Конспект занятия по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ “Путешествие по весеннему лесу”.


Конспект занятия по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ
“Путешествие по весеннему лесу”.
Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета
(с творческим заданием: рассказ от первого лица).
Цель:
продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,
учить составлять предложения – сравнения со словом – как,
закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ,
составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица),
упражнять в чтении,
воспитывать у детей высшие чувства.
Ход занятия:
Орг. момент: В зал входят дети и здороваются с гостями.
Логопед: “Посмотрите: к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся”.
Отгадывание загадок о весне.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Логопед: “Ребята, о каком времени года я рассказывала? (о весне). Сегодня мы поговорим о весне”.
Д/ игра: “Найди приметы весны”.
Логопед: “Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы весны. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли”. Дети выставляют картинки на магнитную доску.
Речевая игра: “Ассоциации” - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой штурм”.
Логопед: “Луч согревает как - одеяло, шарф,….
В снегу ноги утопают как в – каше, болоте ….
Ручей мчится как - автобус, ракета, поезд, ….
шумит как – ребенок;
Листочки прилипают как – пластырь, смола, …
Птицы шумят, ссорятся как – дети, листва на дереве, погремушка, ветер…
Почки набухают как – каша, губка, ранка после ожога, ….
Сосульки капают как – слезы, …
Деревья покрываются листвой как – одеялом, шалью, …
Логопед выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.
ФМП:
Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх)
Яркие лучики к нам протяни! (вытягивают руки вперед ладонями вверх).
Ручки мы вложим в ладошки твои,
Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся, хлопают в ладоши).
Быстро шагают резвые ножки. (Быстро шагают на месте).
Солнышко скрылось, ушло на покой, (Приседают),
Мы же на место сядем с тобой. (Тихо садятся на свои места).
Логопед: “А вы хотите очутиться в весеннем лесу?” Выставляется сюжетная картинка.
Прием ТРИЗ “вхождение в картину”.
Схемы - Помощники: Волшебники “Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками” и т. п.
Логопед: “Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах…(Цветов, свежести, влаги, листьев)
Использование ИКТ, музыкального сопровождения.
Логопед: “Я предлагаю оживить картинки. Вы – герои.
Логопед: “Превратись во что – нибудь и опишите своё настроение и своё отношение к окружающим вас” - приём эмпатии.
Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей. Схема: “Черное и белое”помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы.
Логопед: “Придумайте “красивые слова” к картинкам.
Солнце (луч) – Я – доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.
Ручей – Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. У меня много дел. Я несу воду в большую реку.
Лужа – Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.
Снег – я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет, люблю прятаться под деревьями
6.Игра с элементами ТРИЗ: “Давайте найдем самое удачное название картине”. Упражнение в чтении.
Давайте выберем пословицу о весне, прочитаем её. Она будет названием нашей картине. Дети выбирают пословицу среди других произвольно.
Логопед: “Почему так назвали картину?”
Одна ласточка весны не делает. Весенний лед толст, да легко тает. Весна красная, а лето страдное. Весна красна цветами, а осень – снопами. Весной дождь парит, а осень молчит. Поможешь другому в беде и тебе помогут.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Желаем успеха!