлемое условие сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Основные составляющие
здорового образа жизни
3.1. Стресс и его воздействие на человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для человека
Стресс состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.
3.2. Режим дня, труда и отдыха
Режим труда и отдыха, профилактика переутомления. Зависимость работоспособности от биологических ритмов. Самоконтроль. Его субъективные и объективные показатели.
3.3. Рациональное питание, его значение для здоровья Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.
Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания.
3.4. Влияние двигательной активности на здоровье человекаРоль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.
3.5. Закаливание и его влияние на здоровье человека Способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Методы закаливания обтирание водой, обливание. Тренировка системы терморегуляции. Моржевание. Воздушные ванны самый доступный способ закаливания. Хождение босиком.
3.6. Правила личной гигиены и здоровье человека Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.
4. Правовые аспекты взаимоотношения полов
4.1. Брак и семья. Культура брачных взаимоотношений
Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе
В результате изучения программы ученица должна
Знать:
– общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
– демографическую обстановку в России, влияние на безопасность государства;
– о социальной роли женщины в современном обществе;
– о здоровом образе жизни и его составляющих;
– о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
– о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;
– о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике;
– об основах семейного права в Российской Федерации;
– о правах и обязанностях родителей и о правах ребенка.
Уметь:
– коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;
– объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;
перечислить основные направления жизнедеятельности женщины, определяющие ее социальную роль в современном обществе;
– обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;
– дать оценку влияния вредных привычек на благополучие человека и семьи;
– перечислить основные меры профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
– коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов;
– перечислить основные функции семьи в современном обществе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в реальной окружающей среде;
– профилактики вредных привычек;
– соблюдения режима дня, труда, отдыха и рационального питания;
– соблюдения норм личной и общественной гигиены;
– предотвращения ранних половых связей и профилактики инфекций, передаваемых половым путем;
– оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных бытовых ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Домашнее задание
Тема урока
Содержание
Общеобразовательный стандарт
Повторение
План проведения
Факт проведения
3 четверть. 10 часов
Здоровье и здоровый образ жизни (3 часа)
1
& 1.1 стр. 8
Здоровье, общие понятия и определения.
Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.
Знать: общие понятия о здоровье
Уметь: – коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
11/01
2
& 1.2 стр. 13
Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России.
Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Знать: общие понятия о репродуктивном здоровье
Уметь: объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;
Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Физическое здоровье.
18/01
3
& 1.3
стр.21
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.
Знать: о здоровом образе жизни и его составляющих
Уметь:
Общественное здоровье. Индивидуальное здоровье. Рождаемость и смертность.
25/01
Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие (5 часов)
1
& 2.1 стр. 26
Женская половая система и её функционирование.
Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.
Знать: о строении репродуктивной системы человека.
Уметь: определять для себя приемлемый образ жизни для снижения уровня дискомфорта.
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
1/02
2
& 2.2 стр. 30
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка
Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопоказана беременность женщины.
Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.
Важность регулярной медицинской консультации.
Знать: о наследственных заболеваниях, влияющих на развитие беременности.
Уметь: обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка
Факторы, способствующие рождению здорового ребенка.
8/02
3
& 2.3 стр. 34
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого
Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды.Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воздуха и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.
Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.
Знать: о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
Уметь: перечислять основные факторы ОС отрицательно влияющих на здоровье человека.
Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни
15/02
4
& 2.4 стр. 39
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Наркомания, её последствия, профилактика наркомании.
Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка
Знать: о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике
Уметь: давать оценку влиянию вредных привычек на благополучие человека и семьи
Мутагенез процесс изменения генов под воздействием окружающей среды.
22/02
5
& 2.5 стр. 48
& 2.6 стр. 51
Ранние половые связи и их последствия для здоровья Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике
Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия,
Знать: причины ранних половых связей.
Уметь: давать оценку раннему вступлению в половые отношения.
Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
29/02
Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья (4 часа)
1
& 3.1 стр. 60
& 3.2 стр. 63
Стресс и его воздействие на человека.
Режим дня, труда и отдыха
Психологическая уравновешенность и ее значение для человека
Стресс состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.
Знать: о причинах появления стрессов
Уметь: снимать стресс и сохранять психологическую уравновешенность.
Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике
7/03
2
& 3.3 стр. 68
Рациональное питание и его значение для здоровья
Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.
Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания
Знать: правила рационального питания
Уметь: применять правила на практике.
Психологическая уравновешенность и ее значение для человека
14/03
3
& 3.4 стр. 76
& 3.5 стр. 80
Влияние двигательной активности на здоровье человека
Закаливание и его влияние на здоровье
Роль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.
Знать: о влиянии двигательной активности на здоровье человека
Уметь: подбирать комплекс физических упражнений.
Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества.
21/03
4
& 3.6 стр. 86
Правила личной гигиены и здоровье человека
Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.
Знать: о правилах личной гигиены
Уметь: соблюдать правила в жизни
Скоростные и силовые качества.
4/04
Правовые аспекты взаимоотношений полов (3 часа)
1
& 4.1 стр. 92
Брак и семья. Культура брачных отношений
Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.
Знать:
Уметь: перечислить основные функции семьи в современном обществе
11/04
2
& 4.2 стр. 98
Основы семейного права в Российской Федерации
Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.
Знать: об основах семейного права в Российской Федерации;
Уметь: коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов
Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.
18/04
3
& 4.3 стр. 103
Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Алиментные обязанности детей и родителей. Права несовершеннолетних родителей. Родительские права.
Знать: об основных обязанностях родителей
Уметь:
25/04
Беременность и уход за младенцем (2 ч.)
1
& 5.1 стр. 108
Беременность и гигиена беременности.
Желанный ребенок. Подготовка к беременности, зачатие. Периоды беременности и состояние матери. Развитие плода. Дородовый уход, гигиена питания, физические упражнения.
Влияние курения, алкоголя и приема лекарственных препаратов на развитие плода. Проблемы, связанные с беременностью (токсикоз, врожденные уродства, преждевременные роды, выкидыш).
Роды.
Знать: о гигиене беременности
Уметь: кратко рассказывать о периодах беременности, развитии плода.
02/05
2
& 5.2 стр. 113
Уход за младенцем
Характеристика возрастных периодов детей: грудной, дошкольный, школьный возраст. Обеспечение правильного временного режима младенцев (бодрствование, сон, ритм кормления, купание).
Ответственное родительство. Зависимость благополучия семьи и молодой женщины от уровня здоровья ее детей.
Знать: правила ухода за младенцем.
Уметь: подбирать материал на данную тему.
16/05
·15