Урок «С.В. Михалков В снегу стояла ёлочка» 2 класс литературное чтение 
Урок литературного чтения
по теме: 
С.В.Михалков «В снегу стояла ёлочка»
2 класс программа «Школа 21 века»
Учитель нач. классов Абрамян И.Н.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415                                                                                       
Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ.
Название УМК: «Школа 21 века»    Предмет: Литературное чтение   Класс: 2
Тема урока: Стихи современных поэтов.  С. Михалков « В снегу стояла ёлочка». 
Цель  урока: учить школьника читать стихотворный текст, создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся..
Задачи урока: 
Образовательно-развивающие: 
- через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному чтению;
 -развивать интерес  к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами  современных поэтов;
-формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе  в  малых группах;
Воспитательные:
-воспитывать  у учащихся радость от процесса творчества;
 -воспитывать бережное отношение  к природе, чувства сострадания и сопереживания.
Личностные результаты
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
-  Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-Познавательные УУД    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением  существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-Коммуникативные УУД 
  Договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности
 Формулировать собственное мнение и позицию
Оборудование: для учителя:  компьютер, экран, проектор, портрет С.В.Михалкова  
для учащихся: 
Учебник Л.А.Ефросинина. -Литературное чтение:  2 класс,
Л.А.Ефросинина. -Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2010.- ( «Начальная школа XXI века») 
Лист для моделирования обложки; 
Лист для литературного диктанта; 
Цветные карандаши.                       
Ход урока.
Организационный момент.
      Начинаем урок литературного чтения. Посмотрите  друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение. Мне будет очень приятно услышать ваши правильные, грамотные ответы.
Актуализация  опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений.       
-Мы закончили изучение одного из разделов учебника. Вспомните его название. 
/ «Снежок порхает, кружится»/ 
Сейчас повторим, произведения каких авторов вы изучили. Для этого напишем литературный диктант. Я зачитаю отрывки из произведений, а вы запишите фамилию автора.
       Положите перед собой лист. А с обратной стороны доски будут работать 2 человека
( Дифференцированная работа: один ученик запишет фамилии - высокий уровень, другой расположит карточки с фамилиями авторов  в порядке зачитывания отрывков – низкий уровень)
      Приготовились, слушайте внимательно.
«Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой, извините!»
«Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли»
«Вот моя деревня,
       Вот мой дом родной,
             Вот качусь я в санках 
       По горе крутой»
«Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили»
«В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки 
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.»1 слайд
      Взаимопроверка, самооценка и оценка работающих детей  у доски с помощью  сигнальных карточек.
Подчеркните фамилии поэтов / Суриков, Некрасов/
Какие стихотворения они написали? / «Детство», «Саша»/
Чем эти стихотворения похожи?/ темой - о детях, о зиме/
Каких поэтов вы ещё знаете?
   III. Мотивация к деятельности(самоопределение),Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, план, средство).
- Молодцы, а для чего нам важно знать авторов, названия их произведений?
/чтобы быть грамотным, а значит культурным человеком,
чтобы приятно и интересно было общаться с другими людьми,
не стыдно было в библиотеке, книжном магазине,
чтобы участвовать и побеждать в конкурсах /
     -Из какого раздела произведения, о которых мы с вами говорили? 2 слайд
( «Снежок порхает, кружится»)
 -Ребята, а какой большой праздник мы ждём зимой?
( Новый год)
     -Вы любите Новый год? За что?
Любовь Александровн Ефросинина, автор нашего учебника «Литературное чтение», знала об этом и поместила для нас замечательные и интересные произведения об этом празднике.
- Как узнать, в какой раздел она их поместила? /  воспользоваться  содержанием/
-Откройте и прочитайте его название / «Здравствуй, праздник новогодний»/ 3 слайд
-Перечислите произведения, которые мы будем читать в этом разделе.
-Как вы думаете, с какого произведения мы начнём свою работу?
- Значит какая тема нашего урока? /С.Михайлов «В снегу стояла ёлочка»/ 4 слайд
-Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему?  /стихотворение, так как С.Михалков пишет стихи о детях
   -Учитывая, что это стихотворение, какие учебные задачи мы поставим перед собой? 5 слайд
Познакомиться с содержанием стихотворения С.В.Михалкова.
Научиться читать его выразительно или наизусть
Выполнить модель обложки
IV. Работа над новым материалом.   
1.Первичное восприятие.
-Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением. Как вы думаете, о чём оно? 
-Как мы можем узнать?  / по заголовку - о природе/
-А как ещё? / по иллюстрации, прочитать/
-Как найти это произведение?
  - Рассмотрим иллюстрацию. Кто идёт? Что ещё видим?  Предположите, о чём будем читать?
   - Прежде чем предугадать, о чём произведение, прочитаем слова, которые тоже помогут догадаться, о чём в нём пойдёт речь . 6 слайд
/чтение хором, индивидуально со слабочитающими /
    - Ваши предположения не изменились?
    -А теперь прочитаем стихотворение и проверим все наши догадки.
 Самостоятельное чтение стихотворения детьми (учитель работает индивидуально со слабочитающими)
2. Беседа после первичного чтения.
-Итак, о чём читали? Оправдались ли наши предположения?
-Докажите, что это стихотворение.
-Назовите рифмующиеся слова.      
3. Анализ произведения при повторном чтении.
     А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.
1 строфа.
-Перечитайте, как автор описывает елочку.
-Какие слова он использует, чтобы её изобразить?
-Почему Сергей Владимирович говорит именно  «зелёненькая чёлочка»?
  /называет ласково, она ему нравится/
-Какое ещё чувство он испытывает?
  /удивление, так как на здоровая, полутораметровая/
-Полутораметровая, что это значит? /большая, высокая/
-Как нужно читать эти  строки? Поможет словарь настроений
   /весело, радостно, удивлённо/
-Какую силу голоса выберем?
   /будем читать громко/
2 и 3 строфа.
-Прочитайте 2 и 3 строфы.
-О чём прочитали? Какое событие произошло в жизни ёлочки?
-Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? Что подсказывает рисунок?
  /Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором /
-Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?
  / испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность/
-Докажите.
   /на рисунке у ёлочки испуганное лицо/
- «Она была замечена,
     Была окружена»
-Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам рассказать? Что не договорил?
 /её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили вокруг/
-А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие?
  /она потеряла сознание, ничего не помнит от страха/
-Какие слова нам это подсказали?
  /пришла в себя она/
-Как вы это понимаете?
-А как это объясняется в словаре?
-Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович?
-Поэтому как их нужно читать?
 /испуганно, тревожно, таинственно, тихо/
-А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания?
  /./
-Дочитаем стихотворение до конца, что рассказывает автор?
-Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх?
  /она поняла, что её не срубили/
-Какие чувства появились вместо страха?
  /удивление, недоумение/
-Что её удивило? Прочитайте. / «фонарики стеклянные/
   Что ещё?   / «стоит в лесу она»/
-Что значит «без сомнения»?    
  /точно уверена/
-Кто же был спасителем «лесной красавицы»?
-Почему он это сделал?
-Что можете о нём сказать? Какой он?
-О чём самом главном хотел сказать автор?
  /нужно беречь природу/
-Какие слова, и они самые главные, говорят об отношении автора к ёлочке?
-Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего? 
  /чтобы показать радость, удивление-?! /
-Как нужно читать эти строки?
-Какие выделить слова?
  /несрубленная, целая, красива, крепка/
-Значит, как мы будем читать эту часть? 
  /удивлённо, радостно, громко/
Обобщение.
-О чём же это стихотворение?
  Какова его тема? Расскажите, с каким произведением мы познакомились?
        План рассказа о произведении  7 слайд
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
-А что чувствовал автор?
     -Выполним модель обложки этого произведения. Придвиньте листочки.
(выполняют модель обложки самостоятельно, при этом некоторые дети получают лист для моделирования с подсказками): 
                                                                автор                                                                                                               
  	название
- Вы выполнили модели. К доске прикреплено несколько моделей, сделанных вашими товарищами.
-Какие из них выполнены правильно, докажите.
-Поставьте +, если вы верно написали фамилию автора, жанр, тему, название. 7 слайд
-У кого четыре плюса?
-Итак, мы проанализировали стихотворение, выявили чувства ёлочки. Обратимся к задачам урока:  для чего выполнили эту работу?
  /чтобы суметь прочитать выразительно, передать правильную интонацию, суметь показать характер ёлочки, её настроение/
Физминутка  8 слайд
 4. Выразительное чтение
-А что значит читать выразительно 9 слайд
-Мы только начинаем учиться читать выразительно, сегодня с помощью интонации постараемся передать чувства и настроение 
  мы знаем, что нужно соблюдать паузы, где?  /на знаках препинания/, логическое ударение, то есть выделять самые главные слова.
5.Работа в парах.
Работать будете в парах. Вспомните правила совместной работы.
1 ряд подготовит выразительное чтение 1 строфы.  
     -О чём будете читать? Как?  10 слайд
2 ряд- 2 и 3 строфу. 
-О чём эти строчки? Как их нужно читать?  11 слайд
3 ряд-  4, 5 и 6 строфу. 12 слайд
-О чём будете читать? Как
Оцените работу своего товарища.
-Послушаем выразительное  чтение  ребят 1 ряда (двоих). Кому лучше удалось передать настроение?
-Слушаем ребят 2 ряда. Оценим.
-Чем история закончилась, прочитают ребята 3 ряда. Кто смог лучше передать настроение 
-Какие строчки самые главные? Прочитаем их (последние)
-Для чего мы читали выразительно? Что с помощью интонации пытались передать?
Вы так старались читать, что мне тоже захотелось это сделать. 
/читает наизусть учитель/
-Оцените мое чтение. Спасибо.
-Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой? Всё ли у вас получилось?
А вот мы сейчас и проверим.
- Откройте тетради по литературному чтению, проверим, чему научились.
6. Самостоятельная дифференцированная работа  
-Откройте тетради на с.73 и прочитайте задания №1,2,3
-Выберите задание по силам и выполните его.
Проверка.
№1.  Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта. Проверьте правильность по записи на доске
№2. Что значит «разоделась, пришла в себя»?
№3. какие знаки препинания поставили? Почему?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
С каким произведением познакомились?
Как автор относится к ёлочке? 
Рассмотрите портрет С.В.Михалкова. Что вы можете сказать об этом человеке?
         С.В.Михалков-красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, он написал о нём прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Стихи. Басни. Сказки. Песни. Пьесы для театра.
          Как получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает жизнь современных ребят. Но самое главное-это талант-особая, редкая способность чувствовать, находить самые точные нужные слова. Стихотворения Михалкова любят миллионы детей и взрослых.
На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?
А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли?
Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду. 
И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши фишки.
Красная фишка - я справился отлично
Синяя фишка - затруднялся
Жёлтая фишка - мне было трудно 13 слайд
VII. Информация о домашнем задании.
1.Читать стихотворение выразительно (всем)
2.Нарисовать ёлочку  (задание с.73 №4)
3.Можно выучить стихотворение  наизусть
13PAGE  15
13PAGE  14615
13PAGE  15
Знакомство со стихами современных поэтов.