Духовный потенциал русской классической литературы
Духовный потенциал русской классической литературы
В русской классической литературеесть нечто такое, что объединяет и связывает все произведения воедино: это раздумья художников слова об истории и человеке, об исторической судьбе России, о русском национальном характере, об искусстве как способе «познания счастья». Идея «дивной силы исторического сопротивления русского народа», размышления об особенностях русского характера, со свойственной ему творческой широтой духа и смелостью в мечтах («взлетом в непомерность») находит отражение в произведениях Ломоносова и Державина, Фета и Тютчева, Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Куприна, Ахматовой и Блока, Платонова и Солженицына…Мы все живем в непростое время. Атмосфера нашей жизни взвинченная, лихорадочная, мечущаяся в предчувствии возможных потрясений. Проводя исторические параллели, невольно приходишь к умозаключению, что понять историческую суть нового, 21 века, можно, только включив в «поток современности» кристально чистый источник русского литературного наследия. Именно в нем совершают «хождение» за правдой центральные персонажи. Именно оно искренне и честно передает новым поколениям читателей величие и трудности исторической судьбы русского народа.
Учащимся, только вступающим в мир русской классической литературы, вначале кажется, что во всем круговороте описываемых событий сказывается лишь страшная зависимость людей-песчинок от случая, их растерянность, смятенность духа, недопонимание. Но постепенно в судьбах произведений и их авторов обозначается своя логика. Это нравственная ответственность героев перед собой, своей совестью. Это проблема нравственного выбора.
В 5-м классе учащиеся на примере выбранного Жилиным и Костылиным жизненного сценария учатся нравственному самоопределению.Многого стоят рассказы «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского, в которых автор учит правильным взаимоотношениям людей и природы. В качестве рефлексии учащиеся сами делают выводы духовно- нравственного порядка. В 6-м и 7 – м классах при изучении поэзии А.Некрасова (поэма «Железная дорога» и стихотворение «Размышления у парадного подъезда») учащиеся учатся сочувствию и состраданию. После прочтения рассказа А.Куприна «Чудесный доктор» (6 класс) маленькие граждане осознают огромную роль поддержки в жизни целой семьи. Один добрый человек помог, и помог крупно, и добро начало расти, увеличиваться, в эту ауру добра попадает вся, до того абсолютно отчаявшаяся семья: мужчина нашел работу, дети сыты - здоровы. И персонажии маленькие читатели навсегда запоминают животворящую силу доброго поступка.
В 7-м классе герой М.Горького совершает подвиг во имя людей. «Что сделал я для людей?» - сильнее и громче крикнул Данко. И вдругразорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света….».
К 8-у классу ребята уже естественно, с пониманием воспринимают нравственный выбор Петра Гринева: остаться честным человеком при реальной угрозе принять лютую смерть. Рассказ А.Платонова «Возвращение» рождает у ребят массу эмоций: при чтении последних строк я видела на глазах детей слезы. В коротком рассказе автор поднимает философские общечеловеческие вопросы – о назначении человека, о долге, о счастье, о любви.
И даже тексты, используемые на уроках русского языка,играют роль в духовной самоидентификации. Так, в упр. 682 «Русский язык. 6 класс» М.М. Разумовской приведенотрывок письма М. Горького к сыну. «Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе,- легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять».
Вот в этом и заключается актуальность изучения русской литературы. В ее гуманистических традициях. «Каждый человек - это чудо» - сказал один из героев моего любимого с детства писателя Алексея Толстого в трилогии «Хождение по мукам».
И возможности хорошей книги, прочитанной особенно вовремя, в нужном возрасте, поистине безграничны. Ее мудрость связывает юную личность с миром, с природой, с людьми. Она дарит духовную глубину, находит отклик в душе ребенка и начинает прорастать в его сердце любовью, которая делает близким и понятным ему весь мир. Она делает ставку на лучшее в человеке, пробуждает «дремотные души». Такова так называемая «оптимистическая гипотеза» в подходе к человеку, которая красной нитью проходит сквозь всю литературу17-20 веков, выделяет ее, делает такой загадочной и непостижимой для западного читателя.
Богатство русского языка, оптимистический тонус в отношении к жизни, полнокровный реализм – все это делает художественный мир классической литературы нестареющим, полным духовного потенциала, близкого нашему современному читателю. Академик Д.Лихачев подчеркивал: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек –носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории…» («Заметки о русском» 1981г.)