доклад Функциональная грамотность учащихся


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Д О К Л А Д
ТЕМА: «Формирование функциональной грамотности школьников!»
Учитель истории:Ахметханова А.К.
Талдыкорган 2015 год
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Исходя из этого, для выявления теоретико-методических подходов к исследованию проблемы формирования функциональной грамотности школьников мы считаем необходимым:
определить сущность и слагаемые функциональной грамотности школьников;
проанализировать отечественный и зарубежный опыт решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявить основные его тенденции и принципы;
обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников на уроках информатики.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
элементы логической грамотности;
умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
информационная и компьютерная грамотность.
Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:
воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
личностно-профессиональную подготовленность;
профессионально-техническую подготовленность.
В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .
Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Задачи Национального плана:
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках истории возможно через решение двух основных задач:
Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,
способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,
готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,
способность к коммуникативной деятельности.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках истории необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках истории должно носить деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе истории;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя истории является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:
использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е.
использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки
лучших преподавателей.
психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.