Дополнительная обще развивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Ловкий пловец»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов с. Тербуны
Рассмотрена на
заседании педагогического совета
09 января 2015 г. протокол № 3
Утверждена приказом директора
МБОУ СОШ с. Тербуны
___________________ Т.Н. Моргачева
от ______________ № ______
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Ловкий пловец»
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 4 года
Разработал: учитель физической культуры I квалификационной
категории Шашков В.В.
с. Тербуны
2015 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей
образовательной программы
Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Этот вид спорта рекомендован врачами и многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями сердечно -сосудистой системы, поэтому плавая, мы, прежде всего оздоравливаемся, что сегодня, в век экологического кризиса и ослабления иммунной системы организма очень важно. Благотворное влияние воды на здоровье человека, его работоспособность, настроение неоценимо. Под влиянием регулярных занятий плаванием улучшается деятельность нервной, дыхательной систем, органов пищеварения, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием имеют также и огромное воспитательное значение. Они способствуют развитию таких качеств как смелость, решительность, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи. Навык плавания сохраняется на всю жизнь. Чем раньше человек войдет в воду и начнет учиться плавать, тем быстрее добьется успеха. Дети учатся плавать быстро, они лучше взрослых усваивают естественные движения в воде, где успех дела решают координация и ловкость, а не физическая сила. Направленность данной дополнительной общеразвивающей программы «Ловкий пловец» носит физкультурно-оздоровительный характер, обучение двигательным навыкам в данном виде деятельности, закаливание, повышение двигательной активности учащихся.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей и уровня их подготовки. Это позволяет создать условия для более успешного развития физического потенциала каждого ребенка.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в необходимости увеличения числа детей, умеющих плавать и привлечения занимающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья детей и пропаганды здорового образа жизни. Плавание оказывает большое оздоровительное влияние на организм. Благодаря систематическим упражнениям в воде, устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система. В результате занятий активизируется обмен веществ, улучшается функциональная деятельность внутренних органов. То есть формируется физическая культура личности, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
Особенностью данной программы является непривычная для учащихся водная среда, которая обладает свойствами, оказывающими уникальное воздействие на организм.
Организационно-педагогические условия программы реализуются с учетом развития мотивации личности ребенка к совершенствованию. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой. Обучающийся стремится к самосовершенствованию и под руководством педагога шаг за шагом продвигается по пути мастерства.
Цель образовательной программы - овладение жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
-Обучить держаться на воде;
-Обучить дыхательным упражнениям в воде;
-Обучить преодолевать сопротивление воды;
-Обучить выполнению упражнений в воде, которые способствуют более быстрому освоению техники плавания;
-Овладение элементами способов плавания, стартов и поворотов;
-Совершенствовать технику плавания;
-Привитие интереса к занятиям спортом и выявление задатков и способностей детей к занятиям плаванием;
-Отбор наиболее способных детей к спортивному плаванию;
Развивающие задачи:
-Развивать двигательные навыки;
-Развивать умения работать со специальным инвентарем;
-Приобретение разносторонней физической подготовленности;
Оздоровительные задачи:
-Укрепление здоровья;
-Закаливание организма;
-Укрепление иммунной системы;
-Укрепление дыхательной системы;
-Укрепление сердечно-сосудистой системы;
-Снижение гипервозбудимости нервной системы;
-Укрепление мышечного аппарата;
-Профилактика нарушений осанки;
Воспитательные задачи:
-Воспитание трудолюбия;
-Воспитание черт спортивного характера;
-Воспитание настойчивости в достижении цели;
-Создание ситуации успешности и положительного взаимоотношения в группе.
Отличительные особенности программы:
- формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения;
- в процессе обучения реализуется дифференцированный подход;
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного развития;
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Нормативные документы
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Ловкий пловец» разработана на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.
- Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленной на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
- Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования при сохранении традиций российской школы в области физической культуры.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
К занятиям допускаются учащиеся 5-8 классов, прошедшие медосмотр, предоставившие справки и не имеющие противопоказаний врача, с различным уровнем физической подготовленности, что очень актуально на сегодня. Занятия плаванием позволяют учащемуся приобрести жизненно необходимые навыки и умения, а получаемая нагрузка в ходе занятий укрепляет организм. Нагрузка и уровень сложности прохождения программного материала зависит от года подготовки и уровня подготовленности учащихся.
Срок реализации программы, объем.
Программа рассчитана на 4 года - 140 часов. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу во внеурочное время (35 часов в год).
Форма проведения занятий – групповая, в виде учебно-тренировочного занятия. Занятия требуют от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, физической нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. С учётом этого оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 15 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
В результате реализации программы «Ловкий пловец» учащиеся научатся:
-руководствоваться правилами поведения и мерами безопасности на занятиях в бассейне;
-понимать что такое гигиена при занятиях плаванием;
-понимать, как проводится закаливание организма посредством плавания;
-понимать влияние физических упражнений на организм человека;
-составлять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств, основываясь на правилах;
-выполнять обще развивающие, и имитационные упражнения на суше;
выполнять погружения в воду с головой;
выполнять подныривания и открывать глаза в воде;
выполнять скольжения без работы ног на спине и на груди;
выполнять скольжения с работой ног на спине и на груди;
выполнять учебные прыжки в воду («солдатиком»);
играть в воде;
плавать способом кроль на груди с помощью работы ног в согласовании с дыханием;
плавать способом кроль на груди с помощью работы рук в согласовании с дыханием;
плавать способом кроль на груди в полной координации движений;
плавать способом кроль на спине с помощью работы ног в согласовании с дыханием;
плавать способом кроль на спине с помощью работы рук в согласовании с дыханием;
-плавать способом кроль на спине в полной координации движений;
-выполнять старт из воды;
плавать способом брасс с помощью работы ног в согласовании с дыханием;
плавать способом брасс с помощью работы рук в согласовании с дыханием;
-плавать способом брасс в полной координации движений;
- плавать способом баттерфляй с помощью работы ног в согласовании с дыханием;
плавать способом баттерфляй с помощью работы рук в согласовании с дыханием;
-плавать способом баттерфляй в полной координации движений;
выполнять простые повороты в способах кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй;
-плавать способом брасс в полной координации движений;
плавать способом баттерфляй с помощью работы ног в согласовании с дыханием;
плавать способом баттерфляй с помощью работы рук в согласовании с дыханием;
-плавать способом баттерфляй в полной координации движений;
выполнять простые повороты в способах кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй;
измерять чистоту сердечных сокращений по окончании занятия на воде;
выполнять старты с тумбочки;
владеть способами прикладного плавания;
плавание в сложных условиях;
-плавание с предметами и грузами;
-транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств.
Формы, методы и средства обучения
Основная форма организации занятий плаванием – учебно-тренировочное занятие.
Занятия проводятся с использованием фронтального, группового, поточного
и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки обучающихся, их количества в группе
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
К предстоящей работе преподавателю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.
Учебная работа по программе проводится в форме теоретических и практических занятий. Теоретическая часть – это программный материал по теории плавания: правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических упражнений на организм человека, техника и терминология плавания и т.п.
На практических занятиях обучающиеся овладевают основами техники плавания.
Программная методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности. Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и отражают разные формы и уровни обучения.
Групповые занятия могут проходить в виде контрольных испытаний, соревнований разного ранга, теоретических занятий (беседы, лекции, просмотры и анализ учебных фильмов, видеозаписей), культурно-массовых мероприятий, конкурсов.
Средства обучения
- печатные (книги, брошюры, раздаточный материал);
- электронные и аудиовизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.);
- наглядные (плакаты, стенды);
- фото-видеооборудование.
Типы занятий
- комбинированный;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений;
- закрепление, повторение;
- итоговое.
Педагогические технологии: личностно - ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, дифференцированность обучения.
Работа с родителями: открытые мероприятия с приглашением родителей, проведение совместных соревнований.
Формы подведения итогов занятий в физкультурно-спортивном объединении
Контроль над освоением учебного материала осуществляется педагогом в ходе занятия:
-визуальный контроль правильного выполнения технических элементов;
-наблюдение;
-анкетирование;
-контрольные занятия;
-соревновательная деятельность;
-диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах;
-участие в различных спортивных мероприятиях;
- проведение соревнований, на которых дети имеют возможность закрепить свои полученные умения, попробовать самостоятельно принимать решения («Весёлые старты на воде», эстафеты и т.д.)
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Наличие результативности образовательной деятельности
Занятия плаванием разносторонне влияет на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной системы, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным заболеваниям. Плавание помогает человеку становиться здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Так же, плавание благотворно влияет на дыхательную систему человека, развивает дыхательную мускулатуру, вовлекает в работу всю лёгочную ткань, укрепляет лёгкие. Плавание оказывает прекрасное закаливающее действие. Плавание считается лучшим лекарством против бессонницы и других спутников различных нервных заболеваний. Умение плавать, а не купаться, часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребенка. Только умение плавать спортивными стилями, может уберечь наших детей от трагедий со смертельным исходом. Главным результатом реализации программы является формирование физической культуры личности, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей.
Планируемые результаты обучения
По окончании курса учащиеся должны:
- знать: правила поведения и меры безопасности на занятиях. Гигиену физических упражнений и профилактики заболеваний. Влияние физических упражнений на организм человека, историю плавания и олимпийского движения, их положительное влияние на укрепления мира и дружбы между народами.
- уметь: выполнять базовые элементы, которые включают в себя: общеразвивающие и имитационные упражнения на суше; подготовительные упражнения для освоения с водой; погружение в воду с головой, подныривание и открывание глаз в воде; всплывать и лежать на воде; выдохи в воду; скольжения; учебные прыжки в воду; игры на воде; плавать кролем на груди; плавать кролем на спине; плавать способом брасс; плавать способом баттерфляй; выполнять облегчённые старты и повороты.
Формы подведения итогов
-контрольные занятия;
-соревновательная деятельность;
-диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах;
-участие в различных спортивных мероприятиях;
-проведение соревнований, на которых дети имеют возможность закрепить свои полученные умения, самостоятельно принимать решения.
Основными способами определения результативности являются: педагогическое наблюдение, диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах обучения, соревновательная деятельность.
Результативность обучающихся можно проследить по итогам участия в соревнованиях, в наполнении портфолио обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности учащихся
К концу освоения программы «Ловкий пловец » у учащихся будут сформированы результаты обучения:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;
- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценности плавания ,одной из снов здорового образа жизни населения России.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах плавания особенностях техники выполнения
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
-соблюдать правила и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид деятельности в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- работать с дополнительным оборудованием,
- применять полученный опыт работы в своей деятельности
работать в группе,
в коллективе.
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- полученные сведения о техниках плавания.
-правильную, красивую, спортивную осанку, как средство физического, эстетического развития человека.
- самостоятельно организовывать, проводить небольшие соревнования и судейство
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах спортивной деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах спорта, использовать накопленные знания.
В программе использованы различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Цели диагностики:
- определение интересов и наклонностей;
- уровень физической подготовки и кругозора;
- характер поведения.
Формы контроля
- проведение итоговых соревнований по результатам обучения за год, на которых дети имеют возможность закрепить свои полученные умения, самостоятельно принимать решения, с последующим совместным обсуждением. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие достижения , но и свои.
Учебный план
140 часов за период обучения , 35 часов за год, 1 час в неделю
№
Наименование модуля
Количество часов
1 год
2 год
3 год
4 год
П /А.
1.
Подготовительные упражнения для освоения с водой.
Всплывание и лежание на воде.
Скольжение на груди и спине.
5ч
4ч
3ч
1ч
1ч
2.
Плавание способом кроль на спине
6ч
6ч
6ч
6ч
1ч
3.
Плавание способом кроль на груди
5ч
6ч
7ч
7ч
1ч
4.
Плавание способом брасс
7ч
6ч
6ч
6ч
1ч
5.
Плавание способом баттерфляй
6ч
6ч
6ч
6ч
1ч
6.
Плавание в сложных условиях
Плавание с предметами и грузами
Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств
5ч
6ч
6ч
6ч
1ч
Итого
34ч
34ч
34ч
32ч
6ч
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности «Ловкий пловец»
(140 часов)
Этап обучения плаванию условно разбит на три ступени. В основу первой ступени входят следующие темы: теоретические знания; освоения с водой;
Второй этап отводятся главным образом изучению технике плавания стилем кроль на груди и на спине, брасс, баттерфляй, изучению техники выполнения старта из воды и тумбочки, простых поворотов.
Третий этап посвящен изучению прикладного плавания и закреплению навыка избранного способа плавания.
Изучение спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно, в следующем порядке: 1. положение тела, 2. дыхание, 3. движения ногами, 4. движения руками, 5. общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление на суше включает в себя обще развивающие упражнения и имитационные упражнения для изучения элементов техники плавания;
изучения движений в воде с неподвижной опорой - при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, движения руками изучают, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой - при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются при медленной ходьбе по дну или использовании плавательных досок;
изучения движений в воде без опоры - все упражнения этой группы выполняются в скольжении или плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
На этапе закрепления техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники.
Организационно-педагогические условия.
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
I. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
3. Коллективная работа – один из методов, приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
4. Отработка технических навыков выполнения упражнений. Способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации выполнения упражнений, выполнения отдельных элементов при объяснении нового материала.
II. Необходимые условия реализации программы.
Для организации успешной работы необходимо иметь бассейн ,оснащенный следующим инвентарем: доски плавательные; поплавки (колобашки); ласты ; нарукавники; шест спасательный; обруч; игрушки; скамейки..
Учитывая специфику обучения детей, необходима инструкция по технике безопасности.
Используемые диагностические методики:
Название методик
Что отслеживается
Ортостатическая проба
Определяет нервную регуляцию сердечно - сосудистой системы.
Методика определения ЖЕЛ
Отслеживает особенности развития дыхательной системы.
Проба Штанге
Отслеживает возможности дыхательной системы на вдохе
Тест Люшера
Эмоциональное состояние;
Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.
Упражнение «Поплавок», «Звездочка»
Отслеживается уровень освоения возможно изменения положения тела в воде.
Упражнение «Медуза», «Торпеда»
Отслеживается уровень освоения равновесия и обтекаемого положения тела;
Преодоление дистанции 100 (м) способом кроль на груди, брасс.
Выявляет уровень освоения данных техничсеких действий.
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении: бассейн - 653,5кв. м.
Инвентарь, используемый для занятий в бассейне:
доски плавательные -20 шт;
поплавки (колобашки)- 20 шт;
ласты - индивидуально;
нарукавники - 4 пары;
шест спасательный - 1 шт;
обруч - 1 шт;
игрушки - 30 шт;
скамейки - 4 шт;
мячи резиновые – З шт;
Для реализации программы имеется следующее оборудование
№п/п
Наименование
Количество
1.
2.
3.
4.
Ноутбук
Проектор
Фотоаппарат
Принтер
1
1
1
1
Список используемой литературы для педагога
1.Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов - Москва: «Просвещение», 2011г.
2.Подготовка юных пловцов. Макаренко Л.П. М.: Физкультура и спорт,2012г
3.Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Под ред. А.А. Кашкина, О.И. Попова, В.В. Смирнова М.: «Советский спорт», 2013г.
4.Обучение детей плаванию в раннем возрасте. Учебно-методическое пособие. Н.Л. Петрова, В.А. Баранов М.: «Советский спорт», 2013г.
5.Плавание. Под ред. В.Н. Платонова Киев.: Олимпийская литература, 2013г.
Список используемой литературы для детей
1.Плавание 100 лучших упражнений. Блайт Люсеро; (перевод с английского Т. Платоновой). - М Эксимо, 2011 г.
2.Плавание. Под ред. В.Н. Платонова Киев.: Олимпийская литература, 2013г
3.Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов- Москва: «Просвещение», 2011г.
4. И.М. Булаг, И. Г. Петрович «Научите меня плавать» -Москва. :
«Просвещение», 2013г.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215
15