ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе /рекомендации коллегам из опыта работы/


Акмолинская область
Енбекшильдерский район
Буландинская средняя школа
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе /рекомендации коллегам из опыта работы/
Когда кто-то идет не в ногу,
Не спеши осуждать его…
Возможно, он слышит звуки другого марша.
Генри Торро
Учитель начальных классов
Жуманова Джамиля Орашқызы2017г
89408019050000
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения,  равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию.
Если обратиться к статистическим данным, на сегодняшний день:
из 5 миллионов детей, проживающих в РК, свыше 150 000 – дети с ОВР, что составляет 3% от общего количества, из них 48 000 детей дошкольного возраста.
В нашей школе детей с ОВР по состоянию на начало 2016-2017 учебного года обучается 4 ребенка с диагонозом «Задержка психического развития».
Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?
Инклюзивное образование – обучение детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах (классах).
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование».
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят – по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет складываться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
Нормативно-правовая база по вопросам инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы
 
Для успешной реализации инклюзивного образования в условиях Буландинской средней школы сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя:
Закон РК «Об образовании».
Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан».
Закон РК «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
Закон РК «О специальных социальных услугах».
«Об охране здоровья граждан РК».
«О браке и семье».
«О социальной защите инвалидов в РК» (от 13.04.2005 года №39-III ЗРК).
Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования.
Методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями (№730 от 24.11.2005 года).
Постановления правительства РК «О размерах и источниках оказания социальной помощи гражданам в период получения им образования» (17 мая 2000 года №378).
Правила методики аттестации обучающихся (№166 от 02.03.2004 года).
Правила о порядке ведения централизованного учета детей с ограниченными  возможностями в развитии (№470 от 4.10.2007 года).
Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями (№974 от 26.11.2004 года).
Типовые правила организации деятельности консультационных пунктов для родителей (№27 от 28.01.2009 года).
Методические рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования (№1457/02-4-2 от 3.11.2006 года).
Рекомендации организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (№4-02-4/450 от 16.03.2009 года).
Типовые учебные программы для учащихся с ОВР (приказ МОН РК №393от 18 июня 2015 года).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВР
Коррекционно-педагогическая поддержка осуществляется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК. А также с учащимися в школе работает психолог.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВ строится  по направлениям:
развитие моторики руки;
развитие познавательных процессов;
коррекция гиперактивности и синдрома дефицита внимания;
коррекция  ситуативной тревожности;
коррекция агрессивности,
развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
формирование положительного отношения к учёбе.
Виды работы с детьми с ОВ:
индивидуальные, групповые  беседы-консультации;
тренинги;
коррекционно-развивающие игры;
рисункотерапия;
музыкотерапия;
пластилинотерапия;
просмотр видео.
Индивидуальные и групповые  беседы-консультации  проводятся с учетом появившейся проблемы и  возможности помочь ребенку (детям) в межличностном взаимодействии.
Тренинговые занятия,  рисунотерапия, музыкотерапия (дельфинотерапия), пластилинотерапия, игры проводятся с целью стабилизации эмоционально-волевой сферы: снятия напряжения, страха, повышение уровня стрессоустойчивости, снижения напряжения. Развитие  познавательных процессов.
Просмотр видеоматериалов (мультфильмы, социальные видеоролики, видеосюжеты) способствует коррекции поведения, снятию напряжения, повышению самооценки, помогает релаксации.Особое внимание уделяется обучающимся с диагнозом ЗПР. Каждое коррекционно-развивающее занятие имеет свою тематику, что позволяет расширить кругозор по определённым темам.
С родителями обучающихся с задержкой психического развития проводятся индивидуальные консультации  1 раз в  четверть. На консультациях родителям  разъясняются причины ЗПР детей; особенности  восприятия и усвоения учебного материала; особенности выполнения домашнего задания; эмоциональное сопровождение ребёнка.
А также проводятся  тренинговые упражнения, помогающие принять ребенка таким, какой он есть. Данные упражнения способствуют гармонизации  родительско-детских  отношений.
Также в течении года проводятся индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, на которых разъясняются:
Особенности детей ЗПР;
Особенности восприятия и усвоения информации;
А также даются  индивидуальные рекомендации помогающие повысить мотивацию  к обучению, создать  ситуации успеха, формировать положительное отношение к школе и классному коллективу.
Инструментарий психолога по коррекционно-развивающей работе с детьми  с задержкой психического развития
Информационно-лекционный, практический материал.
План  работы с обучающимися с ЗПР.
Развивающая программа для сопровождения обучающихся с ЗПР.
Карты развития обучающихся с диагнозом ЗПР.
Тетрадь коррекционно-развивающих занятий.
Тетрадь по психологическому сопровождению детей.
Взаимодействие с районным кабинетом коррекции
         В целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ОВР школа взаимодействует с районным кабинетом коррекции и психолого-медико-педагогической комиссией. Не реже 1 раза в четверть в кабинет коррекции предоставляются списки детей с ОВР, ведётся учёт выбывших и прибывших. Не менее двух раз в год учащиеся совместно с родителями получают консультацию непосредственно от ПМПК с целью планирования дальнейшей работы с детьми.
 Работа с родителями.
         Работа с родителями детей с ОВ строится на принципах доверия и полной их включённости в учебно-воспитательный процесс. Систематически проводятся консультации психолога (психологом ведётся тетрадь учёта таких консультаций). Родители и опекун детей с ОВР оказывают активную помощь школе и классу, откликаются на просьбы классного руководителя, принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях, помогают классному руководителю в организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Анализ деятельности с учащимися с ЗПР в начальных классах и рекомендации для работы
Причина трудностей в обучении и в неуспеваемости младших школьников зачастую объясняется задержкой их психического развития. Однако, дети с диагнозом «задержка психического развития» очень и очень разные. Обычно в дошкольном возрасте эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников, а особенности их развития начинают проявляться с началом школьного обучения, приводя к стойкой неуспеваемости. Эти дети с трудом понимают, что от них требуется в классе, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, письмо, математику. При этом сложность заключается еще и в том, что каждый случай задержки имеет свою причину. Очень большое, а иногда даже и решающее значение, в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывался малыш. Тут на первое место выступает дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода, недополучение информации. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них недостаточный запас знаний, сведений, умений, бедная речь, узкий кругозор, моторные навыки слабо развиты. Эти малыши не осознают себя учениками. Познавательная деятельность их не интересует. Зачастую их больше интересует новая среда, другое окружение, помещения школы. Вследствие изменения окружающего общества они становятся на уроках вялыми, скучными или, наоборот, излишне беспокойными, не могут сосредоточиться на задании. Иногда даже становятся агрессивными.
Для таких учеников характерно снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти. В результате ребенок не осваивает навыки чтения, письма, счета. Бывает и так, что не дается только письмо, только чтение или только математика. (Ученикам моего класса не дается математика).
Для детей с задержкой развития характерна моторная неловкость, медлительность. Они с трудом, очень медленно входят в работу, попытка торопить такого ученика, как правило, приводит только к увеличению ошибок, к резкому нарастанию утомления и падению работоспособности.
Этим детям необходим индивидуальный подход, своевременная помощь учителя. В таких случаях необходимы максимум терпения, внимания, настойчивости. Недопустимо игнорировать этих детей, доводить неправильным подходом, невниманием, негативным отношением до срыва в психическом здоровье, до появления у него грубой педагогической запущенности, школьного невроза.
Занимаясь с учеником, стараюсь не допускать, чтобы у него образовалась педагогическая запущенность, с этой целью провожу дополнительные занятия, если ребенок медлителен или неусидчив, не тороплю его, пусть даже медленно, но качественно выполнит задание, так как эти дети, как бы ни старались работать быстрее, это зависит от состояния их центральной нервной системы. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и достойно оценить его. Также необходимо не скупиться на похвалу даже за самый незначительный успех: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок!» Есть золотое правило: «Хвалить при всех, ругать – только наедине».
Необходимо учитывать, что дети, имеющие задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигается и постепенно преодолевает отставание в собственном развитии.
Ученику Ж моего класса, при поступлении в 1 класс казался непослушным, хулиганистым, упрямым, либо попросту невоспитанным, то есть неудобным для учителя. Однако это не так. В ПМПК был выявлен СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.
Его слабыми сторонами являются:
- трудности в концентрации внимания (не может сконцентрировать внимание на деталях);
- не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
- слушает, но не слышит (приходится повторять по несколько раз);
- не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
- часто теряет вещи;
- неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
- отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался; (это большая проблема моего класса малокомплектной школы, в котором параллельно обучаются два класса)- постоянно вертится на стуле или встает со стула;
- болтлив (при этом слышит только себя);
- начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
- ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация (хочет выступать первым, и начинает это делать, не обращая внимания на окружающих);
- очень любит похвалу его действий (после этого тщательно выполняет поручение, даже не обращая внимания на урок, на учителя, на окружающую обстановку).
Сильные стороны этого ученика:
- щедрый (даже в ущерб себе);- отзывчивый (может быть помощником как дома, так и в школе. В классе он сам возложил на себя обязанности по наведению порядка в кабинете по окончании учебного дня);- добрый, дружелюбный;
- непосредственный;
- иногда проявляет несвойственное ему (может выучить наизусть без чьей-либо помощи большое по объему стихотворение, которое произвело на него впечатление);
- проявляет творческие способности (выразительное чтение).
Правильная оценка характера отклонений у ребенка дает учителю возможность найти успешные пути педагогического воздействия. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые совместно могут быть успешно преодлены.
Инклюзивный подход означает, что учитель оказывает индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом в группах ученики с ограниченными возможностями не отделены от других.
В этом плане труднее начинать работу в 1 классе, особенно на уроках грамоты, где дети только начинают постигать азы чтения и письма. На уроках чтения идет развитие речи ребенка и навыков письма, которые требуют развития мелкой моторики пальцев. К тому же у детей с ограниченными возможностями, как правило, идет нарушение манипуляции рук, которое влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Упражнения с пальчиками помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Поэтому на каждом уроке грамоты я использую пальчиковую гимнастику.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Основным изменением в методике преподавания урока является использование многоуровневого подхода в объяснении нового материала и последующем контроле: работа с карточками, тестами разного уровня, работа в парах, групповая работа.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе инклюзивного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока
Этапы урока Методы и приемы Организация
работы по общеобразовательной программе Организация
работы по про грамме для детей с ЗПР
Психологический настрой Словесный (слово учителя) Общий для всех детей класса
Знание Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопро верка Индивидуальная проверка
Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам
Понимание Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа) Беседа Беседа по вопро сам, соответству ющим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
Применение Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение ново го материала (обязательно с опорой на нагляд ность и работой над алгоритмом выполнения задания)
Анализ Закрепление изученного Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка
Взаимопроверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам
Оценка
Итог урока Словесный (беседа) Общий для всех детей класса
Инструктаж по выполне нию домаш него задания Словесный (слово учителя) Уровень домашне го задания для детей с нормаль ным развитием Уровень домашнего задания для детей с ОВР
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Приведу пример такого урока.
Урок математики в 3 инклюзивном классе
Тема урока: «Приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное число».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: учащиеся смогут выполнять прием умножения вида 43*2 и 143*2
Задачи урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)
Предметные: формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы; исследовать, представлять, анализировать данные.
Для детей с ЗПР: формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы.
Личностные: развивать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками с ОВР; способствовать умению анализировать свои действия и управлять ими, развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала; воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам, любовь к природе.
Для детей с ОВР: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; способствовать умению анализировать свои действия и управлять ими, развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала; воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам, любовь к природе.
Планируемые результаты урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)
- Учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи; составлять и решать обратные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
- Для детей с ОВР: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи; составлять и решать обратные задачи; работать в парах.
- Учащиеся получат возможность: формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; ставить вопросы по ходу выполнения задания; выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок; формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Для детей с ОВР: учащиеся получат возможность ставить вопросы по ходу выполнения задания; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль правильности действий; формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование к уроку: ИД, карточки для индивидуальной работы, таблица с алгоритмом умножения на однозначное число.
Специфика применения педагогических технологий
В классе обучается 4 ученика, трое из них с ЗПР. Планирование урока в инклюзивном классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи, предусматривает в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке часть заданий демонстрируется на ИД. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии (физкультминутка составлена с учетом упражнений для детей с ОВР). Также подобраны дифференцированные задания.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
- Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать)
– обучающиеся проговаривают задание после учителя.
На уроке применяются коррекционные методы:
- информационные методы (беседа, консультирование).
- практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
- оценочные методы (поощрение, оценка).
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями развития:
- развитие наблюдательности через показ явлений;
- наглядность в практически значимой деятельности;
- сознательность и активность в усвоении знаний;
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей.
Название этапа урока Цель
этапа Планируемый результат Формулирование задания для детей (главное слово-глагол) Деятельность учителя (применяемые технологииДеятельность учащихся Форма организации деятельности учащихся Условия для детей с ЗПР
I.Организационный момент. Активизация учащихся.
Учащиеся контролируют свои действия. Психологический настрой на урок
Проверяю готовность к уроку. Проверяют готовность к уроку, записывают дату в тетрадях. Фронтальная. Оказать помощь в организации рабочего места.
II. знание
Актуализация
изученного
материала.
Повторить и закрепить ранее изученные приемы устных вычислений, видов задач. Ученики принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задания творческого и поискового характера, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса. Устный счет.
Круговые примеры (на интерактивной на доске): Работа над задачами:
Организую фронтальную и индивидуальную работу.
-Слушайте задачу, запишите решение выражением.
Работают с информацией.
Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выполняют задания по инструкции.
Формируют собственное мнение и аргументируют его. Фронтальная, индивидуальная на доске. Работа у доски, при затруднении подсказка.
Работает над задачами по индивидуальной карточке.
III. понимание
Мотивация кучебной
деятельности
постановка темы и целей урока. Формировать интерес к учебной задаче. Ученики понимают, принимают и сохра няют учебную задачу, выполняют задание поискового характе ра, учатся выполнять письмен ное умно жение на однозначное число, читают равенства, используют матема тическую технологию. - Прочитайте выражение.
57х45
- Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы решить пример? (Распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57х40+57х5=2280+285=2565)
- Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)
- Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить действие столбиком.)
- Кто хочет выполнить запись на доске? ( Выходит желающий ученик.)
( Учитель открывает запись на откидной доске.)
Определение темы и цели урока. Ответьте на вопросы.
Сделайте вывод. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Формируют собственное мнение и аргументируют его. Фронтальная, индивидуальная на доске. Слушает объяснение учителя, вступает с диалог.
Перед собой имеют образец записи письменного приема умножения.
Выполняют запись по образцу.
После выполнения задания получают формативную оценку.

- Какая запись удобнее?
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.)
- Сформулируйте тему урока. (Письменное умножение на двузначное число.) Определяют задачи и формулируют тему урока. Повторяет формулировку темы урока.
IV. Физкультминутка.( составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВР) Повысить мотивацию к обучению, снизить утомляемость и перенапряжение в ходе учебного процесса Учащиеся понимают, принимаю инструкцию.
Побуждаю к действию, отдыху.
Выполняют упражнения, повторяют рифмованные строки. Фронтальная. Обратить дополнительное внимание на выполнение упражнений.
V. Работа по теме урока. Познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число. Ученики понимают, принимают и сохра няют учебную задачу, выполняют задание поискового характе ра, учатся выполнять письмен ное умно жение на двузначное число, читают равенства, используют матема тическую технологию. Работа по учебнику.
Выполняем №5,6,7. Ориентирую на сравнение, побуждаю к составлению алгоритма умножения, помогаю понять и запомнить.
Выполняют инструкцию, сравнивают, делают выводы, составляют устно алгоритм умножения. №6 выполняют коллективно с комментированием по алгоритму. №7 (первые три примера кол-но, последний-сам-но). Взаимопроверка, самооценка. Фронтальная,в паре, индивидуальная. Во время самостоятельной работы оказать помощь, использовать таблицу-карточку алгоритма умножения на двузначное число, проверить, при необходимости исправить ошибки, объяснить, похвалить после выполнения работы.
VI. применение анализ
Закрепление
изученного
материала.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Формировать навык определения и верного выбора решения. Ученики понимают, прини мают и сохраняют учеб ную зада чу, уста навливают причин но-следс твенные связи, строят логическую цепоч ку рассу ждений, умеют слушать и слыша ть, модел ируют с помощью схематических чертежей и решают задачи на движение, состав ляют и решают обратные задачи, выполняют зада ние твор ческого и поискового харак тера, имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. Работа по учебнику.
№8. Задача

-Составьте обратные задачи и решите любую из них. Даю методические рекомендации при составлении краткой записи, задаю вопросы для составления плана решения, создаю условия для самостоятельной записи решения на доске и в тетради, рекомендую провести проверку и самопроверку. Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные-в тетрадях.
Один ученик работает у доски. Далее выполняется самопроверка.
Ученики, решавшие разные задачи, записывают решения на доске. Проводится проверка, самооценка.
Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предлагается выполнить №4 Фронтальная, индивидуальная на доске, индивидуальная с детьми ОВР.
Работа в тетради, перед со бой видит образец чертежа на карточ ке, вступа ет в диало с учителем и ученика ми, допол нительное объяснение, помощь при оформ лении краткой записи и решении, пользуясь образцом записи на доске.
ФО
При составлении обрат ных задач (одной из них) пользуется образ цами чер тежей. Провожу индивидуальную работу при решении задачи.
Записывает решение, пользуясь формулами.
VII. синтез оценка
Рефлексия.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, осваивают начальные формы рефлексии. Самостоятельно выполните задание «Проверь себя» далее проведите взаимопроверку.
- Оцените свою работу на уроке.
- А теперь покажите какое у вас настроение (солнышко, тучка, солнышко с тучкой ).

Направляю внимание на самостоятельное выполните задания. Организую взаимопроверку и самооценку. Слушают учителя, выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. Работают в паре при взаимопроверке.
Индивидуальная, работа в паре. Сокращаю объем задания для самостоятельной работы.
ФО
Помогаю оценить свои достижения.
VIII.
Оценка
Итог
урока.
Обобщение полученных знаний. Ученики полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к процессу учения. - С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
- Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?
- Какие задачи мы решали сегодня?
Закончите предложение:
- На уроке время прошло ……… (быстро).
- Мы повторяли …………… (…).- Самое интересное задание было ……... (... ). Задаю вопросы ученикам. Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение. Фронтальная. При участии похвалить за ответ.
IX.
Домашнее
задание.
Психологический момент Контроль и анализ деятельности учащихся. Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свои действия. - Выполните дома №9 в тетради, №10 устно, запишите в дневник.

Объясняю форму выполнения домашнего задания. Контролирую запись домашнего задания в дневнике Записывают домашнее задание, приводят в порядок свое рабочее место. Фронтальная, индивидуальная. Учитель помогает ребенку с ОВЗ записать задание в дневнике и убрать рабочее место.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Учебная программа для учащихся с ЗПР 2-4 классов уровня начального обучения (с казахским языком обучения)

1 полугодие 2 полугодие
2 класс 30-35 слов 40-45 слов
3 класс 50-55 слов 55-60 слов
4 класс 60-65 слов 65-70 слов
2 класс
30-45 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - 5
20-30 сл. – 4
10-20 сл. – 3
Менее 10 сл. – 2
3 класс
50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи – 5
40-50 сл. – 4
30-40 сл. – 3
Менее 30 сл. – 2
4 класс
60-70 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения – 5
60-70 сл. – 4
50-60 сл. – 3
Менее 50 сл. – 2
Критерии оценивания письменных работ
Отметка Программы общеобразовательной школы Программы для учащихся с ЗПР
«5» Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить Нет ошибок
«4» Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные Допущены 1-2 орфографические
ошибки
«3» Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографическихДопущены 3—5 ошибок
«2» Допущены 5-8 орфографических ошибок Допущено более 5 ошибок
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова)
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Нормы оценок по математике
Отметка Программы для учащихся с ЗПР
«5» Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета
«4» Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу
«3» Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу
«2» Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу
Примечания
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания ― проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа;
-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам
Недочеты:
- неправильное списывание данных;
- ошибки в записи математических терминов;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа
В классе инклюзивного обучения есть дети с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Условием успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования являются: изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности. В конспекте урока должен быть отражен план деятельности на уроке для ребенка с особыми образовательными потребностями. К решению данной проблемы можно подойти по-разному:
1. Составить планирование отдельно – для всего класса и для «особого» ребенка.
2. Сделать общий план с включением в него заданий для каждого ребенка, нуждающегося в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов урока должно стать своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Методы и приемы учителя – это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминирующий анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. В этом особое место отдается формативному оцениванию.
Конечно, работая с детьми с ЗПР, необходимо учитывать и их психологические особенности. Моменты, на которые следует сделать акцент:
1. Необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания, а в инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока.
2. В ходе урока иногда приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже можно прочитать не в полном объеме.3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание.
4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)
Формулировать задания можно таким образом:
1. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
2. Задание должно быть кратким, конкретным, выражено одним глаголом.
3. Выполнить задание можно в несколько этапов.
4. При формулировании заданий необходимо показать «конечный продукт» (законченный текст, решение математической задачи…)
5. Формулируя задание, стоять рядом с ребенком.
6. Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
4. Придумайте совместно с ребенком какое-то «секретное» слово, услышав которое ребенок поймет, что поступает не должным образом.
5. Используйте формативную оценку, чтобы отразить прогресс.
6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
7. Используйте формативную оценку в течение всего урока, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
Новые подходы в обучении позволяют плодотворно строить работу с учениками с особыми потребностями. Зачастую «особый» ребенок затрудняется отвечать перед всем классом, тогда ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Также ожидаемый результат дает и распределение учащихся по парам с другими учащимися класса, чтобы один из учеников мог подать пример другому. 
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить, дать формативную оценку и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
С приходом в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями преподаватели стали осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги занимающееся специальным образованием признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями.
Особо следует сказать о психологии общения в ходе работы с такими детьми, стиле общения. Здесь следует учитывать: соотношение принуждения и побуждений самих детей к деятельности. Стараться обучать без принуждения (на интересе, успехе, доверии). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое малое, чем должен обладать учитель.
Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.
В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.
Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.
Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.
Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять,  что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.
Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
Если одноклассники не уважают ребенка с ЗПР и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.
Организуйте творческие уроки, где ребенок с ЗПР может показать свои творческие способности.
Обучение детей с ЗПР требует большого внимания и сил, как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.
Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернуться. Кто-то должен отдать им любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети заслуживают поддержки и помощи. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Использованная литература
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.- М.: Дрофа, 2008.
Занков В. Развитие учащихся в процессе бучения (1-2 классы) -/ под ред. В.Занкова.- М., 1963.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996 г.
Селевко Г.К. Социально–воспитательные технологии. Педагогические  технологии. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006 г.
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. - Смоленск, 1994