Волшебный сундучок Деда Грамотея
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Цель: познакомить детей с буквой «Р», звуком [Р, Р’ ].
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Закрепить знание интонационных знаков. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, ориентировку в пространстве. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в чтении слогов и слов, в умении составлять предложение с заданным словом и схему к нему. Закрепить умение работать с разрезной азбукой. Закрепить представление о слоговой структуре слова.
Предварительная работа: Работа со звуками. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Составление схем предложений и предложений по схемам. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Развивающая среда: Сундучок с семью замками, семь ключей с заданиями. Печенье в форме букв. Разрезная карточка с изображением буквы «Р». Предметные картинки, в названии которых есть звук [Р]. Кассы букв. Карточка с «перепутанными» буквами и цифрами под этими буквами. Матрёшки с цифрами от 1 до 4. Бумага, карандаши. Слоговая таблица. «Крестовина» по методике В. Ф. Базарного.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспит-ль: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
/ Дети и воспит-ль распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо./
Воспит-ль: - Сундучок – то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо письмо:
«Дорогие дети группы «Солнышко»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспит-ль: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
/Ответы детей/
Воспит-ль: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
/Дети вынимают ключ из-за зеркала./
Воспит-ль: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием, один замок откроем!
Задание №1.
Воспит-ль: - Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!
/Дети собирают части картинки в целое./
Воспит-ль: - Это буква «Р»!
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!»
- Как рычит собака?
Дети: - Р – р – р
- Как заводится мотор?
Дети: - Р – р – р
- Что вам помогает произносить этот звук?
Дети: - Язык!
- А если язык помогает, значит, какой это звук?
Дети: - Согласный!
- А теперь посмотрите на крестовину с карточками, найдите и назовите только те предметы, в названии которых есть звук «Р».
/Дети находят и определяют место звука в словах./
Воспит-ль: - Вот вам и первый ключ!
/Дети «вставляют» ключ в первый замок./
Воспит-ль: - Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспит-ль: - А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Лесники её котят 2) Спи, мышонок, до утра,
Взять домой не захотят. Дам тебе я (комара).
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», -
Потому что это (рысь). 3) Я сегодня утром рано
Умывался из-под (крана).
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко).
5) Утром дед спросил у внучки: 6) В реке большая драка:
Почему не моешь (ручки). Поссорились два (рака).
7) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло;
Ребятишек радует
Цветная (радуга).
/По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ./
Воспит-ль: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
/Дети достают ключ, он находится возле аквариума./
Задание №3.
Воспит-ль: - Вот и третье задание с третьим ключом: это слоговая таблица. Надо прочитать слоги и из них составить слова.
РА
ША
ЛУ
МА
РЫ
ХА
МУ
НА
РАМА МАША
ЛУША ЛУНА
РАНА ШАРЫ
НАША МУХА
/Дети выполняют задание. Получают ключ, «вставляют» в третий замок./
Воспит-ль: - Слушайте, ребятки, следующую загадку – подсказку, где спрятан ключик:
Это необычный дом!
Поселились буквы в нём.
У всех букв от А до Я
Есть квартирка своя!
/Дети отгадывают: Это буквы алфавита в разрезной азбуке. Находят ключ./
Задание №4.
Воспит-ль: - Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с буквами! Вот такая задачка: на фланелеграфе написано слово, но буквы «перепутались» и стоят не на своих местах. Под буквами – цифры. Нужно правильно расставить буквы, начиная с той, под которой стоит цифра «1»:
АЛМСО (МАСЛО)
24135 12345
/Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок./
Воспит-ль: - А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
/Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ./
Задание №5.
Воспит-ль: - Вот он, ключик, а на нём задание. Но давайте вспомним, в каком слове мы буквы «расставляли» по местам?
Дети: - Буквы в слове «масло».
- Вот с этим словом надо придумать предложение. Но это ещё не всё. Надо своё предложение записать в виде схемы. Мы это делать уже умеем, но давайте вспомним, как надо правильно составлять схему предложения.
Дети: - Первое слово пишется с большой буквы. Слова пишутся отдельно. В конце предложения ставится знак «.», «!», «?», в зависимости от того, как мы произносим предложение.
Воспит-ль: - Всё правильно. Вот вам бумага, вот карандаши.
/Дети составляют предложения, «озвучивают» его, «записывают» в виде схемы./
Воспит-ль: - Вот, держите ключик! У нас уже пять замков открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение./
Воспит-ль: - Ну, а чтобы нам найти шестой ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №6.
Воспит-ль: - Нам предстоит опять отгадывать загадки. И слово – отгадку составить из букв разрезной азбуки.
/Дети садятся за столы, отгадывают загадки, составляют слова из букв разрезной азбуки./
Лёгкий, круглый, но не мяч, 2) Вот гора, а у горы
И не прыгает он вскачь, Две глубокие норы.
На верёвочке висит, В этих норах воздух бродит:
Зазеваюсь – улетит. (ШАР) То заходит. То выходит. (НОС)
3) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (СОН)
4) В голубой станице 5) Кто над нами
Девица круглолица. Вверх ногами
Ночью ей не спится – Ходит, не страшится
В зеркало глядится. (ЛУНА) И упасть не боится? (МУХА)
/Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» шестой замок./
Воспит-ль: - Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: - Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
/Дети находят ключ./
Задание №7.
Воспит-ль: - Слушайте последнее, седьмое задание! С вами хотят поиграть весёлые матрёшки – сестрички. На сарафане самой маленькой матрёшки стоит цифра «1», на матрёшке побольше – цифра «2», третья – ещё больше, с цифрой «3», а четвёртая – самая большая и цифра на ней «4». Цифра на сарафане обозначает количество слогов в словах, которые вам надо придумать. Я буду показывать вам одну из матрёшек, а вы внимательно смотрите. Какая на ней цифра и найдите предметы вокруг себя, состоящие из заданного количества слогов.
/Дети выполняют задание, ищут в группе предметы. После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается./
Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: - Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспит-ль: - Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?
/Дети предлагают свои варианты./
Воспит-ль: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. С какой буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Давайте эту букву изобразим по своему желанию. А как её можно изобразить?
Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.
/Детям предоставляется различный материал для изображения буквы «Р»: карандаши, бумага, пластилин, пуговицы, крупа, горох, картон, цветная бумага, клей, ножницы и т. п. Дети выполняют задание./
Воспит-ль: - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!