Презентация по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (9 класс)
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточнымиУрок закрепления материала в 9 классеКузнецова А.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г. Нижний Тагил
Виды подчиненияОднородное ПоследовательноеПараллельное
Цель урока:Закрепление изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»Развитие навыков работы с текстом
Задания к тексту1.Озаглавить текст.2.Определить тему и основную мысль текста.3.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Обосновать ответ.4.Найти СПП с несколькими придаточными, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения и вид придаточных.
(1)Горячо любил П.П.Бажов свой родной Урал, его замечательную природу, горы, реки, леса. (2) Он любил землю, ее запах, то сухой и горячий, то влажный и свежий после дождя.
(13)Бажовский дом летом весь в зелени.(14)Окна кабинета выходят прямо в сад. (15)Пышно разр…слись посаже…ые писателем яблони.(16) Густая листва теперь закрывает окна. (Е,Хоринская)
Объясните значение выделенных слов. Какой признак их объединяет?. (9)Вместе с ребятами, всем своим дружным «колхозом» сходили как(то) в лес и принесли оттуда березу и куст рябины. (10)Павел Петрович любил уральскую рябинушку. (11)Недаром он считал лучшим временем года раннюю солнечную осень, которую в народе называют бабьим летом, когда рябина наряжается в свой праздничный алый наряд.
Словарная работаКОЛХО́З, -а, м.1. Сокращение: коллективное хозяйство - производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществлённых средств производства. Вступить в к. К.-миллионер.2. перен. О дружной группе людей (разг. шутл.). Всем ~ом (дружно, все вместе).| прил. ~ный, -ая, -ое (к 1 знач.).
СПП с несколькими придаточными (7)Однажды на встрече избирателей с Бажовым мне пришлось слышать, как одна женщина говорила о том, как трудится он на маленьком клочке земли, какую выращивает необыкновенную капусту.. (11)Недаром он считал лучшим временем года раннюю солнечную осень, которую в народе называют бабьим летом, когда рябина наряжается в свой праздничный алый наряд. (12) Сам, своими руками посадил он крошечным кустиком ту знаменитую липу, которая теперь такая большая и под которой довелось посидеть многим людям, бывавшим в бажовском саду.
Заменить словосочетание со связью согласо- вание синонимичным со связью управление уральском садике– именное, согласование садик на УРАЛЕ именное, управление
Расставить знаки препинания, графи-чески их объяснить. Какие орфограммывыделены?
Устранить речевые недочеты1. Деревья, возле которых мы расположи-лись, одиноко возвышались среди открыто-го поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Деревья, возле которых мы расположились,одиноко возвышались среди открытого по-ля, засеянного рожью и гречихой.
2.Мы въехали в поселок, который находил-ся в лощине, которая начиналась сразу залесом.Мы въехали в поселок, надившийся в лощи-не, которая начиналась сразу за лесом.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, начинавшейся сразу за лесом.
3.На столе стоял букет роз, аромат которыхнаполнял комнату, которая имела празд-ничный вид. На столе стоял букет роз, наполнявших ароматом комнату, которая имела праздич-ный вид.На столе стоял букет роз, аромат которыхнаполнял комнату, имевшую праздничныйвид.
Работа над лингвистическим сочинением« Зачем нужны запятые?»ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесноеединство»1.Тематическое единство предложений.2.Смысловое единство предложений.3.Способы связи между предложениями.4.Стиль речи.5.Тип текста(речи).6.Текст можно озаглавить.
РАССУЖДЕНИЕ1)вопрос почему? зачем?объяснение фактов,событий с указаниемпричинно-следственных связей;2)композиция: -тезис;-доказательства;-вывод;3)связь предложений: цепная
1.Обращение к тексту Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко. Определите тему данноготекста. Тема текста – роль знаков препинания вписьменной речи.2.Какова основная мысль текста?Знаки препинания помогают пишущему ичитающему однозначно понимать написан-ное.
3.Какую роль играют запятые в пись-менной речи?Разделительную и выделительную.4.В каких синтаксических конструкци-ях запятая играет роль разделения?Сложные предложения, предложенияс однородными членами.
4.В каких синтаксических конструкци-ях запятая выполняет функцию выде- ления?В предложениях с обособленными чле-нами, с обращениями, вводными сло-вами…
Лингвистическое сочинение учащегося «Зачем нужны запятые?»Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись. Знаки препинания делят текст на смысло- вые части и помогают читающему и пишу- щему однозначно понимать написанное. За- пятые, например, разделяют части сложно- го предложения (предложения 2, 4), одно- родные члены ( предложения 4, 6). С по –мощью запятой можно выделить обособлен-ные обстоятельства (предложение 5).
По справедливому утверждению К.Паустов- ского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.