Презентация Общение дошкольников со сверстниками
Общение дошкольников со сверстникамиСоставила: старший воспитатель Захарова В.Б.
Особенности общения дошкольников со сверстникамиРазнообразие коммуникативных действий(спорит со сверстниками, навязывает свою волю, требует, приказывает, успокаивает, обманывает…)Яркая эмоциональная насыщенность(в 9-10 раз выше проявления экспрессивно-мимические проявления)Нестандартность и нерегламентированность(проявление своей самобытности: придумывание небылиц, звукосочетаний, передразнивание друг друга, использование самых разных действий и движений)Преобладание инициативных действий над ответными (значительно важнее личные действия или высказывания, а инициатива сверстника в большинстве случаев не поддерживается)
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрастеэмоционально-практическое общение со сверстниками (2-3 года )Подражательность Эмоциональность Ситуативность Не связано с предметными действиями (локомоции, экспрессивно- выразительныедвижения)
2. ситуативно- деловая форма общения(4-6 лет)Игры вместе (сверстник в общении предпочтительней)Деловое сотрудничествоПотребность в признании и уважении сверстника Познание себя, через сравнение со сверстниками (появление конкурентного и соревновательного начала)Преобладание речевого общения (в 1,5 раза больше , чем со взрослыми), преимущественно ситуативное
3. Внеситуативно-деловое общение(конец дошкольного возраста)Внеситуативный характер общенияОснова общения – реальные отношения (в меньшей степени игровые отношения)Первые ростки дружбыФормирование личностного отношения к сверстникам
2-3 годаПричины конфликтовссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации. Способы решения конфликтовтолкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.
3-4 годаПричины конфликтов ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. На любом этапе организации игрыСпособы решения конфликтов«игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых. Словесная атака: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.
5-6 летПричины конфликтовБольше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей. Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.Способы решения конфликтовстаршие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре – «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».
Роль взрослого в становлении общения дошкольниковОрганизация совместной предметной деятельностиФормирование субъективного взаимодействияДля младшего возраста малоэффективен
Игры, развивающие общение(младшие дошкольники)Игры-забавы, хороводы (содержание и правила игры исключают поводы для конфликтов и ссор)Дети действуют одновременно«Раздувайся пузырь», «Дождик», «Карусели»Игры типа «Ходит Ваня», «Подарки», «Зайка»Соблюдение очерёдностиИгры, направленные на воспитание нравственно-волевых качеств «Догонялки», «Лохматый пёс», «Воробышки и автомобиль», «Смелые мышки»
Положение ребёнка среди сверстниковПопулярные детиДоброжелатель-ностьОтзывчивостьСпособность помочь и уступитьНепопулярные детиДоказательство своего превосходства (командуют сверстниками) избегают общения со сверстниками
Игры, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам(старшие дошкольники)Игры, направленные на преодоление отчуждённой позиции в отношении к сверстникам.(«Добрые волшебники», «Царевна Несмеяна», «Волшебные очки»)2. Игры, направленные на развитие умения детей правильно воспринимать сверстников(«Испорченный телефон», «Зеркало», «Эхо». «Волны»)3. Игры, стимулирующие взаимопомощь и заботу друг о друге («Живые куклы», «На мостике», «Старенькая бабушка»)4. Игры, направленные формирование межличностных отношений («Мозаика в парах», «Рукавички», «Рисуем домики»,
Методы профилактики конфликтовЭмоциональная поддержка взрослыхВоспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:«Солнечный круг» «Уголок доверия»«Островок желаний»«Островок доверия»« Островок чувств»«Секретная комната»«Уютный уголок»« Стол переговоров»«Уголок тишины»«Коврик мира»«Мирные стулья»«Уголок для друзей»