Конспект занятия невидимка воздух
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по познанию (эксперимент) в подготовительной группе
«Невидимка воздух»
Воспитатель:
Орехова С.Р.
Кинель 2015
Программное содержание:
Цель. Формировать представление детей о воздухе и его свойствах.
Образовательные задачи.
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о его значимости в жизни человека, животных и растений.
Формировать у детей элементарные экологические знания, умения грамотно использовать природные ресурсы для своей жизни.
Учить детей аккуратно пользоваться специальным оборудованием для проведения опытов, самостоятельно исследовать предмет наблюдений, делать выводы и умозаключения.
Развивающие.
развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослым;
активизировать речевую деятельность, развивать связную речь при формировании полных ответов и выводов;
развивать крупную и мелкую моторику при работе с опытным материалом.
Воспитывающие.
воспитывать экологическое сознание на основе выводов исследовательской деятельности;
воспитывать нравственные качества, взаимопомощь, формировать самооценку.
Интеграция образовательных областей.
«Коммуникация»
«Социализация»
«Физическая культура»
«Здоровье»
Предварительная работа:
Беседа: «чистый воздух»; «для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «где живет воздух», загадки про явления природы,
Опыты «где ты капелька живешь? »,
Просмотр мультфильма «капитошка»,
Беседа «живая и не живая природа»;
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии ;Наблюдения на прогулке за ветром.
Просмотр мультимедиа,
Работа с родителями подбор материала.
Дифференцированная работа: с Кириллом к. – делать самостоятельно выводы путем повтора.
Индивидуальная работа: с Азатом, Ксюшей . – активизировать речь детей методом повтора.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Материалы и пособия:
Шарики, салфетка, книга, веер для каждого ребенка, целлофановые мешочки, мыльные пузыри, стаканы с водой и трубочками, вертушки, картинки (заводы с трубами, мусорная свалка)
Техническое оборудование
Музыкальный центр, ноутбук
Организационный момент:
В группу влетает воспитатель в костюме карлсона с воздушными шариками.
Карлсон- Привет!!!!!!!!! А вот и я!!!!
Я, карлсон , самый веселый на свете!
Поэтому нравлюсь и взрослым и детям!!!
Я самый красивый, воспитанный, умный
И в меру упитанный!!!!
Пока я к вам летел, мой моторчик перегрелся и его нужно остудить.
Подуйте на него ребята!!! (дети дуют)
Хорошо теперь мой моторчик остыл. Ребята я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне узнать, почему мои шарики летают??? И что за таинственная невидимка спрятался внутри шаров? Поможете??? Тогда я остаюсь с вами!!!!!!!
Алгоритм проведения:
Карлсон. К моему шарику привязано письмо, давайте его прочитаем.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Меня нельзя увидеть,
Меня нельзя услышать,
Меня нельзя потрогать, но я нахожусь везде
Даже внутри этого шарика.
Я нужен для жизни всему живому!!! (воздух)
Вы догадались о чем идет речь в этих загадках? Правильно о воздухе!!! Дети где находится воздух???( ответы детей)
- Чтобы узнать больше о воздухе проведем опыты.
- Мы можем его увидеть?? (ответы детей)
- Правильно, не можем, потому что он прозрачный! А хотите его увидеть??? Сейчас я вам покажу фокус!!!!
- Карлсон кладет на край стола салфетку и движением книги приводит салфетку в движение.
- Хотите почувствовать как воздух движется???
( предложить детям веера из бумаги, чтоб наблюдать движение воздуха).
- А теперь посмотрим имеет ли воздух вес?
(Карлсон проводит опыт с двумя шарами на палочке. С двух сторон на полочку привязаны шары, их вес одинаковый. Один шарик лопается и надутый шар перевешивает.)
- Почему? (потому что воздух имеет вес)
- Для чего нужен воздух???
- Давайте попробуем не дышать… сделайте вдох, задержите дыхание. Мы можем не дышать??? Выводы детей.
- Правильно, воздух необходим нам для жизни, как и всему живому на земле. Животным, растениям, насекомым, рыбам!!! (показ слайдов).
- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
- Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
- Какой в лесу воздух? (ответы детей)
- Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
- Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
- Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)
Вывод: значит воздух бывает чистым и грязным.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
А у нас в приютово какой воздух? (ответы детей)
В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)
А в каких грязный? (ответы детей)
Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем поселке?(ответы детей)
Карлсон:
- Продолжаем опыты!!!
- Воздух может быть холодным, теплым и горячим. В какое время года воздух может быть холодным??? А теплым??? (показ слайдов о временах года)
- Включим фен и почувствуем горячий и холодный воздух???
-Дети скажите, кто и что может летать по воздуху??? Нам поможет игра-физкультминутка!!!!!!!
«Кто летает?»
- Слушайте внимательно музыку и, если услышите звуки комара, жука, пчелы, самолета и изображайте их движения.
Карлсон- Дети я вас приглашаю в свою лабораторию, где мы проведем опыты с воздухом.
- У меня приготовлены стаканчики с водой и трубочки.
- Возьмите трубочку и подуйте через нее в воду.
- Что выходит из воды с пузырьками???
- Подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырьков.
- А какие еще можно пускать пузырьки??? Правильно мыльные!!!!!!!!!
- Я очень люблю их пускать- они такие красивые летают.( карлсонпускает пузыри).
- Что находится внутри пузырей??
Ответы детей. Правильно воздух. А почему они такие разноцветные?
- Да потому что они сделаны из мыла. Какой же можно сделать вывод??? Воздух везде!!!!!!!
Карлсон- Вдохните воздух ртом.
- Попробуйте его на вкус (безвкусный).
- Вдохните носом. Какой у него запах? (без запаха).
- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Сейчас мы поиграем в игру «угадай по запаху». Я буду предлагать вам угадать запах. ( Карлсон предлагает понюхать баночки с пахучими веществами, дети определяют что это.) Делаем вывод, что воздух может иметь запах тех веществ, которые в нем находятся.
Карлсон.
- Продолжаем опыты с воздухом.
- Как вы думаете, можно потрогать воздух??? А поймать его???
- Давайте возьмем мешочки и попробуем. (дети набирают в мешочки воздух).
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, легкий.
Карлсон.
- А можно заметить движение воздуха или услышать его???
Дети. Воздух можно увидеть, когда дует ветер.
Карлсон. Давайте поиграем с вертушками.
Выводы:
Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
Если мы не видим воздух, значит он какой? (невидимый)
Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (прозрачный)
Если он не имеет цвета, значит он какой? (бесцветный)
Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)
Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)
С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)
А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)
В лесу воздух, какой? (чистый)
А около завод воздух, какой? (грязный)
Мы с вами сегодня на занятии много узнали о свойствах воздуха и давайте вспомним стихотворение.
Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
А теперь мы поиграем в игру «Оцени себя сам».
Кто считает, что хорошо поработал, возьмет красный шарик, а кто не очень , тот синий. Спасибо ребята!!!!! Нам было весело сегодня? Карлсон прощается с детьми и улетает.