Занятие по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании (2 класс)


Описание системы работы по реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
А. Основные воспитательные и образовательные задачи
Проблема здорового и правильного питания ребёнка требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать родителей и учителей начальных классов. Когда дети приходят в школьное учреждение, педагоги наблюдают как первоклассники питаются на переменах чипсами и сухариками, отдают предпочтение булочкам, пирожкам, газированным напиткам. Программа «Разговор о правильном питании» направлена на формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни, которая позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета.
Основной задачей Белгородской области является охват горячим питанием всех учащихся в школах. Это питание должно быть не только вкусным, но и полезным. Формируя знания учащихся о правильном питании и полезные привычки, связанные с культурой питания, мы воспитываем здоровое поколение.
В МОУ «Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака» программа реализуется первый год на занятиях внеурочной деятельности со 2 класса.
Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личностных принципов здорового питания.
Внедрению программы «Две недели в лагере здоровья»» в условиях МОУ «Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака» предшествовало анкетирование родителей с целью выявления значимости данного курса в рамках образовательного процесса с точки зрения взрослого человека. Необходимо было выяснить, что знают родители о здоровом питании, как они реализуют принципы здорового питания в семье и считают ли этот вопрос проблемой, которую надо решать. Результаты мониторинга показали, что только 48 % родителей и 37 % детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети не завтракают перед школой, другие завтракают бутербродами, не едят супы и каши, так как их не любят. Не все родители смогли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
нарушение режима питания и отсутствие полноценного завтрака;
редкое употребление в пищу молока, творога, сыра, овощей, фруктов, сливочного масла, разнообразных каш;
частое потребление кондитерских изделий и сладостей;
употребление чипсов, сухариков;
практически ежедневное потребление колбас и колбасных изделий;
из напитков отдаётся предпочтение сладкой газированной воде.
Проведённые анкетирования и данные медицинского обследования учащихся подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые можно было бы решить на занятиях данной программы. Учитывая цель и задачи программы «Две недели в лагере здоровья», я поставила перед собой следующие задачи
Основные воспитательные задачи реализации первой части программы включают в себя:
привитие учащимся стремления к здоровому образу жизни;
воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Основными образовательными задачами реализации первой части программы являются:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс блюд, творческих работ, участие в Интернет-конкурсах.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности.
Цель программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Основные формы работы:
        рассматривание рисунков, фотографий;
        свободное и тематическое рисование;
        моделирование и анализ ситуаций;
        рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;
        сюжетно – ролевые игры;
        чтение по ролям;
        рассказ по картинкам;
        игры, конкурсы, викторины;
Б. Планирование реализации содержания выбранной части программы
Реализация программы «Разговор о правильном питании» проходит в рамках внеурочной деятельности. Тематическое планирование программы составлено с учётом объёма изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся, их интеллектуальных и творческих возможностей. Данная программа состоит из 17 тем, которые рассчитаны на 34 занятия, включающих практические и теоретические занятия.
Систему работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" представляю на основе учебно-методического комплекта первой части программы, разработанного специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия "Разговор о правильном питании" авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. В комплект входят методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для школьников, плакаты, информационный материал для родителей.
Главная цель программы – сформировать у младших школьников представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Что ожидаю от реализации программы?
Личностные результаты.
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуациях;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметными результатами освоения обучащюимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками развивающие игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью.
В процессе обучения дети знакомились с нормами питания, узнали, какие продукты полезные, какие (хоть и их любимые) не полезны для здоровья.
С учащимися класса проводила анкетирования до изучения предмета «Разговор о правильном питании» (октябрь) и в феврале текущего года давалась такая же анкета. Результаты анкетирования показали, что после знакомства со значением продуктов, режимом питания учащиеся класса изменили своё отношение к питанию. Все учащиеся класса организованно питаются в школьной столовой, завтракают утром не бутербродами (как в начале года), а кашами, молочными продуктами. Большинство учащихся класса в течение дня употребляют овощи и фрукты.
Тематическое планирование первой части программы
«Разговор о правильном питании» 2 класс
№ П/П Наименование раздела и тем Характеристики основной деятельности учащихся
1 Если хочешь быть здоров. Изучить рабочую тетрадь. Познакомиться с героями программы. Прочитать пословицы и поговорки о здоровье. Нарисовать свои любимые продукты и блюда. Анализировать картины художников.
2 Если хочешь быть здоров. 3 Самые полезные продукты. Различать разные продукты. Выбирать наиболее полезные продукты.
4 Самые полезные продукты. 5 Удивительные превращения пирожка Получить представление о необходимости и важности регулярного питания. Запомнить основные правила гигиены питания.
6 Удивительные превращения пирожка 7 Кто жить умеет по часам Составить свой режим дня. Работать ад соблюдением режима дня. Соблюдать ряд правил при выполнении домашнего задания.
8 Кто жить умеет по часам 9 Вместе весело гулять Составить свой режим дня. Работать ад соблюдением режима дня. Соблюдать оптимальный режим двигательной нагрузки. Разучить подвижную игру «Классики»
10 Вместе весело гулять 11 Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной Знать правила составления меню завтрака. Соблюдать правила личной гигиены. Узнать правила приготовления каши.
12 Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной 13 Плох обед, если хлеба нет. Познакомиться с понятием «меню». Повторить правила гигиены и поведения за столом. Научиться пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом, салфеткой). Разучить игру «Секреты обеда».
14 Плох обед, если хлеба нет 15 Хлеб – всему голова. Повторить правила гигиены и поведения за столом. Узнать из литературы о пользе хлеба. Уметь пояснить пословицы и поговорки о хлебе. Разучить игру «Советы Хозяюшки», «Лесенка с секретом».
16 Хлеб – всему голова. 17 Время есть булочки. Повторить правила гигиены и поведения за столом. Разобраться о необходимости приёма пищи между обедом и ужином. Уточнить значение молока и молочных продуктов для детского организма. Разучить игру «Кладовая народной мудрости».
18 Время есть булочки. 19 Пора ужинать. Знать значение ужина для здоровья человека. Подбирать продукты для ужина. Научиться правильно выбирать блюда для ужина. Разучить игру «Что можно есть на ужин»
20 Пора ужинать. 21 Весёлые старты Повторить комплекс утренней зарядки. Назвать причины необходимости заниматься физическими упражнениями. Определить основные виды упражнений физической нагрузки.
22 На вкус и цвет товарищей нет. Узнать разнообразие национальной кухни, определять продукты на вкус и различать их. Разучить игру «Приготовь блюдо».
23 Как утолить жажду. Знать значение жидкости для организма. Разобрать необходимость покупать соки, а не газированные напитки. Научиться правильно употреблять жидкость и в нужном количестве. Разучить игру «Посещение музея воды», «Праздник чая».
24 Как утолить жажду. 25 Что помогает быть сильным и ловким. Уметь распознавать признаки, когда организм нуждается в дополнительном количестве жидкости. Познакомиться с высококалорийными продуктами. Знать пользу шоколада. Разучить игру «Меню спортсмена».
26 Что помогает быть сильным и ловким. 27 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Научиться различать разнообразие фруктов, овощей, ягод. Знать их полезные свойства и значение для организма. Значение витаминов и минеральных веществ.
28 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. 29 Где найти витамины весной? Научиться различать разнообразие фруктов, овощей, ягод. Знать их полезные свойства и значение для организма. Значение витаминов и минеральных веществ.
30 Где найти витамины весной? 31 Игра-соревнование «Вершки-корешки» Знать полезные свойства овощей, фруктов, ягод и их значение для организма. Значение витаминов и минеральных веществ. Знакомство с народными традициями.
32 Каждому фрукту - своё время Знать полезные свойства овощей, фруктов, ягод и их значение для организма. Значение витаминов и минеральных веществ. Знакомство с народными традициями.
33 Каждому овощу – своё время 34 Праздник здоровья Закрепить знания о рациональном питании и здоровом образе жизни.
Внеурочное занятие: "Плох обед, если хлеба нет»
Цель: формирование представлений об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
Задачи:
Прививать бережное отношение к хлебу.
Воспитывать культурно-эстетическое отношение к питанию.
Учиться правильно сервировать стол к обеду.
Оборудование и материалы:
Плакаты: «Как хлеб на стол пришёл», «Хлеб всему голова»;
Карточки для работы в группах;
Мультимедийная аппаратура, проектор;
Образец «Меню»;
Коллекция разнообразных хлебобулочных изделий;
Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»
Ход урока
1. Организационный момент.
приветствие учащихся;
проверка готовности к уроку.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о правильном питании. И мы поговорим сегодня об обеде, о здоровой пище.
– Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
– Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовые здоровья»
2. Введение в тему.
Учитель: Подумайте можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только морковь, картофель, горох, лук и яблоки? (ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, что мы сейчас с вами придумывали и составляли? (Меню обеда).
Учитель: Правильно Меню. Итак, сегодня тема нашего урока «Плох обед, если хлеба нет». И мы отправимся с вами в кафе вместе с нашими знакомыми Катей, Аней и их папой и мамой.
Учитель: Кто же мне может сказать, и что такое Меню?
Учитель: Меню – это список блюд.
Учитель: Как известно обед должен состоять из 4 блюд:
Закуски (салат, сельдь, квашенные овощи)
Первое блюдо (овощные и крупяные супы, щи, борщ, молочный суп)
Второе блюдо (мясо с овощным гарниром)
Третье блюдо (сок, компот, свежие и печёные фрукты, муссы)
Образец меню:
Борщ со сметаной (350г)
Котлета «Домашняя» из говядины (100г)
Пюре картофельное (200г)
Компот яблочный (200г)
Хлеб пшеничный (2куска)
Хлеб ржаной (2куска)
Закуски подготавливают желудок к приему пищи.
Первое и второе - блюда обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ.
Третье блюдо – поддерживают водный баланс организма.
- Обращаем внимание на сервировку стола (расположение тарелок, вилка слева, ложка справа)
Золотые правила питания.
Для того чтобы пища хорошо усваивалась необходимо:
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и тоже время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережёвывайте пишу, не спешите глотать.
Учитель: Вспомним правила гигиены.
Мой руки перед едой.
Мой овощи и фрукты.
За столом не разговаривай с едой во рту.
Учитель: Проведём игру.
Игра «Угадай-ка»
Учитель: Угадайте, какие блюда могут входить в состав нашего обеда.
Сидит на ложкеСвесив ножки. (Лапша)
Что капали из земли,Жарили, Варили?Что в зале мы испекли ели и хвалили? (Картошка)
Картошка, капуста, морковка, да лук... До чего же хороши получились наши. ...(Щи)
Блещет в реке чистойСпинкой серебристой (Рыба)
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Учитель: А теперь откроем страничку 34 наших тетрадей и посмотрим, все ли блюда мы отгадали, которые выбрали себе на обед наши спутники.
- Ребята, Катя не знает, брать хлеб или нет, а как вы думаете?
- Издавна, щедрый душой русский человек славился своим хлебосольством.
- Как вы думаете, какой продукт был самый главный, самый почитаемый? Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. (Ответы детей)
- Что брали в дальнюю дорогу? (Ответы учащихся)
- Правильно! Хлеб - всему голова!
Учитель: К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом. Вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно тяжело достался хлеб. (Об этом можно узнать из книги Алексея Мусатова «Как хлеб на стол пришел»). Хлебу посвящено много стихов, художественных произведений, картин. Так мы видим картину Грузинского П.Н. «Уборка хлеба», Т.Н.Яблонской «Хлеб», Г.И.Мишова «Хлеб», А.Н.Невзгодина «Сибирский хлеб».
Ученик 1. Пышный, мягкий поперечный,Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека.
Ученик 2. В каждый дом на каждый стол Он пожаловал, пришел, В нем здоровье, наша сила, В нем - чудесное тепло, Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.
Ученик 3. В нем земли – родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем.
Физкультминутка
Облако, Облако! Белое, хорошее Подари нам, Облако, капельку дождя, (поднимают руки вверх)
Маленькое зернышко Нами в землю брошено, (изображают сеятелей) Маленькому зернышку Без воды нельзя (через стороны поднимают руки вверх)
Дождь прошел, земля мокра Вот так облако! Ура! Помогло ты, Облако, Дать зерну росток, (чуть-чуть привстают) Мерзнет наше зернышко! Простудиться зернышку В сырости легко! Помоги согреть его, Золотое солнышко, Выгляни, пожалуйста, Из-за облаков (протягивают руки вверх) Жарко стало, Горячи Солнца нашего лучи! Помогло ты, солнышко, Нам росток согреть (раскидывают руки в стороны) Зернышко! Зернышко! Желтое, как солнышко!
Прорастай, пожалуйста, Зернышко скорей! Ты увидишь, зернышко, Облако и солнышко, Нас увидишь зернышко, всех своих друзей. (Поднимают руки вверх ).
Учитель: А сейчас мы давайте обратимся к данным.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта.
Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.
Ежедневно в стране выпекается 82000 тоны хлеба.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить купить себе только очень богатые люди.
Учитель: У нас на столе сегодня представлены образцы хлебных продуктов – хлебные изделия. Это только маленькая часть того, что можно выпечь.
- Обратите внимание, как разнообразен сейчас выбор хлебобулочных изделий.
- Кто скажет, почему так упакован (или в такой упаковке) хлеб?
Дети: Чтоб брать его чистыми руками, чтоб хлеб был всегда чистым.
Учитель: Да, действительно. Хлеб можно брать только чистыми руками. Хлеб нельзя выбрасывать. А если кто обронит кусочек хлеба, тот тут же поднимает его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот. Так относились к хлебу в старину. И говорили: «Покуда есть хлеб да вода – все не беда». Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково удивительное свойство этого главного продукта.
- В русских народных сказках упоминаются изделия из теста. Из какой сказки эти строки?
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон. (Колобок)
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке. (Маша и медведь)
Работа в группах.
- А мы вспомним пословицы о хлебе и подумаем, о чём же они.
1) Собрать разрезанные пословицы:
 «Хлебушко – пирогу дедушка».
 «Без печки холодно – без хлеба голодно».
 «Нет хлеба – нет обеда».
Много снега – много хлеба.
Хлеб всему голова
Хлеба нет – и корочка в честь.
2) Работа в тетради с. 38
1 группа – задание 1. Составить своё меню обеда. Нарисовать или написать названия блюд.
2 группа – задание 2. Придумать и нарисовать десерты.
3 группа – задание 3. Привести примеры любимых блюд разных литературных героев.
Учитель: Как вы думаете, правильно ли сделала Катя, что выбрала хлебушек к обеду? (Ответы учащихся.)
Игра «Секреты обеда»
Учитель: Ребята, а сегодня я получила письмо от Карлсона. Вот послушайте.
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон.
Учитель: Ребята, верно ли Карлсон составил меню? (Ответы учащихся.)
Давайте вспомним, что необходимо съедать в обед?
Дети: Необходимо съедать салаты, первое, второе, третье блюда.
Дети: В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами.
Дети: На первое блюдо хороши овощные, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, молочные супы.
Дети: На второе – мясные, рыбные блюда.
Учитель: Что и выбрали для себя наши герои Аня и Катя, давайте прочитаем страницу 35-36 (повторим).
Учитель: Давайте поможем Карлсону составить меню «здорового» обеда.
Учитель: Что бы вы, посоветовали Карлсону съесть на обед, чтобы выздороветь? Чем можно заниматься после обеда? (Ответы учащихся.)
3. Итог урока
Учитель: Подведя итоги урока, какой сделали вывод?
Дети: Мы должны употреблять в пищу только полезные продукты. Обед может состоять из четырёх блюд: закуски, первого, второго блюда и десерта. Самым главным продуктом за обедом является хлеб. Сразу после обеда лучше всего выбирать спокойные занятия.
Дополнительные источники информации, используемые в конкурсной работе.
Литература:
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80 с.
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 72с.
Е. В. Езушина. Азбука правильного питания. - Волгоград: Учитель, 2008.
Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.
Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей
Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1992.
Я, Таравитова Т.В., учитель начальных классов МОУ «Октябрьская СОШ им.Ю. Чумака», п. Октябрьский, проживающая по адресу Белгородская область, Белгородский район, п. Октябрьский, ул. Свердлова, д.5 – участник конкурса методик программы «Разговор о правильном питании» ознакомлена с условиями конкурса и полностью с ними согласна. Я даю своё согласие ООО «Нестле Россия» на обработку представленных мною персональных данных.