Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись».
Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись»
Гаврилюк Наталия Ивановна Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись»
Конспект открытого занятия для старшей группы по рисованию.
Тема: «Городецкая роспись»
Цель:
Продолжать знакомить детей с элементами рисования городецкой росписи.
Задачи:
Образовательная:
1. Продолжать знакомить детей с изделиями городецких мастеров, и выделять основные элементы городецкого узора;
2. Упражнять в рисовании городецкого цветка (купавка розового цвета, в нанесении оживки с помощью кончика кисти;
3. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивающая:
- развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие;
- воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров; приобщение детей к народному искусству, традициям и обычаям.
Словарная работа: (купавка, розан, палитра, оживка, палуба, теневка, подмалевка)
Задачи решаются интегрировано через следующии образовательные области:
- Художественно – эстетическое развитие (рисование)
- Речевое развитие (чтение художественной литературы)
- Художественно- эстетическое развитие (музыка)
- Социальное коммуникативное развитие
- Познавательное развитие (ФЦКМ)
Материал:
Для воспитателя: Образцы узоров разных элементов, создана развивающая среда - ярмарка, иллюстрации работ городецких мастеров, гуашь, две кисти белка №3, №5, картонные заготовки разделочной доски, салфетки, палитра.
Для детей: Картонные заготовки досок, краска гуашь: красная, белая, зеленая, кисти белка №3, №5, баночки с водой, салфетки, палитра.
Предварительная работа:
Рассмотреть изделия и иллюстрации с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, пение частушек, слушанье народной музыки, беседы о русских традициях; рисование городецкой росписи (купавки) тонирование разделочных досок красками.
Методические приемы:
Рассматривание предметов городецкой росписи, художественное слово.
Ход занятия:
(музыка (недолго пока заходим встаем)
Воспитатель берет колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают в круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и им подарим наши улыбки!
Ведь от улыбок становится светлее и радостнее вокруг.
-Ребята,посмотрите какие мы с вами красивые, в таких замечательных костюмах. Вам нравится?
Но мы не случайно так оделись.
Я сегодня хочу вас пригласить в путешествие на ярмарку мастеров народного промысла.
- Кто знает, что такое ярмарка? (продают различные поделки, посуду, происходят народные гуляния, музыка, игры) – да дети ярмарка, это место где собирается много людей, продают сувениры.
- Давайте вспомним, какие вам росписи уже знакомы народного промысла:
хохломская, гжельская, дымковская.
-А мы с вами отправимся на ярмарку городецких мастеров, и вспомним элементы городецкой росписи.
А на чем можно отправится на ярмарку?
-Я предлагаю вам поплыть на корабле, по великой русской реке Волге.
Вы хотите? Я прошу вас всех пройти на палубу корабля. (палуба-это место, где люди прогуливаются, где можно любоваться красотой природы)
(встаем за корабль, музыка –гудок и выключаем
-Посмотрите дети, мы с вами плывем по реке Волга, это удивительной красоты река, где на берегу от Нижнего Новгорода стоит древний город Городец. В этом городе люди давным- давно начали делать посуду из дерева и расписывали разными узорами. Это могли быть изображены гулянья людей, поездки на охоту, рисовали цветы необыкновенной формы, их называют купавки, розаны. Но на розы они не похожи. У них большой круглый бутон, а на нем шарик, а вокруг цветка овальные листья.
-Таня скажи как называется цветок необыкновенной красоты (купавка). Также делали сувениры, шкатулки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сражения. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки, все что- нибудь покупали в подарок. Вот там и зародился промысел городецкой росписи. Я дети хочу, чтобы вы глядя на всю эту красоту почувствовали ее и гордились народными умельцами наших мастеров.
-А вы хотите научиться этому мастерству?
-Ну вот мы и приплыли и оказались на ярмарке городецких мастеров.
музыка
-Посмотрите дети, какая красота, работы выполнены городецкими мастерами. Выключаем музыку
Городецкие изделия делали из дерева.
- Ребята, посмотрите и скажите мне, какие цвета используют городецкие мастера в росписи?
красный, зеленый, розовый, голубой, белый, черный.
-Обратите внимание дети, в качестве фона мастера используют естественный желтоватый цвет дерева.
Этот старинный промысел продолжает жить в наших современных игрушках, мебели, посуде, сувенирах.
- Назовите какие элементы в росписи используют мастера?
(цветы,, ягодки, точки, дуги, круги, штрихи, капли, скобки, спиральки)
-Посмотрите, как мастера стараются по-разному располагают узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь узором украшен центр доски.
- Если узоры из города Городца, то они будут называться…Городецкие (давайте вместе скажем –городецкие)
-На ярмарке люди веселятся, поют песни, играют. Давайте и мы поиграем.
Физминутка: «Гори, гори ясно»
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Бегай, бегай, и замри!
-Дети, а давайте что- нибудь купим на ярмарке, у нас с вами осталось немного денег с путешествия.
Чтобы вы хотели купить?
Ох, хорошо мы веселимся, но я совсем забыла, заходила вчера к вам детский сад на кухню,где ваши повара готовят вам обеды и завтраки.
И многие их разделочные доски пришли в негодность. Давайте сделаем хороший подарок поварам, новые разделочные доски. А вы должны попробовать себя в роли городецких мастеров и выполнить элементы цветочной росписи. Хотите?
Проходим на палубу корабля, возвращаемся в художественную мастерскую.
гудок
Велика Россия наша, и талантлив наш народ
О Руси родных умельцев, на весь мир молва идет.
---
Городецкие узоры, столько радости для глаз ТАНЯ
Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.
---
Ты играй моя гармошка, ты, подруга подпевай, ВАНЯ
Мастеров Руси великой, во весь голос прославляй.
-Ну вот мы и приплыли, проходим за столы в нашу художественную мастерскую.
Сели:
-Сегодня мы с вами научимся выполнять элементы городецкой цветочной росписи на разделочной доске.
-Для кого мы будем расписывать доски?
-Мы будем рисовать городецкий цветок- купавка. Купавка— самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Она может быть розовым или голубым цветом.
Я уже постаралась и расписала свою доску.
Посмотрите на образец, каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета.
Сейчас я вам напомню, как правильно использовать элементы при рисовании купавки.
Мы будем рисовать с вами двумя кисточками, узор рисуем широкой кистью, а тонкой кистью будем оживлять. Рисовать будем розовым цветом купавку.
-Посмотрите у вас есть на столе розовая краска?. Кто мне подскажет, как нам ее получить?
(показа на палитре)
(берем широкую кисть смачиваем водой набираем белую краску и наносим на палитру, смываем кисть осушиваем о салфетку, и в белую добавляем немного красной краски и смешиваем на палитре.)1 этап называется – подмалевка, рисуем широкой кистью круговым движением руки рисуем круг, как яблочко.
Пока наш розовый цвет подсыхает, мы нарисуем листья, посмотрите они все разные по форме. Мы будем рисовать самый простой городецкий лист в виде тыквенного семечка. Провожу дугу и соединяю всем ворсом кисти, округлые листья.
2 этап – называется теневка. Т. е немного цветок будем затенять. Смываем кисть и набираем красную краску, рисуем маленький кружок сверху как глазок. (у ромашки кружок в центре, а у купавки он смещен вверх.
Затем рисуем скобочки по ее краю начиная от центра, постепенно увеличивая их в размерах до сердцевинки. Промываем кисть, осушаем ее о салфетку, и ставим на подставку.
А вот белый цвет в росписи играют огромное значение в росписи, называют элемент «оживка», завершающий 3 этап- называется «оживка т. е мы будем наш цветок оживлять белой краской. Берем тонкую кисть, набираем белую краску и аккуратно тонким концом кисти рисуем точки, штрихи
Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Каждый бутончик склониться бы рад
Влево и вправо, вперед и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букет
Выпрямили спинки и приступаем к работе.
(музыка) пока рисуют и выключить
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия:
Ребята, кто нарисовал аккуратно несите свои работы на стол, они подсохнут и мы их передадим поварам. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Что вам больше запомнилось и понравилось? Какие трудности вы испытывали в расписывании разделочных досточек? Дети поглядите, а чья работа вам понравилась?
А для кого мы такие досточки расписали? Вы сегодня были настоящими городецкими мастерами, все старались. Я хочу вас всех похвалить, я восхищена вашими работами и старанием.