Проектная деятельность старшеклассников по предметам естественного цикла
ЖАРАТЫЛЫСТАНУ ЦИКЛДАҒЫ ПӘНДЕРІНЕН ЖОҒАРЫ
СЫНЫП ОҚУШЫЛАРДЫҢ ЖОБАЛЫҚ ҚЫЗМЕТІ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
Белякова О. В.
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Павлодара»
Химия
Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, как подчеркивает глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»: «…образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации[1].Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников [2].
В педагогике слово «проект» происходит от итальянского глагола, что означает разрабатывать, «планировать», «браться за что-либо»
Таким образом, проектный метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то. С помощью проектного метода можно:
- содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему поведению,
- принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще возникают вне школы,
- ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития,
- стараться учитывать личные потребности учащихся,
- усилить мотивацию для достижения целей обучения,
- создать связующие звенья между отдельными предметами.
Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Поэтому данная тема и еще актуальна тем, что дети много лет на уроках в основном работают под руководством учителя, а в последнее время они начинают сами формировать и развивать обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. При проектном методе обучения учитель постепенно уходит в тень, вмешивается, если есть необходимость, проявляет выдержку [3].
Задачи:
• развитие устойчивого интереса к предметам естественного цикла;
• углублённое изучение отдельных тем;
• формирование навыков исследовательской работы;
• воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу.
Этапы работы учащихся над проектом:
(для учителя)
1. Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации).
2. Определение и утверждение тематики проектов.
3. Составление графика работы над проектом.
4. Подбор и анализ литературных источников и других материалов.
5. Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).
6. Контроль над оформлением проекта.
7. Организация и проведение предзащиты проекта.
8. Контроль за доработкой проекта.
9. Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.
Содержание работы учащихся над проектом:
(для учащихся)
1. Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).
2. Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.
3. Составляет график работы над проектом.
4. Подбирает и изучает необходимую литературу.
5. Обсуждает с различными специалистами (учителем) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.
6. Работает по теме проекта.
7. Оформляет предварительные результаты проекта.
8. Предварительно защищает проект в группе.
9. Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и учителя.
10. Защищает проект и обсуждает результаты своей работы [3].
Первой ступенькой в научной деятельности является определение темы исследования. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер.
Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.
Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов биологических источников (книг, учебников, энциклопедий, Интернета и др.). В беседе рассматриваются разные способы работы с информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточняется и изменяется.
Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.
Следующая ступенька приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности – подготовка к докладу на научно-учебной конференции: научиться составлять тезисы к докладу, отработка регламента, сам доклад в котором от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.д.).
Предполагается следующая структура работы:
1.Вводная часть. Обоснование выбора темы:
а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
б) новые, современные подходы к решению проблемы;
в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;
г) частное несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте биологии;
д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.
2.Основная часть:
а) определение проблемы или изложение биологических сведений по теме реферата;
б) критический обзор источников;
в) собственные версии и оценки.
3.Заключение:
а) основные выводы;
б) результаты и личная значимость проделанной работы;
в) перспективы продолжения работы над темой.
При написании работы необходимо учесть следующие аспекты:
Выбор темы. Тема - это намечаемый результат исследования, направленного на решение конкретной научной задачи (проблемы), на которую старшеклассник собирается потратить силы, энергию, время, приложить свои интеллектуальные способности.
Актуальность темы — это необходимость исследования для развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли науки и производства. Самостоятельность — непременное условие научной работы, свидетельствующее о научной зрелости старшеклассника, как и новизна полученных им результатов.
Проблема — должна быть охарактеризована объективными социально-экономическими показателями, определяющая объект и предмет исследования.
Оформление работы:
Работа должна показать умение старшеклассника сжато, логично и убедительно излагать мысли. Поэтому очень важно, чтобы между главами и параграфами четко просматривалась связь, была выявлена логика всей работы, ее основная идея.
Проект может содержать следующие разделы:
введение, в котором обосновывается актуальность и выбор темы;
обзора литературных источников, то есть научных работ по выбранной теме;
краткое описание методики;
описание практической части работы с результатами исследования;
вывод по результатам исследования.
рекомендации, приложения, список литературы [4].
Критерии оценивания выполненных проектов:
1. Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
4. Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.
5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем, рисунков, фотографий, таблиц [3].
Обобщение собственного опыта:
Чтобы развить интерес к предмету, формировать научно-материалистическую картину окружающего мира и дать возможность получить самим ответы на интересующие вопросы я предлагаю старшеклассникам поучаствовать в научных проектах. Многие виды исследований возможно осуществить в домашних условиях, либо во внеурочное время в школе. Участие в проектах, как правило, на добровольной основе. Так, восьмиклассниками были проведены исследования и оформлены научные проекты по следующим темам: «Выращивание кристаллов», «Изготовление мыла в домашних условиях», «Красящие вещества – как извлечь их из растений», «Изготовление самодельных красителей для тканей и пряжи», «Испытание фруктовых соков на присутствие сахаров», «Изготовление химической грелки» и др. [5]. Проекты защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы. Есть учащиеся, которые на протяжении двух лет серьезно занимаются проектной деятельностью и достигают результатов на городском и областном уровнях. Так в 2014-2015 учебном году ученица 9 класса, Хуснатдинова К., стала победительницей городского и областного туров научно-практической конференции школьников с научным проектом по химии «Свеча – изобретение на все времена», а также призером 14 региональной научно-практической конференции «Моя Родина – Казахстан» (3 место). В 2015-2016 учебном году ученица уже 10 класса, Хуснатдинова К. стала победительницей городского тура научно-практической конференции школьников с научным проектом по биологии «О чём расскажут отпечатки пальцев». Она также является участницей региональной научно-практической конференции «Изучение родного края – путь к науке».
Что достигается данным опытом: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Мной разработан план проекта, который заполняет каждый учащийся по ходу работы над проектом, а также критерии оценивания проектов.
Выводы:
-Метод проектов дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, и тогда практические занятия становятся увлекательными и целенаправленными, освоение новой информации — осмысленным, а работа учащихся — познавательно мотивированной.
- Любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.
- Можно достичь высоких результатов, используя в своей работе передовые технологии обучения, среди которых на первом месте стоит проектная деятельность, затем модульное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Список литературы:
Послание народу Казахстана «Социально- экономическая модернизация- главный вектор развития Казахстана», 2012.
http://ineu.edu.kz/ru/vii-pedagogicheskie-chteniya/metod-proektov-odna-iz-sovremennykh-innovatsionnykh-pedagogicheskikh-tekhnologij/502-statya-2http://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/quot-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-biologii-geografii-ekologii-quot-282819http://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/quot-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-biologii-geografii-ekologii-quot-282819О. Ольгин. Чудеса на выбор. М., «Детская литература», 1986.