Методическая тема по Технологии (Организация уроков технологии с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей школьников)
Методическая тема:
Организация уроков технологии с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей школьников
Введение
Современная педагогика, как любая другая наука, находится в постоянном развитии: появляются новые концепции обучения и воспитания, изменяются цели и задачи науки в целом, идёт её переориентирование и переосмысление, как практиками, так и теоретиками. В концепции современного образования появляются такие идеи, как развивающее обучение, гуманно - личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность общего образования и ряд других. Практически все предметы школьного курса переосмыслены с учётом новых социальных и психолого-педагогических позиций.
Только уроки труда до недавнего времени являлись исключением и трактовались в рамках ремесленно-технологической подготовки, что совершенно не соответствовало духу времени и огромным развивающим возможностям данной учебной дисциплины.
Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, побуждает на изучение народных культурных промыслов, как один из способов повышения творческих способностей. Именно народные промыслы, народное искусство являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так и средством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.
1. Сущность понятия «народные промыслы»
Изучении основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети знакомы с хохломской им гжельской посудой, Жолтовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрёшками, городецкими досками. Разумеется, хорошо, что они знают об этих ремеслах, умеют их различать. Но к этому нельзя свести всю сложную и глубокую проблему народной культуры. Её следует представлять по-другому, начиная с того, что в ней является самым главным.
Основа любой народной культуры - мировоззрение народа, его представления об устройстве мироздания. Всякая национальная эстетика отражает прежде всего именно эти представления, и её изучения не может быть сведено лишь к поверхностному анализу декоративно-художественных приёмов. Нужно вырабатывать у детей правильные ориентиры, поскольку информация по данной проблеме бывает разного качества.
Часто в популярной литературе можно встретить рассуждения о том, что существование народного искусства объясняется стремлением народа к украшению жизни. Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду - вышивкой и т.д. Действительно, стремление к красоте хорошо заметно в любом произведении народного искусства.
Однако первопричиной его возникновения является понимание магического смысла вещей и их связи с человеком.
Каждая вещь, по-видимому, помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное. Для этого её следовало соответствующим образом подготовить - сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом или каким-либо знаком: рисунком, жестом и пр.
Надо полагать, что в те времена, в которых зарождались и развивались народные промыслы, человек вообще едва ли рискнул пользоваться не украшенным (т.е. незащищенным) предметом. Скажем, выткать полотно и сшить рубаху непросто; однако украшать её вышивкой зачастую приходилось гораздо дольше.
Очень показательным является факт использования таких украшений, как всевозможные ожерелья, подвески, серьги и т.п. Такие вещи вообще лишены сколько-нибудь заметной «полезной» функции. Но на их изготовление, как правило затрачивались значительные силы и средства. И это вновь убеждает, что едва ли люди по всему земному шару и во все исторические периоды могли так упорно тратить время на бесполезное дело; украшения в их жизни носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента. Чтобы украшение могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определённые символы. Прежде всего это знаки Солнца, воды, Земли, хлебных зерён; женские фигуры.
Одним из распространенных и важных символов является солнце. При всём многообразии принятых для него обозначений они, тем не менее, отличаются единством: как правило, это круг, крест и их различные сочетания.
Согласно представлениям древних, мир существует взаимодействию трёх основных уровней: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного, подводного). Эти представления можно найти в общем устройстве быта и в отдельных вещах.
Например, в оформлении русского женского костюма выделяют три яруса. Его верхняя часть - головной убор - символизирует небесную сферу. Одежда щедро отделывалась вышивкой, в которой по традиции на строго определённых местах располагались соответствующие знаки. В самом низу, по подолу, обычно шли элементы, символизирующие Землю, чаще всего знаки распаханного поля (ромбы и точки). В следующем ряду могло быть изображение древа жизни или женская фигура - богиня плодородия с воздетыми к небу руками, по бокам их располагались изображения магических животных.
Не случайным был и выбор цветовых сочетаний. Чаще всего исполнялась красная вышивка по белому полю; при этом красный цвет символизировал мужское начало, а белый - женское.
Женщина как символ плодородия - также один из значительных мотивов в искусстве самых разных народов.
В русской культуре образ женщины представлен глиняными «бабами», расписанными в строгом соответствии с традицией. Глиняная баба с воздетыми к небу руками и птицами (такие встречаются и в вышивке) символизирует моление «матери сырой земли» о великих лучах солнца, о свете и тепле, необходимых для её плодородия.
Как видим, в народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкуса народа.
Русское народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычно, разнообразно. Декоративно-прикладное искусство включает в себя резьбу и роспись по дереву, художественную керамику, резьбу по кости, художественную обработку камня и металла, лаковую живопись, вышивку, кружевоплетение и многое другое.
2. Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках технологии
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
Конечно, целостный комплекс знаний учащиеся получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Отголоски древних мотивов содержаться в некоторых вышивках, ткачестве. Например, ещё в начале века каргопольские женщины носили нарядные передники, которые шили из тёмно-красной ткани и украшали необычными узорами - «месяцами». Такой узор состоит из «солнышка» в виде цветка и обведённого вокруг него незамкнутого кольца - «месяца». Сегодня многие из нас воспримут это просто как узор, украшение. Однако этот узор был настоящим земледельческим месяцесловом, где нашли своё отражение солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб и гадали о будущем урожае.
Чтобы помочь учащимся разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось всем укладом жизни. Именно народное искусство поможет ребёнку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определяясь целиком годичным кругом сельскохозяйственных работ. В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб. В этот же круг естественно вписывались праздники, время которых также никогда не определялось произвольно. Вся жизнь крестьянина была связана с землёй, зависела от её плодородия. Земля была как бы живым существом: в определённую пору она «засыпалась» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей. Образ матери - земли обобщён и закреплён в многочисленных символах женских фигур, глиняных бабах, стилизованных изображениях женщин в вышивках. Разнообразны вариации символического изображения солнца, несущего свет всему живому, дающего саму жизнь. Эти символы нередко без труда узнаются детьми.
Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней.
Например, интересен такой распространенный мотив в народном творчестве, как птица - символ весны и тепла. В виде птиц делались многочисленные глиняные свистульки. На праздник весеннего равноденствия хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетёрок». Образ птицы встречается также в мотивах многих вышивок.
Ребёнку полезно узнать значение этих образов - символов, чтобы смысл изображений был ему более понятен, а главное, для того, чтобы ощутить высокую духовность своего народа и понять, что настоящий народный мастер никогда не был просто ремесленником, что он обязательно должен был обладать определённым объёмом знаний и общей культурой.
Если говорить о практической работе на уроках технологии при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.
Но как добиться этого и не «засушить» уроки труда, не превратить их в нудную муштру?
Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.
В процессе урока учащийся должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.
С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.
В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.
Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Одна из идей, на уроках труда дети учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы (наглядность, тексты), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.
Действия Мастера оттачивались веками, передавались из поколения в поколение. Поэтому важно, как можно более подробнее проследить за этими приёмами, как можно точнее повторить их. Изучение приёмов работы народных мастеров дополняется и творческой работой по созданию образа. Учитель подчеркивает, что одну и ту же основу Мастер может превратить в самые разные вещи.
Усилению эмоционального воздействия таких уроков будут способствовать и рассказы о народных художниках; Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями и обрядами, мировоззрением народа.
Ещё одна важнейшая идея, которая поможет соединить на уроке обучение и творчество, состоит в том, что и инженер, и художник учатся у Природы, которая является образцом гармонии и красоты.
Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить детей и методике работы с ними.
Хохлома - один из древнейших, русских художественных промыслов. Начало своё это искусство берёт в многовековом опыте крестьянского изобразительного творчества с его узорчатостью, цветистостью и праздничностью.
Хохломскую роспись называют пламенной и золотой. Пламенная - потому, что основной в росписи красный цвет, и потому, что окрашенная посуда закаливается в печи. А золотая она оттого, что простая по материалу посуда блестит, словно золотая. Достигается это тем, что деревянная вещь проходит соответствующую обработку, сначала изделия вытачивают из дерева, затем натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия. После того, как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак. Далее следует закалка в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака, покрывающая роспись темнеет и приобретает янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь неё поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком становится похожей на золотую.
Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок. Их группу составляют красный, чёрный, зелёный, коричневый, жёлтый цвета.
Кроме того, есть различия и в художественном оформлении изделий. Старый, классический для Хохломы приём верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод. Разновидностью этого письма является травка - написанные чёрным и красным цветом кустики и веточки, пояски и розетки. Другой приём росписи - под фон, когда цветом покрывается фон, её основной мотив рисунка остаётся светлым с небольшой штриховой разделкой. Вариантом фоновой росписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а все её формы напоминают круглящиеся растительные завитки.
Богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь своим опытом и закономерностями росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, что делает нехитрую деревянную вещь произведениям народного искусства.
В работе с детьми рекомендуется поупражняться в исполнении травки. Композиционная основа травной росписи проста: ведущая волнистая линия, от которой в стороны наносятся мазки - травинки, большие, имеющие различный силуэт, и маленькие, густо обрамляющие стебель.
Хохломские художники выполняют роспись без предварительного карандашного контура. В первоначальном периоде обучения особенно полезна работа кистью без предварительного прорисовывания.
Учиться этому лучше начинать с самых простейших упражнений, которые включают следующие элементы линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание), точка.
Для проведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти должен равномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии.
Прикладывание заключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают её боком к бумаге, не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должны получаться сразу, с одного приложения кисти, без поправок.
Точка образуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или кругообразным движением её с середины.
Этим правилам росписи следует научить учащихся перед тем, как приступать к написанию более сложных, композиционных элементов.
При обучении школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого к классной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».
С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.
Так же, как и роспись по дереву, изделия из обожженной глины представляют широко распространённый и древний вид народного художественного ремесла. Различного назначения посуда, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями для этого вида искусства.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на праздник проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Весёлые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны.
Распространенными сюжетами являются различные животные и птицы, наездники, барыни.
Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщённости формы обилие деталей, которые делают их более нарядными. Это оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т.д. Роспись игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. При этом оригинален сам орнамент, которым расписаны юбки барынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие кручи, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.
Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, но общие приёмы здесь можно назвать. Юбка барыни или туловище животного расписываются большими кругами, которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть украшены полосами, точками; точки как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которых также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и пр. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и другие элементы. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любых фигур, но располагаются они на поверхности в соответствии с формой игрушки.
Глиняная игрушка поэтична, полна остроумия, чувства радости и полноты жизни.
На занятиях по лепке применяются два вида учебной работы: лепка с натуры и лепка по представлению.
Этому виду работы отдаётся некоторое предпочтение, так как он больше привлекает учащихся, даёт им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений.
Основная задача занятий по лепке с натуры - обучение учащихся приёмам наблюдения и возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.
Вступительная беседа имеет место на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. На этом этапе урока учащимся разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.
Так на уроках лепки с натуры вступительная беседа имеет следующие этапы:
а) восприятие предмета в целом, его формы;
б) анализ его конструкции, технологии;
в) повторное целостное восприятие.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать полюбоваться предметом, вызвать естественную эмоциональную реакцию и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает учащимся вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии - самый общий образ предмета, его формы.
Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание на основное.
Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти). О свистульке - поросёнке, коне - качалке у детей нет готовых представлений. Чтобы создать эскиз таких игрушек, учащемуся приходится перерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначение игрушки (представления воображения).
Рассматривая с ребятами народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменение внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно было пользоваться как свистком.
При изготовлении фигурок людей, так называемых «барынек», следует также обратить внимание на их форму и основные правила лепки: основой является юбка - колокол торсом, к которым отдельно прикрепляются шарик - голова и руки калачиком. Затем игрушку наряжают: на голову - кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки - оборки; в руках - ребёнок; муфта, сумочка, собачка.
Для того, чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их не раньше, чем через три - пять дней после изготовления. Его покрывают белилами, а когда и они высохнут то расписывают узорами.
Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.
Не следует также забывать и о том, что один урок может дать лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
3. Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психическом». Отсюда вытекла задача осмысления самого понятия «творчество» - вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно зависит оно от многих факторов: памяти, мышления, гибкости ума.
В узком смысле творчество - человеческая деятельность, порождающая нечто качественное, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно историческую ценность.
В более широком (и весьма распространенное в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).
Существует также точка зрения, что творчество это не только феномен человеческой деятельности, но и например поведение животных, и даже атрибут материи.
Чему же нужно научиться, чтобы быть творческим человеком? Нужно научить удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нужно научить видеть, слышать, ощущать.
Источник художественного творчества - память.
Нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое), владеть техникой творчества (приемами ремесла), создать «законченную вещь», то есть произведение.
Учащийся творит потому, что ему это надо сейчас. Серьезной задачей для педагогического коллектива является нахождение удобной формы организации занятий творческой деятельности по интересу.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будут проходить на пути от способности к таланту.
1 этап - игровой.
Учащийся лишь «играет» со своими способностями, применяя к себе различные виды занятий и развлечений.
Его может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
2 этап - индивидуальность.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции, взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант, проявляется желание трудиться и достигать высоких результатов.
3 этап - роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов.
На этом этапе для поддержания творчества очень важны конкурсные задания, концерты или соревнования.
4 этап - этап мастерства.
На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда становится и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.
Основная задача педагога в этом вопросе - рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, которое необходимо любому ребенку. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий и будет принадлежать к творческому виду мышления. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.
Творчество у детей проявляется в самом раннем возрасте, выражается в играх. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что видели. Игра ребенка не есть простое переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и постановление из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Очень важно ежедневно заниматься с ребенком, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как смотреть, чтобы увидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в музыке и искусстве.
4. Приемы развития творческих способностей школьников
Как развивать творческие способности учащегося? Как сделать его творческой личностью?
Одни педагоги подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, и занимаются с детьми по существу, тренингом способностей предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. В понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.
Другие - увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют, сочиняют), не особо задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают: умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы.
Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности можно вычленить 3 последовательных этапа:
1.Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
2.Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3.Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающий во всем процессе. При чем практическая деятельность учащихся за счет задания творческого характера.
Также с целью развития творческих способностей школьников можно использовать приемы теории решения задачи.
Приемы теории решения задач.
1.Бином фантазии - ребенку предлагается 2 произвольно выбранных слова (они могут быть разными частями речи - существительными, прилагательными, числительными, глаголами), его задача - создать новый образ, манипулируя этими словами (меняя их формы с помощью предлогов). Например, слова - КОНФЕТА, ШКАФ, образ - КОНФЕТА НА ШКАФУ. Дальше с этим персонажем можно придумать целый рассказ (наверное, так получился сказочный образ Мальчика-с-пальчика).
2.Прием фантастических гипотез - учащемуся предлагается необычное начало фразы, он должен продолжить. Например, что было бы если бы петух умел лаять Что было бы если бы Земля была плоской
3.Прием оживления - ребенок наделяет человеческими качествами (характер, способность говорить, двигаться и др.) неживые предметы или животных.
4.Прием увеличения - уменьшения - учащийся может увеличить или существенно уменьшить размеры (рост, объем, части тела) или качества предметов или живых существ, которые живут в его воображении.
5.Прием инверсии (инверсия - действие наоборот) - учащемуся предлагается описать какое-либо действие, а затем изменить причинно-следственные связи при выполнении этого действия. Например, не человек водит ручкой по бумаге, чтобы получился рисунок или слово, а сама бумага движется под ручкой (так получается новый образ волшебной бумаги).
6.Прием префиксов (префикс - приставка) - учащемуся объясняют значение иноязычных слов, использующихся в русском языке для обозначения нового смысла. Это такие слова как:
зоо - связанный с животными;
аэро - воздушный;
супер - очень, сверх;
эго - сам;
экс - бывший;
аква - водный;
мини - маленький;
миди - средний;
макси - большой;
био - живой;
психо - связанный с душой; наделенный душой;
вице - заместитель;
социо - связанный с обществом, общением;
аудио - связанный со звуком.
Учащийся составляет новый образ, добавляя префиксы к известным ему словам.
Указанные приемы теории решения изобретательских задач способствуют развитию творческого воображения и творческих способностей школьников.
5. Проведение уроков технологии с элементами изучения народных культурных промыслов
Первый урок направлен на знакомство с видами народных промыслов. Тема урока: «Старинные обычаи и обряды. Место вещей в этих обрядах».
Учащимся необходимо за урок нарисовать рисунок дымковской игрушки на альбомном листе. Задача учителя, четко и понятно изложить материал о народном промысле детям, в данном уроке о дымковской игрушке. На этом уроке мы рассказали об истории возникновении русского декоративно-прикладного искусства и в частности дымковской игрушке, о процессе рождения игрушки, ее место и роли в жизни русского народа. Внимание было обращено на особенности пластики, на «украшательство», используемые при лепке игрушек, на цвета, которые присутствуют в росписи.
На втором и третьем уроках учащиеся знакомятся с деталями узора дымковской игрушки, учатся приемам рисования, составляют узор в полоске. Рассматривая дымковскую игрушку, они самостоятельно приходят к выводу о том, что в ней является главным, что составляет основу узора и в какой цветной гамме должен быть выполнен узор.
На четвертом уроке «Лепка дымковской игрушки» мы продолжаем знакомить с различными формами дымковской игрушки и предлагаем подумать, как можно вылепить, к примеру, дымковского индюка, какие приемы при этом применить, обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища индюка. При оценке работ обращается внимание на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Мы предлагали каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Пусть дети немного пофантазируют.
Тема пятого урока: «Роспись дымковской игрушки». На этом уроке мы продолжаем знакомить с элементами дымковской росписи, беседуем об особенностях дымковского узора, отмечая что на нем есть круги, кольца, линии - прямые и волнистые, которые могут составлять квадраты. Еще раз обсуждается выбор цветов для составления узоров. Учащиеся знакомятся с понятием «композиция», получают представление о композиционном построении. Затем предлагается, используя дымковские мотивы, самостоятельно расписать игрушки.
Список литературы
1.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975.
2.Вишневская В.М. Хохлома. - Л., 1969.
.Волкова С.И. «Математика и конструирование» - М., 1999
.Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль.: Академия развития, 1999
.Крупин В. Дымка. - М.: Малыш, 1988.
.Павлик К.В. Свободная работа кистью без предварительного прорисовывания // Начальная школа. - 1991. - №10. - с. 58 - 63.
.Пантелеева Л. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. - с. 43 - 47.
.Первушина С.М. Беседа на тему: «Произведения русского народного декоративного искусства» // Начальная школа. - 1984. - №1. - с. 34 - 38.
.Попова О.С. Русское народное искусство. - М., 1972.
.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
.Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
.Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: АСТ - Пресс, 1997.
.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1999
Заголовок 115