Доклад Функциональная грамотность учащихся
Доклад
«Функциональная грамотность»
составила Есимканова М.С.
учитель начальных классов
2016 – 2017 учебный год
Функциональная грамотность
Приветствие: С‰леметсіздерме, Kaрметті мaCалімдер!
Здравствуйте, уважаемые учителя!
Гуд монинг, дия тичерз!
Добро пожаловать в город Астана. Сейчас мы узнаем почему функциональная грамотность стала активна в нашей стране.
Функциональная грамотность – показатель общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенный культурный уровень общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Усиление внимания к термину функциональная грамотность обусловлено проводимыми международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematic sand Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment).
Программа международных исследований PISA это система оценки навыков 15-летних учащихся. PISAуникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность».
Каждое задание PISA это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.
Рекомендации TIMSS, PISA рассматриваются в мире как содержание обновления образования, его приближение к заказу современного общества.
Почему 15-летние школьники? Возраст активного выхода в социум. Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда. Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет.
Анализ результатов PISA 2009 года, в которых участвовал Казахстан, свидетельствует, что исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Программа «PISA» проводится в 130 странах мира каждые три года. В 2009 казахстанские школьники были на 59 позиции, теперь цель – подняться на 10 строчек.
Дефициты умений по результатам PISA
1. Неумение учащихся работать с предлагаемой информацией целенаправленно, искать недостающую информацию и т.д.
2. Решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общие рассуждения, математический – точное, детальное решение.
3. Работать с разными источниками информации – графики, диаграммы, картины и т.д.
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Progress in International Reading Literacy Study) это программа, организованная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации, казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях.». В связи с этим был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы». Цель Национального плана – повышение качества образовательных услуг, создание соответствующих условий для развития функциональной грамотности школьников.
Задачи Национального плана:
1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки её сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и т.д.). Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В этом году с 1 сентября первоклассники всей нашей страны перешли на новые стандарты образования, на обновленное содержание образования. Где при проектировании обновленного содержания образования во главу угла было поставлено развитие функциональной грамотности школьников. Сейчас, мы предлагаем вам просмотреть видеоролик.
15