внеклассное мероприятие Час народной мудрости
Тема: Час народной мудрости «Пословицы и поговорки»
(занятие кружка русского языка) 7 класс
Цель
Познакомить семиклассников с историей одного из жанров фольклора – пословицами
Формировать устойчивый интерес к предмету через пополнение словарного запаса учащихся
Обучить умению анализировать пословицы
Учитель: Сегодня мы поговорим о самом малом жанре устного народного творчества – пословицах. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни ( даже сказки более ограничены тематически, чем пословицы, не говоря уже о песнях, былинах, загадках). Пословицы тесно связаны с живой разговорной речью, о них говорят: «Без пословицы речь не молвится». Они очень устойчивы и почти не подвержены изменениям, интересны и кратки. В них «сжат опыт бесчисленных поколений», - так сказал об этом жанре Максим Горький. Пословицы представляют собой обобщенный вывод из жизненных наблюдений. В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. Приведите примеры пословиц, которые вы знаете и попробуйте объяснить смысл каждой (например: Семь раз отмерь, один раз отрежь; Людей не осуждай, а за собой примечай; Время разум дает; Тяжело тому жить, кто от работы бежит). Учащиеся устно называют и пробуют объяснить смысл названных изречений, делают выводы . Попробуйте сосчитать, сколько пословиц мы употребим и услышим сегодня.
А теперь поговорим об истории пословиц и о том, как они появились. (Заранее подготовленные ученики делают сообщения)
Изначально целью пословиц была передача опыта молодым
поколениям. Интересно то, что люди, создававшие пословицы, не знали грамоты, поэтому хранить и передавать свой жизненный опыт иначе как через пословицы, просто не умели. Бессмертие пословиц – в верности жизненным наблюдениям, важности их мудрых мыслей. Они выражают народную оценку жизни, поэтому народ ценит и бережет их. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших, поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – истина. Например: «Что посеешь, то и пожнешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Один с сошкой, семеро с ложкой».
Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи,
устойчивые, краткие, часто образные, многобразные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.
Поговорки же – это поэтические, широко употребляющиеся в речи,
устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.
Но если поговорка не поучает и не обобщает социально-исторический опыт, то зачем она? Пословица, как мы видим, всегда суждение, в ней содержится какой-то определенный вывод, обобщение. Поговорка же не претендует на это. Ее назначение – как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. «Поговорка-цветочек, пословица - ягодка», - говорит сам народ. То есть и то и другое – хорошо, имеется связь, но есть и существенная разница.
Поговорки, как правило, используются для образно-эмоциональной
характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций. Поговорок очень много, их так много, что кажется – хватит на все случаи жизни. Конечно, поговорка-цветочек более всего нужна для выражения эмоций – негодования, ненависти, презрения, восхищения... Нам не нравится кто-то, а он худ, и мы говорим: «Тощ как хвощ». Или толст, и мы говорим: «Толст как бабочка». Кто-то наделал глупостей, и в сердцах его ругают: «Глуп как осел, как индийский петух, как осетровая башка». Мы ненавидим двуличных людей и говорим о ком-либо из них: «Личиком беленок, а душою черненок». О бессовестном человеке: «У него совесть-дырявое решето». О бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша».
Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние,
недовольство в связи с какими-то действиями, поступками людей: «Ему говорить-что к стенке горох лепить», «Шипит как каленное железо», «Смотрит как волк на теля», «Вертится как сорока на колу», «Сидит как на иголках», «Надулся как индюк», «Шумит как ветер в пустую трубу» и т.д.
Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая
философия, историческая память. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат! Прежде всего в них закреплен общественно-исторический опыт народа. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В них обобщен и житейско-бытовой опыт народа, формулируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляются ум, трудолюбие, скромность, трезвость, воздержание и другие необходимые для счастливой жизни качества человека.
Народ очень точно охарактеризовал пословицы, отметив их связь с
речью («Красна речь пословицей»), краткость («Есть притча короче носа птичьего»), особый склад («Не всякая речь пословица»), меткость («Пословица не мимо молвится»), правдивость («Пословица правду всем говорит»), мудрость («Глупая речь-не пословица»). Отмечено было и то, что в них выражалось общее, общенародное мнение, от которого никому не скрыться («От пословицы не уйдешь»), разъяснялось, что «на пословицу ни суда, ни расправы нет», даже если она говорит о неприятном, указывает на социальные язвы, семейно-бытовые пороки.
Учитель: Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык. Максим Горький говорил: « Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, четкие, меткие пословицы и поговорки». Приобщаться к пословицам важно с малых лет, это как «живая вода», ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость. Используйте в своей речи пословицы, украшайте ее, будьте любознательны и изучайте пословицы! Не зря говорят: «Старая пословица не зря молвится».
А сейчас вашему вниманию предлагается работа с презентацией. Мы будем выполнять предложенные на слайдах задания и выясним, кто лучше всех знает пословицы, кто умеет отгадывать «зашифрованные» пословицы, кто обладает хорошей смекалкой (работа с презентацией)
Подведение итогов
Использованная литература:
Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»
Журнал «Русский язык в казахской школе»
Учебное пособие «Литературное чтение»
Алматинская обл.
Жамбылский р/н
Актерекская средняя школа
учитель русского языка и
литературы К.С.Мусина
15