Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию программа Добрый мир
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
Занятие на тему:
«Что есть добро, что зло?»
для воспитанников старшей (подготовительной) группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Выполнил:
воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»
Пушкинского района
Рожко Надежда Григорьевна
Москва 2014
Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что есть добро, что зло?». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»
Актуальность
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
Цель:
Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.
Задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.
Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.
Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
Предварительная работа:
Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет» (с 19 Хр. №2)
Рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2)
Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)
Рассказ «Хорошо что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)
Работа с иллюстрацией (с 16 Хр. №2)
Беседа на тему «Добрые дела»
Словарь:
Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.
Материал для занятия:
- альбомный лист,
- фломастеры,
- простой карандаш,
- ластик,
- салфетки из ткани
- восковые мелки
-акварельные краски
- кисточки
- стаканы с водой
- простые карандаши
Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:
•устойчивость навыков поведения;
•стабильность психического развития;
•целостность восприятия мира;
•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
•формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
•развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Музыкальное сопровождение:
«Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)«Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)Постановка проблемы:
Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваются: «Доброе утро»
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)
- У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)
- Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)
1. Воспитатель:
- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо» (Хр. №2). Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.
- Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет» (с 19 Хр. №2)
- А кто знает, что такое добро, зло?
Дети:
- Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.
Воспитатель:
- А помощь друг другу – доброе или злое дело?
Дети:
- Доброе.
Воспитатель:
- Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?
Дети:
- Доброе.
Воспитатель:
-А бывают ссоры меду детьми?
Дети:
- Бывают.
Воспитатель:
- А какие дела больше помнятся – добрые или злые?
Дети:
- Добрые.
Воспитатель:
- Значит – добро не умрет, а зло пропадет.
Я прочитаю вам рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2), а после мы с вами побеседуем.
Воспитатель:
- Почему животные не боялись пустынника?
- Был ли он добрым или злым?
- Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?
- Почему Бог велел человеку думать о душе?
- Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?
2.
Воспитатель:
-Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.
(Примеры добрых дел, 2-3 примера)
- Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)
- Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?
Дети:
- Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.
Воспитатель:
- Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)
- Почему плакал Юра?
- Какой вывод сделала мама?
- А вам ребята понравилось, как поступил Юра?
- Каким словом можно охарактеризовать Юру?
Дети:
- Лодырь.
Воспитатель:
- Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.
Д. Айболит:
- Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.
- А каким лекарством можно вылечить:
- Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)
- Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)
- Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)
- Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.
Воспитатель:
- Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией с. 16 Хр. №2)
- Что нарисовано?
-На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.
Воспитатель:
Выставляется дерево.
Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева- добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.
- Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?
- Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.
Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.
Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.
Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые- дарят тепло и уют,
Добрые- в ногу со слабым шагают
И никогда спасибо не ждут.
Воспитатель:
- Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.