Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании
Волченко Н.А., учитель русского языка и литературы
МОУ Полетаевской СОШ,
Сосновский район, п.Полетаево
Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании
Изучение материальной и духовной культуры своего народа, особенностей его быта, традиций, промыслов не только расширяет кругозор школьников, но и обогащает их собственный духовный мир: они осознают значимость своего народа, начинают понимать, что история, культура страны складывается из истории и культуры тех, кто рядом с ними живет. А может, даже ими тоже. Занимаясь краеведческой, этнографической работой, порой дети делают такие открытия, которые заставляют их в корне поменять взгляды на жизнь. Общение с интересными людьми, увлеченно сохраняющими промыслы наших предков просто так, для себя, для детей, воспитывает в ребятах желание приобщиться к тайнам прошлого, разгадать, почему в те далекие времена так важно было это дело, какая насущная нужда заставляла их заниматься таким трудом. И патриотическое воспитание становится не однодневным лозунгом, а кропотливой постоянной работой ума и души детей.
Увидев однажды берестяное изделие в школе, ученики были страшно удивлены, что выполнено оно нашим земляком, который и живет-то на соседней со школой улице. Вот это да! У нас, с нами рядом живет такой человек, который может сам своими руками такое сотворить!
И вот мы идем во Дворец культуры поселка Полетаево на встречу с чудо-мастером Трусковым Алексеем Александровичем. Открываем дверь в мастерскую и … Такого мы не ожидали.
За столом сидит богатырь из сказки: высокий, сам как солнышко-береста, чем-то похож еще и на мастера из уральских сказов П.Бажова: расшитая рубаха-косоворотка, льняные волосы перетянуты ремешком из бересты, глаза как озера, а улыбка открытая, мягкая… Мастерская полна бересты: туески, шкатулки, игрушки, корзинки, альбомы и те самые куколки-красавицы, что привели нас сюда, чего только здесь не было! (Фото 1)
Мы знакомимся, включаем диктофон и погружаемся в удивительный мир творчества. Алексей Александрович с таким удовольствием рассказывает нам о своем увлечении, что, когда он вдруг посреди рассказа нечаянно упоминает о своей основной профессии токаря на железной дороге, очень удивляемся: а мы-то думали – он всю жизнь только этим и занимался. Но нет. Это хобби пришло к нему случайно. Семья Трусковых – замечательная, Елена Германовна к своей работе привлекла всех домочадцев. Однажды, в 2000 году она со своими воспитанницами, членами кружка мягкой игрушки, приехала на Бажовский фестиваль, позвала туда и мужа. Просто так. А что получилось! Случайно увиденное берестяное изделие так захватило его, что он и сегодня увлечен так же, как в первый раз!
«На Бажовском фестивале, - делится с нами Алексей Александрович, - я познакомился с мастерами по обработке бересты. Несколько лет присматривался, казалось, все очень сложно, пока не увидел инструменты, которыми они работают. Внимательно рассмотрев их, зарисовал для себя. Дома изготовил несколько резцов, с поленьев снял бересту и попробовал изготовить мелкие работы. Я по профессии токарь, благодаря этому делаю сам резцы из подручных материалов. Все резцы разные, формы придумываю такие, чтобы можно было самый причудливый рисунок выполнить. Есть круглой формы, есть в виде звезды большой и маленькой, сейчас у меня резцы новые, аккуратные. Но не перестаю придумывать инструмент: был обычный стеклорез, сделал ручку и готов резец. Резец-звёздочку я тоже сделал сам, отпечатки остаются красивые, резцов очень много и каждый создает свой неповторимый орнамент».
На следующий год, приехав на Бажовский фестиваль, уже принял участие в мастер-классе. В этом же году познакомился с мастером из Нагайбакского района Деняевым Юрием Ивановичем. Очень многому научил меня этот мастер».
Алексей Александрович рассказал нам почти про все свои работы, а их уже так много, что наша беседа затянулась надолго. В первых его изделиях еще чувствуется ученичество, они очень отличаются от тех, которые он делает сейчас. Они были выполнены в прорезной технике: их украшают небольшие цветочки. Поделки, выполненные в технике прорезной бересты, очень воздушные, ажурные, как кружево. Орнамент зависит от вкуса и творческих возможностей мастера, может быть самым разным. Вся резьба выполняется с помощью небольшого острого ножа и полукруглых стамесок различного размера. (Фото 2)
Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф. Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. А точки и штрихи можно выполнить на бересте просто шилом.
Поначалу мастер использовал один слой бересты, а в новые - уже многослойные, это делает их более прочными, монолитными, такое ощущение, что изделие создано из какого-то мягкого дерева, и внутри они такие же аккуратные, как снаружи. (Фото 3)
Очень много нового мы узнали о самой бересте. Главными ее свойствами являются эластичность и прочность, красота и доступность, кроме того она хорошо моется и чистится, обладает водоотталкивающим свойством, что позволяет использовать ее в изделиях самого разного применения: это могут быть сахарницы и сосуды для муки, в берестяных кувшинах можно держать молоко (и оно долго не портится), в закрытых туесках сухие продукты не вберут в себя лишнюю влагу, а шкатулки, вазочки, игрушки украсят любой, даже самый изысканный интерьер. Так, ненароком, попутно мы полюбовались нашими уральскими березами, вспомнили есенинскую «страну березового ситца», подивились находчивости и умелости русского человека.
Алексей Александрович берет в руки следующую поделку: «Это уже сделано в технике тиснения, работы получаются более изысканные. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или резцов. Резцы можно сделать самому, например, к обычному жиклёру от карбюратора приделываешь ручку, и готов резец. А вот чтобы орнамент был отчетливым, закрашиваем специальной художественной краской, смазываем, держим 2 минуты, а потом её подсолнечным маслом протираем, краска сверху с бересты смывается, а в глубине остается след от нее. Инструменты для тиснения изготовляются из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезаем или гравируем определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки. Таким образом можно нанести любой рисунок – было бы желание и фантазия.» (Фото 4)
Нам, конечно, захотелось попробовать тоже смастерить что-нибудь, но Алексей Александрович предостерег нас от разочарования – не так все просто, в каждом деле есть своя изюминка, есть она и здесь: « Как правильно снимать бересту? – он прищурился, строго посмотрел и простодушно улыбнулся. - Особого секрета нет, правило заготовки бересты - простое, если знать о нем: её надо снимать в полдень в июле, когда движется сок в деревьях. Мы ведь сок собираем с березы ещё в мае, но это не тот сок, в июле же он движется по-другому, и тогда береста отслаивается от ствола большими, ровными пластами. Чуть запоздаешь, заготовка получается рваная и с отцепками».
Но даже дефекты на бересте мастер использует в качестве украшения: на изделии с отцепками есть своеобразные рисунки, причудливые, такие природа создала, а человек умело воспользовался: «Черные наросты на бересте раньше мне очень мешали, приходилось выбрасывать эти куски бересты. А вот однажды на 1 Всероссийском фестивале «Урал мастеровой» обратил я внимание на работы мастера из Курганской области Владимира Махнюка и понял, как можно использовать эти наросты, дополняя их своими рисунками». (Фото 5) Если бы мы не узнали, что затейливые украшения на изделиях – это дефекты, ни за что не догадались бы, что созданы они совместно с природой благодаря творческой смекалке человека.
Но больше всего нас заинтересовала та самая куколка, которая привела нас к этому интересному человеку. Оказывается, игрушку эту Алексей Александрович нашел в интернете, но она была вязаная:
- Я подумал, почему бы не сделать ее из бересты, вот получилась красавица, девчонкам нравится, да и на выставках она спросом пользуется. После работы часто остаются небольшие куски бересты, из таких кусочков я ее и сотворил, - смеется он, - другие игрушки тоже из остатков получаются, например, машинки-погремушки для малышей. Береста имеет отличное свойство легко расслаиваться, а для машинок ее даже чистить не надо. (Фото 6)
Алексей Александрович не останавливается на достигнутом, постоянно пытается узнать что-то новое. Вот и сейчас поделился секретом, что осваивает новую технику работы с берестой – расписную: «Берут, что интересно, обычную масляную краску. Рисунок наносят сразу, но ни в коем случае не простым карандашом, потому что он мажется и плохо стирается, - тут же показывает нам это на лоскутке бересты, - рисунок выдавливают, а потом раскрашивают. Чаще всего расписывали берестяные туески. Обычно всю поверхность окрашивали каким-нибудь ярким цветом, природным – солнечным, синим, зеленым. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. На передней стороне туеска располагали цветок или изображение птицы. Может, и я тоже попробую украсить свои изделия росписью.
Помню, на конкурсе «Урал Мастеровой» были представлены работы мастеров Ханты-Мансийска, они выполнялись удивительно просто: свернули кусок бересты и сшили его нитью. В такие туески якуты собирают ягоды. Урал, Московская область делают рисунки тиснением, а ближе к северу рисунок выскабливают - вот так по-разному украшают бересту. А ведь на Руси украшательством не особенно занимались, все, что делалось из бересты, использовалось дома в хозяйстве. Вот и у Елены Германовны дома в берестяных изделиях хранятся грибы, мука, хлеб; стену украшает берестяное зеркало, подставочки, шкатулочки… Иногда она заказывает мне безделушки какие-нибудь для дома или работы, хочется, чтобы это было не только практично и удобно, но и радовало глаз, поднимало настроение!»
Берестяное дело очень кропотливое, не у каждого есть столько терпения, как у Алексея Александровича, но он очень надеется, что придет к нему ученик, у которого достанет силы и желания научиться берестяному мастерству: «Я свои работы охотно выставляю на выставки и конкурсы – пусть люди любуются. Первый конкурс, «Урал Мастеровой», в котором я участвовал проходил в 2010 году, в Челябинске. А уже в 2011 году получил звание мастер-ремесленник Челябинской области благодаря участию во многих районных, областных и региональных конкурсах. Продолжаю участвовать в мастер-классах Бажовского фестиваля, ведь туда приезжают люди из разных городов и Урала, и России, мы знакомимся, общаемся, делимся секретами и удачами».
С таким неподдельным энтузиазмом рассказывает он о секретах своего мастерства, что неудивительно: за десять лет собралось столько «признательных» документов! Для них пришлось изготовить альбом из бересты, в котором и хранятся грамоты, дипломы и благодарности мастера, полученные им за эти годы на различных конкурсах, персональных выставках и мастер-классах.
А потом ребята не один раз поделились своими изысканиями на уроках в своем и других классах, встретив неподдельный интерес в одноклассниках: вопросы были разные – о том, как научиться этому делу, где взять бересту, а что еще можно изготовить из бересты… Материал был высоко оценен и на XII межрегиональном конкурсе по этнографии и краеведению «Уральская слободка» - работа стала победителем.Хочется верить, что люди никогда не потеряют секреты обращения с берестой и у нас всегда под рукой будет теплое дыхание лета. Ведь недаром на Руси говорили: «Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался». А если мы покажем ребятам дорогу к нашей истории, культуре, то и «не рассыплется» никогда.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5 HYPERLINK "http://friends.lego.com/ru-ru/products/3184-adventure-camper"
Фото 6