Внеурочное занятие по нравственному воспитанию младших школьников.Тема: «Сокровища мудрости».
Тема: «Сокровища мудрости».
Цель: 1)Формировать у детей нравственные качества, помочь
детям в осознании связи между мыслями, словами и
действиями.
2)Развивать в детях творческий потенциал,
коммуникативные умения, позитивное мышление,
способствовать к активной самореализации;
созданию атмосферы взаимопонимания и
сотрудничества в процессе совместной деятельности.
3)Воспитывать в детях нравственные чувства, которые
помогут понять себя и свое место в жизни и идти по ней
верным путем, с мудростью в душе, побуждая к
человечности и культурным проявлениям.
Ход занятия:
«Свойство мудрого человека
состоит в трех вещах: первое –
самому делать то, что он
советует делать другим, второе –
никогда не поступать против
справедливости, третье –
терпеливо переносить слабости
людей окружающих его».
Л. Толстой
1этап « Мотивационный»
1. Организационный момент. Постановка темы.
Вступительное слово учителя.
Любите ли вы тайны? Сегодня я хотела бы открыть для вас одну очень важную тайну. Хотите ли вы узнать то, без чего нельзя прожить на свете? На этот вопрос вы мне ответите, прослушав притчу одного старца.
«Как поделить сливы ».
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?
Отец Паисий говорил: -Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
- А что такое Божественная справедливость? спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример: - Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из нихсъел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
- Нет,- дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
- Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
- Да, справедливо! сказали все. Но это человеческая справедливость, - заметил отец Паисий. Есть ещё справедливостьБожественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну».
Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,- заключил свой рассказ старец.
- О чем здесь идет речь? ( О справедливости человеческой и божественной)
- А только ли о справедливости? (О мудрости старца)
- Без чего же нельзя прожить свою жизнь? (Без мудрости)
Сегодня мы об этом и будем говорить на занятии.
Тема занятия – мудрость.
- В чем же проявилась мудрость совета старца? ( что делать надо только по справедливости, а ещё и в пользу другого человека, а не себя)
- А что такое мудрость?
2 этап « Работа с нравственными понятиями и категориями».
В толковом словаре С. Ожегова это понятие объясняется так: «Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».
Прочитайте на доске мудрость Л. Толстого из эпиграфа к уроку.
– О каких свойствах мудрого человека он говорит? ( Положительный пример, быть справедливым и терпеливым)
- А какими качествами еще должен обладать мудрый человек?
- А как назвать все эти качества ( Положительные качества)
Они и будут сокровищами мудрости.
- Можно ли назвать мудрость королевой всех качеств?
2. Игра: «Королева мудрости».
Представьте, что мудрость – волшебная королева, на шее которой прекрасное ожерелье из алмазов мудрости. Каждый алмаз – какое-либо качество мудрости. Назовите все эти алмазы. ( в кругах дети пишут различные качества: красота души, любознательность, доверие, счастье, уважение, сотрудничество, дружба, щедрость, умение прощать, верность, мастерство, нежность, милосердие, целеустремленность, ответственность и т. д..
- Представьте что королева мудрости пришла к вам домой. К какому из её алмазов вы прикоснулись бы прежде всего и почему?
3. Задания в группах.
- А сейчас каждая группа составит из своих качеств семью ( дайте качества маме, папе, бабушке, дедушке и детям и объясняете почему именно так).
заботливость доброта бережливость
справедливость любознательность нежность
любовь мастерство решительность
аккуратность ответственность мудрость
храбрость трудолюбие жизнерадостность
- Кто в вашей семье самый мудрый? Почему?
3 этап « Осмысление нравственных категорий»
4. Инсценировка сказки.
Как гласит народная мудрость, прочитайте её на доске: «Самое меньшее добро в жизни – это богатство, самое большое – мудрость».Посмотрите инсценировку сказки: « Новогодний подарок», и попробуйте объяснить эту народную мудрость.
НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК
Китайская сказка
Каждый встречает Новый год с радостью и надеждой. Сидели за новогодним ужином старик и три его дочери. Девушки поднесли отцу рюмку подогретого вина, и он с улыбкой сказал им: Нет слов, как я вам благодарен, дети мои, за ваши заботы о доме, в котором мы живем. Сейчас, как это принято, я поднесу вам по новогоднему подарку. Подарки мои скромные, но от всего сердца, дадут вам возможность показать, на что каждая из вас способна. Поднявшись с места, старик отпер ларец и достал оттуда три узелка, в которые были тщательно увязаны подарки.
Получив подарки, девушки поцеловали руку отцу и встали из-за стола. Пожелали старику спокойной ночи и ушли к себе. Там они торопливо развязали свои узелки. Когда старшая дочка увидела три медные монетки, рот ее скривился в усмешке.
Под старость наш отец сделался скрягой. Только три медные монетки и подарил мне. Что на них купишь? Будь они серебряные... И она вздохнула.
И мне он подарил только три медные монетки. Только и хватит, что на три порции мороженого летом! проговорила средняя.
Любой подарок от отца дорог. А еще дороже мудрые слова, которые он молвил! сказала младшая, прижав узелок к сердцу.
Минуло двенадцать месяцев. Снова наступил Новый год. На этот раз отец подарил дочерям пестрые шелковые пояса. О прошлогодних мелких подарках не было сказано ни слова. Старик словно забыл о них.
Прошло еще два года. Настал третий новогодний вечер. Когда все, живые и здоровые, снова собрались за праздничным ужином, старик обратился к дочерям:
Скажите, дети мои, что вы сделали с подарками,
которые я дал вам три года тому назад?
Старшая рассмеялась и сказала:
Я, отец, и не вспоминаю о монетках, которые я куда-то засунула да так больше и не нашла.
Ничего не могу вспомнить о тех медяшках, кроме того, что купила на них мороженого, которое тут же и съела, сказала средняя.
А младшая сказала вот что:
Я очень тебе благодарна, отец. На эти медные монетки я купила телку, которая сейчас стоит у нас в хлеву. Ее сестры удивленно воскликнули:
Разве можно купить телку за три медные монетки?
Сейчас увидите как, ответила младшая. На эти монетки мне удалось купить только желторотого утенка. Я выкормила его. Он подрос и превратился в утку. Все лето я носила на рынок утиные яйца. К осени я собрала денег и купила поросенка. За год он вырос и стал большим-пребольшим и жирным. Продав его, я получила столько денег, что смогла купить теленка. С прошлого года он вырос, и теперь у нас есть телка. Через год она станет взрослой коровой, и каждый день к завтраку у нас будет молоко и сыр. Вот что я сделала с тремя медными монетками, подаренными мне к Новому году.
Жить тебе и здравствовать долгие годы! воскликнул отец, радостно прослезившись. Обняв дочь, он поцеловал ее в лоб. Для него это был самый дорогой новогодний подарок.
(Высказывания детей)
- Всегда ли советы родителей кажутся вам мудрыми? Следуете ли вы им?
- Как вы думаете, чему научит эта история двух старших сестер? ( Быть благодарными, слушать советы старших, принимать любые подарки от всего сердца)
- Вспомните какой-либо мудрый совет , который вы дали своим родителям, и расскажите, как ваши родители им воспользовались.
4 этап «Тренинги, игры, упражнения, проблемные ситуации».
5. Игра с мячом.
- Какое качество ты берешь себе? (Берешь себе – ловишь мяч; не берешь – возвращаешь мяч)
Любовь, обмануть, жадность, мягкость, злость, сотрудничество, жестокость, терпение, лень, обида, вера в себя, простить, трудолюбие, обижать, трусость, щедрость, честность, месть, насмешка)
6. Работа с кроссвордом
(презентация слайдов)
а) А сейчас мне хотелось бы узнать, знаете ли вы значение качеств мудрости.
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
В каждой группе есть карточки с текстом. Прочитайте их. Одна группа читает первый текст со значением качества, а другая отгадывает о каком же качестве идет речь. Потом другая, и т. д. по очереди.
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (милосердие)
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (доброта)
Правила приличия, воспитанность, учтивость.(вежливость)
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (дружба)
Качество, которое включает правдивость, принципиальность в правоте, искренность. (честность)
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. (любовь)
Качество, характеризующее расположение человека к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии человека. (трудолюбие)
Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. (храбрость)
б) Расставьте данные качества в порядке значимости для каждого из вас по возрастающей линии цифрами (карточки у каждого ученика)
МИЛОСЕРДИЕ ЛЮБОВЬ
МУДРОСТЬ ДРУЖБА
ТРУДОЛЮБИЕ
ДОБРОТА
ЧЕСТНОСТЬ
ХРАБРОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ
в) Ребята, очень часто данными мудрыми качествами в художественных произведениях, сказках наделяют каких-либо животных. Перед вами животные (картинки – муравей, слон, лев, корова, собака, кот Леопольд, кролик, голуби, сова ).
Какими качествами вы бы их наделили и почему?
7. Работа с пословицами.
- Ребята, а как вы понимаете выражение «Частица мудрости». (Опыт человека в чем-либо)
- Что сюда можно отнести? (пословицы и поговорки).
- Давайте посмотрим, в чем же народная мудрость пословиц?
- Соберите пословицу в группе и объясните её мудрость, то есть значение?
Большая мудрость самому себя знать.
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости, мысли.
Двигай не языком, а умом.
8. Игра «Мудрый правитель».
Ребята, представьте себя жителями государства, которым правит мудрый правитель. В группах вы должны написать, какие мудрые законы этого государства:
1 группа: - Помогут установить мир в семье.
2 группа: - Помогут людям меньше болеть.
3 группа: - Помогут пожилым людям не чувствовать себя одинокими.
Дети зачитывают эти законы.
9. Творческое задание.
- Ребята, подумайте и объясните, почему все качества, о которых мы сегодня говорили, можно назвать одним словом «добродетели». ( все они приносят людям добро, душевное тепло, взаимопонимание, счастье).
Послушайте стихотворение,
- Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
И будь мудрым в душе.
- Нарисуйте сейчас символы добродетелей из кроссворда ( с чем или с кем они у вас ассоциируются).
Рисунки вешаются на доску и поясняются.
5 этап « Рефлексивный».
10. Подведение итогов.Рефлексия.
- Без чего же нельзя прожить жизнь на свете? ( без мудрости)
- Каким должен быть мудрый человек? ( Он должен обладать только положительными качествами, прежде всего умом и всегда трудиться. «Только в труде рождается истина – мудрость» ).
- Как же научиться быть мудрым?
- Что помогает человеку быть мудрым? ( общение, природа, книги, искусство).
11. Домашнее задание.
Вспомнить какие-либо мудрые советы своих бабушек и дедушек и
выполнять их.
Сегодня вы наделили животных мудрыми качествами, Выберите
кого-либо и сочините о нем сказку. Из сказок мы сделаем книжку «Мудрый мир земли».
Root Entry