«Педагогический профессионализм как стратегическая перспектива развития и совершенствования».
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ» Проблема: ученики обладают знаниями, демонстрируют стабильные результаты, но легко сбиваются и теряются в новой ситуации, что говорит об отсутствии творческого мышления, которое в современном скоротечном мире необходимо. Актуальность выбранной темы Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение опыта коллег Диагностика собственногоопыта Изучение международных образовательных стандартов Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного общества Подходы к теме в истории отечественной педагогики Чернышевский Н.Г.(1828 – 1889) Добролюбов Н.А..(1836 – 1870) Защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступализа развитие у них творческого мышления. Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:Оригинальность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость.- Способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. Цель: РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ. Задачи: Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребёнку понять самого себя; Повысить результативность учебного процесса по предмету «математика» посредством использования проблемных ситуаций), которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации. поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои идеи. «С началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка». Л.С.Выготский. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. постепенное усложнение материала поэтапное увеличение объёма работы повышение уровня самостоятельности учащегося обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач формирование беглости мыслей, оригинальность, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Условия формирования творческого мышления детей на уроках математики Примеры проблемных заданий Задачи с несформулированным вопросом Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)Задачи с недостающими данными Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином – 350г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина)Задачи с излишними данными Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две среднихЗадачи с несколькими решениями В четырех классах всего 118 учеников, в том числе в I и II классах вместе — 70 учеников; в I и III вместе — 65 учеников: во II и III вместе — 59 учеников. Сколько учеников в IV классе?Задачи с меняющимся содержаниемЗадачи на соображение, логическое мышление В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.) «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев». Л.С. Выготский Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека.-М. Знание, 2008.-с14-17.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 252с.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 108 с.Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). – М.: Знание, 1971. – 62 с.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Школьные технологии. – 1999. - №6.Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. – 1995. - №6. – с.51-53. Список используемой в пояснительной записке литературы: