Инклюзивное образование в общеобразовательной школе


Инклюзивное образование детей - инвалидов
с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательной школе.
Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками
Инклюзия, как, определение означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Актуальность
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети – инвалиды. По экспертным оценкам в настоящее время около 2 млн. детей в России относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья ( около 7% от их общего числа). В Ивановской области 2713 детей нуждаются в специализированном образовании. В связи с различными факторами количество данной категории детей год от года увеличивается. Опыт показывает, что из жесткой образовательной системы, определенная часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Нужно понимать, что это не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) учреждениях, но, как показывает практика, обучаясь в учебных заведениях закрытого типа и получая там образование, дети с ОВЗ в дальнейшем труднее адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. Часто для таких детей процесс социализации затягивается на длительный период времени. Именно инклюзивные подходы могут поддержать их в обучении, в развитии потенциала и достижении успеха, что даст им шансы и возможности для успешной социализации.
В классе, в котором я преподаю, двое учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У ребят возникают трудности с усвоением учебного материала, трудности при общении со сверстниками, наблюдаются низкая работоспособность и быстрая утомляемость. Поэтому возникла необходимость совершенствования своей работы, потребность в повышении профессиональной компетентности.
Инициатива обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде в большей степени принадлежит родителям, но ключевую роль в реализации инклюзивного образования играет учитель. Учитель – «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов.
Основной целью моей работы является повышение профессиональной компетентности по вопросам инклюзивного образования . Исходя из темы самообразования «Инклюзивное образование детей - инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе», которая изучается в течение двух лет, мною были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические и практические аспекты инклюзивного образования
Использовать на практике методы, приемы и средства обучения , обеспечивающие доступность образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Основной стратегией учителя является личностно-ориентированное обучение, где внимание педагога обращено к целостной личности человека (ученика). Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Тьюторское сопровождение – когда учитель выступает в роли проводника между ребенком и социальной средой.
При организации инклюзивного образования используются:
Индивидуальная программа
Дифференцированная помощь
Индивидуальный учебный маршрут
Оригинальная методика каждого учителя
Рациональная организация урока
Трамплином к инклюзивному образованию является интегрированное обучение. Это обучение детей с ОВЗ в классном коллективе. Основными задачами такого образования являются - изменение и реабилитация ребенка, чтобы он соответствовал системе школьного образования и общества.
В своей работе чаще всего использую элементы интегрированного преподавания :Возвращение по программе
Использование наглядных и тактильных пособий
Выполнений заданий письменно или наоборот
Обучение в атмосфере «безопасности»
Инклюзивное образование строится на создании благоприятного психологического климата, использовании здоровьесберегающих технологий, которые включают гигиенические условия, чередование видов деятельности, эмоциональную разрядку на уроке. Использование речевых и познавательных игр способствует развитию артикуляционного аппарата, обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Использование иллюстративных материалов, электронных образовательных ресурсов позволяет наглядно изучить учебный материал, Учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используя все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Электронные образовательные ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Для активизации деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья используют следующие методы и приемы:
1.Использование сигнальных карточек. Удобность и эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребенка, ребенок учится самооценке, оценке своего эмоционально состояния.
Данный метод применяю на уроке математики, на этапе закрепления изученного материала по теме «Ломаная». Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание по классификации ломаных на группы ( замкнутые и незамкнутые). В ходе выполнения работы для оценки используются карточки: «?» - при выполнении работы возникли трудности и вопросы, «!» - работа выполнена полностью, трудностей не возникло.
2. Обучение в сотрудничестве с использованием коллективных форм обучения, работы в парах, работы в группах. В атмосфере обучения в сотрудничестве все учащиеся имеют возможность беседовать друг с другом, высказывать идеи, их аргументировать и защищать, обмениваться несходными убеждениями, расспрашивать о точке зрения каждого, то есть, быть активно вовлеченными в процесс обучения.
3.Восприятие материала с закрытыми глазами. Этот прием используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти, для переключения эмоционального состояния, после выполнения заданий повышенной сложности.
На уроке окружающего мира данный прием способствует не только качественному усвоению материала, но и развитию воображения. Так, по теме «Солнце - звезда» материал учебника изначально зачитывается учителем для учащихся с закрытыми глазами. Что позволяет сосредоточиться только на изучаемом материале, создать его в своем воображении.
5.Использование вставок на доску при выполнении заданий используется тогда, когда нужно активизировать знания учащихся, настроить их на работу. Детям нравится соревновательный момент, чтобы прикрепить свою карточку, нужно быстро, правильно ответить на вопрос. На уроке литературного чтения при изучении темы «Басня» учащимся предлагается вспомнить изученный материал и разгадать кроссворд.
6.Узелки на память - на доску с помощью информационных карточек прикрепляются основные элементы темы или выводы, которые нужно запомнить. Данный прием можно использовать на уроке рефлексии – для закрепления, подведения итогов; на уроке открытия нового знания – для оказания помощи при выполнении заданий. На уроке русского языка при изучении темы « Главные члены предложения» основные понятия фиксируются учителем на доске (Грамматическая основа, подлежащее, кто? что? сказуемое, что делает? что делал? и т .д.)
7.Дистанционное образование. Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.
Значимая задача учителя в инклюзивном образовании не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и успешно социализировать «особенных» детей». В этот процесс должны включаться все учащиеся класса, необходимо применять принцип толерантности который учит прощению, состраданию, принятия человека таким, какой он есть, уважение его прав и человеческого достоинства.
Для более детального изучения темы мною были пройдены дополнительные курсы повышения квалификации, которые помогают в работе над повышением профессионального уровня:
- в Институте развития образования г. Иваново «Инклюзивное образование в начальной школе»
- на базе Ивановского Государственного университета «Дистанционные образовательные технологии при обучении детей с ОВЗ»
Выводы и перспективы работы
Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения. Имеет большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни, реализовать свой жизненный смысл и потенциал. Моя основная задача, как учителя использующего методы и приемы инклюзивного образования сформировать у всех учащихся класса стабильное устойчивое психологическое состояние, сформировать высокую учебную мотивацию, чтобы все учащиеся класса являлись сплоченным детским коллективом и принимали активное участие в общественной жизни школы.
А.А.Баранова,
учитель начальных классов МОУ СОШ №10