Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной подгруппе Воздух-неведимка
Касьяновская СОШ
дошкольная ступень
Интегрированное занятие по познавательной деятельности
в подготовительной подгруппе
«Воздух – невидимка»
Воспитатель: Чайка Н.В.
Цель:
Закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость), роль воздуха в жизни человека и живой природы, дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра, закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь, воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.
Материал демонстрационный:
Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди, набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, школьная доска, знаки.
Материал раздаточный:
Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,
музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.
Ход занятия
В группу воспитатель вносит игрушку - надувную куклу.
Кукла:
- Куда я прилетела? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.
- А вы умеете летать? (нет)
- Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
Воспитатель:
-Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).
- А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).
Кукла:
- А как вы думаете, что у меня внутри?
А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей) (воздух)
Воспитатель:
-Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? ( Воздух нужен, мы им дышим)
-Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
- А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)
- Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?
Давайте проверим.
Опыт 1:
Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)
- Сядем за столы
Опыт 2:
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
- Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)
- Поставьте стаканы на поднос.
- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? ( Воздух находится вокруг нас).
-Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? ( Воздух невидимый, прозрачный, легкий).
Спросить нескольких детей.
- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
- Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане.
Опыт 3:
- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
- Проверьте, намок он или нет?
- Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)
-Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
- Возьмите их в руки.
Опыт 4:
Ловим воздух. Закручиваем пакет.
Вывод: воздух можно поймать.
- А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.
Физкультминутка «Игра с пакетами»
подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
покрутим перед собой (внизу, вверху)
Предложить ребятам сесть на ковер.
Воздушинка загадывает загадку:
- Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?
Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).
Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)
Воспитатель:
- А можем ли мы увидеть ветер? (нет)
- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны , облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).
Игра в кругу с мячом:
- Какой бывает ветер?
(Ветер бывает:сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)
Опыт 5:
- Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)
- Так что же такое ветер?
- Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
- Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
- Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.
Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»
Разделимся с вами на две команды
Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.
Проверим, правильно ли вы распределили картинки.
Опыт 6:
- А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
- Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?
( при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)
- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)
- Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
Дети читают стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишке на макушке
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Кукла:
- А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку - мыльные пузырьки. (Дети благодарят куклу).
Кукла:
- До свидания, до скорой встречи. (Уходит)
Список литературы:
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки в детском саду [Текст]: практ. пособие / И.Е. Аверина. – М.: Айрис-Пресс, 2009
2. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] /О.А. Воронкевич. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
3. Кломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Кломина. – М.: Сфера, 2005.
4. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада [Текст]: книга для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
15