«Формы, методы, направления и содержание работы с родителями в ДОУ по различным направлениям детской деятельности».
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей по формированию звукопроизношения мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения. Вопрос №1. Интересует ли Вас тема опроса?
• Считаю важной;
• Считаю второстепенной
• Не интересует совсем.
Вопрос №2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?
• Правильное речевое дыхание;
• Выразительное и правильное интонирование речи;
• Правильное произношение звуков родного языка;
• Владение культурой речи;
• Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребёнка.
Вопрос №3. Есть ли у вашего ребёнка нарушение в речевом развитии?
• Да;
• Нет;
• Не обращал(а) внимания.
Вопрос №4. Если у ребёнка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразно делать?
• Обратиться за советом к воспитателю;
• Заниматься с ребёнком самостоятельно;
• Проконсультироваться с логопедом;
• Регулярно заниматься с логопедом;
• Не обращать внимания;
• Другое _______________________________________
Вопрос №5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем?
• Нет;
• Затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
• Помешает полноценному общению с людьми в будущем;
• Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.
Вопрос №6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
• Достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
• Родители иногда должны заниматься с детьми;
• Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя
рекомендации специалистов.
Вопрос №7. Согласны ли Вы выполнять со своим ребёнком домашние задания логопеда для наиболее успешного преодоления нарушений речи?
• Да, согласен(сна);
• Нет.
Вопрос №8. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?________________________________
_________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ
по преодолению речевых недостатков.
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
Выпуск газет для родителей (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
Выпуск журнала для родителей (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные "логопедические уголки";
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.
Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДАДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЯСЛИ- САД №93 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Доклад на методическое объединение учителей-логопедов на тему:
«Формы, методы, направления и содержание работы с родителями в ДОУ по различным направлениям детской деятельности».
Подготовила учитель- логопед:
Рынчак Екатерина Павловна
24.11.2016г