Конспект урока по теме Жемчужины Архангельской области
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Жемчужины Архангельской области
(урок географии Архангельской области в 7 классе)
Автор разработки урока - учитель
муниципальной бюджетной
образовательной организации
«Карпогорская СОШ №118»
Пинежского района
Архангельской области
Симкова Наталья Анатольевна
Карпогоры, 2013.
Тема урока: «Жемчужины Архангельской области»
Цель урока: выявить географические объекты Архангельской области, которые вправе носить звание «Жемчужины Архангельской области».
Задачи урока:
показать красоту природы Архангельской области;
показать уникальность таких объектов Архангельской области как Пинежский заповедник, Водлозерский и Кенозерский национальные парки, Малые Корелы и Соловецкий музеи-заповедники, город Архангельск;
вспомнить особенности географического положения, и какими полезными ископаемыми богата область;
продолжить формировать умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
создать условия для успешного усвоения материала;
продолжить формировать умение работать с географическими картами;
прививать интерес к предмету через задания творческого характера.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
карта Архангельской области;
учебники «География Архангельской области» под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой;
дополнительный материал об ООПТ на группы;
кроссворд на тему: «Населенные пункты Архангельской области;
маленькие чистые листочки на каждого ученика (для деления на группы);
кружочки красного, желтого, зеленого цветов на каждого ученика (для оценивания).
Тип урока: урок-исследование
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
1.Орг момент
2. Т.З.М.
- Прежде чем мы приступим к изучению нашей темы, я попрошу одного ученика поработать с ресурсами Интернета и найти ответ на один из вопросов по нашей теме.
- Сегодняшний урок я хотела бы начать строками из стихотворения нашего северного поэта Александра Яшина «Только на Родине» (учитель читает стихотворение под мелодичную музыку, в презентации идет смена первых слайдов)
Да, только здесь, на Севере моем, Такие дали и такие зори, Дрейфующие льдины в Белом море, Игра сполохов на небе ночном. Нехожеными кажутся леса, Бездонными – озерные затоны, Неслыханными – птичьи голоса, Невиданными – каменные склоны.
- Как вы поняли, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Тема нашего урока называется «Жемчужины Архангельской области».
- Попробуем сформулировать задачи урока (на слайде начало, уч-ся предлагают концовку)
назвать объекты Архангельской области, которые вправе носить звание «Жемчужины Архангельской области»;
показать, что природа Архангельской области удивительна и неповторима.
- Архангельская область имела разные названия.
С 1708 - «Двинская земля», «Двинской уезд», «Архангелогородская»
С 1796 – «Архангельская губерния»
1918-1919 - «Северная область»
1929-1936 - «Северный край»
23 сентября 1937 г. была образована Архангельская область с центром в городе Архангельске. И в этом году нашей области исполняется 75 лет.
- В связи с 75-летием Архангельской области мы покажем, какие географические объекты заслуживают звания «Жемчужины Архангельской области» и каждый из вас будет заполнять таблицу, в которой запишем уникальность этих объектов.
Географические объекты
Примеры уникальности объектов
Также вы будете выполнять задания в группах, на которые мы разделились заранее и выбрали в каждой группе организатора, оформителя, выступающего, того, кто следит за временем и помощников.
3. Новый материал.
- Вспомним особенности географического положения Архангельской области.
(-находится на северо-западе России;
- находится на севере Восточно-Европейской равнины;
- на севере омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей; имеет морскую границу с Мурманской областью;
- граничит на западе с респ. Карелией
на юге с Вологодской и Кировской областями;
на востоке с респ. Коми и Томской областью)
ВЫВОД: вспомнили особенности географического положения Архангельской области.
- Один турист, побывавший летом в Архангельской области, показал своим друзьям фотографию, на которой было изображено следующее:
Кругом тайга, среди которой протекает река, ограниченная гипсовыми берегами, дорог нет, только пешеходные тропы. Здесь никто постоянно никогда не жил, не живет и в настоящее время. И добавил, что не далеко от этого места находится вход в пещеру необычной красоты.
- Что за место изображено на фотографии?
( показать фотографию на слайде)
- Как вы считаете, достоин ли Пинежский заповедник звания «Жемчужины АО»?
- В чем его уникальность?
- Здесь находится карстовая равнина, где открыто 53 пещеры, что не свойственно для Севера; корабельная роща - из лиственницы строили корабли еще при Петре 1
(Записать первую жемчужину вместе с учителем, дальше самостоятельно)
- Но кроме Пинежского заповедника у нас в области много других особо охраняемых природных территорий.
В учебниках «География Архангельской области» Стр.80 табл. 5 Стр.81 рис. 112
(учитель называет ООПТ и показывает некоторые из них по карте)
РАБОТА В ГРУППАХ
- Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Используя дополнительные источники информации у вас на партах, покажите уникальность природы
1 гр – Кенозерского нац. парка
2 гр – Водлозерского нац. парка
3 гр – музея-заповедника Малые Корелы
4 гр – Соловецкого музея-заповедника
- Можно ли назвать эти ООПТ жемчужинами Архангельской области?
- Запишем эти объекты и их уникальность в таблицу.
ВЫВОД: выделили еще 4 жемчужины АО, где сохранились обширные районы нетронутых ландшафтов, сосредоточены уникальные памятники национального и всемирного значения, сохранились традиции культуры русского Поморья.
- Я считаю, что кроме Соловецких островов, на которых расположен музей-заповедник, к жемчужинам Архангельской области можно отнести и Кий-остров. Давайте заслушаем сообщение и скажем в чем его уникальность?
- В чем уникальность Кий-острова?
- Можно его отнести к жемчужинам АО?
(запись в таблице)
- Может быть вы и не бывали на Соловецких островах и на Кий-острове, но вот в некоторых города, поселках Архангельской области точно были. Но кто-нибудь обратил внимание на тот факт, что многие населенные пункты области заканчиваются на «ск».
ЗАДАНИЕ. Разгадайте кроссворд и выделите в нем населенные пункты области, которые заканчиваются на «ск». Подсказка на
2-ом форзаце учебника.
- Какие это населенные пункты?
- Как вы считаете, какой из этих населенных пунктов можно отнести к нашему списку?
- Может быть они все достойны звания «Жемчужины Архангельской области», но мы к нашему списку отнесем пока только город Архангельск
Давайте заслушаем сообщение и скажем в чем его уникальность?
- В чем уникальность Архангельска?
ВЫВОД. Выяснили, что кроме ООПТ к жемчужинам АО можно отнести и населенные пункты.
- Но кроме этого к данному списку можно отнести и месторождения полезных ископаемых. А каких, мы сейчас и выясним.
- Скажите, какими полезными ископаемыми богата наша область? Подсказка в учебнике на стр.20 рис20.
- Но не все месторождения полезных ископаемых достаточно хорошо осваиваются.
ЗАДАНИЕ. Представьте, что вы рекламные агенты, которым нужно прорекламировать предложенные полезные ископаемые так, чтобы состоятельные люди дали деньги на их добычу, а именно песок, глина, известняк, торф.
(реклама полезных ископаемых)
- Я думаю, что состоятельные люди отзовутся на ваши предложения и выделят средства на добычу данных полезных ископаемых.
- Но из всех полезных ископаемых, которые имеются у нас в области, какое можно назвать «жемчужиной»?
- Почему? Подсказка на стр 21 в учебнике.
ВЫВОД: вспомнили, какими полезными ископаемыми богата Архангельская область и назвали еще одну жемчужину – месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова
4. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы с вами выделили 8 географических объектов , которые достойны звания «Жемчужины Архангельской области».
На маленьких листочках напишите, где бы вы хотели побывать больше всего? И устно ответьте, почему?
(деление на группы по объектам – движение по классу)
- Какие еще объекты Архангельской области заслеживают такого замечательного звания. Заслушаем (ученик, который работал с Интернетом)
Вернуться к задачам урока. Подвести итог урока.
5.Домашнее задание.
На выбор.
Продолжить таблицу «Жемчужины Архангельской области» - 3-4 географических объекта.
Составить рассказ на тему «Жемчужины Архангельской области» используя все объекты в таблице – 8-9 предложений.
Перед тем как уйти с урока положить мне в коробочку кружочек
Зеленый – вопросов нет
Желтый – есть вопросы по теме
Красный – не понял о чем шла речь на уроке.
Уч-к ищет ответ на вопрос. Какие объекты АО можно назвать жемчужинами (кроме тех, о которых пойдет речь на уроке)?
- о Родине, родном крае, Архангельской области
Уч-ся предлагают концовку задач
Один ученик у доски
-река Сотка, Пинежский заповедник
Ответы уч-ся
Уч-ся находят необходимую информацию, выделяют ее и 1 уч-к от группы представляет всему классу
Уч-ся еще раз проговаривают, что записать в таблицу.
1 уч-к рассказывает о Кий-острове
Разгадывают кроссворд
Архангельск
Новодвинск
Северодвинск
Североонежск
Вельск
Шенкурск
Сольвычегодск
Яренск
- ответы ребят
Ответы уч-ся
Работа в группах
-алмазы
- Первое в мире коренное месторождение округлых алмазов.
Сообщение уч-ка
Жемчужины Архангельской области
Географические объекты
Примеры уникальности объектов
1.Пинежский заповедник
2. Кенозерский нац. парк
3. Водлозерский нац. парк
4. музей-заповедник Малые Корелы
5. Соловецкий музей-заповедник
6. Кий-остров
7. Город Архангельск
8. Месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова
Находится карстовая равнина, где открыто 53 пещеры, что не свойственно для Севера; корабельная роща из лиственничных пород
Находится около 100 памятников архитектуры 17-18 вв.
Сто лет назад записывали здесь былины, песни, сказки известные русские фольклористы
Более 100 археологических памятников (часовни, жилые дома, амбары), которые были построены более 8 тысяч лет назад.
Девственные леса.
Коллекция строений 17 века, привезенных со всех уголков Поморского края. В строениях показаны жизнь и быт русской северной деревни прошлого.
Находится более 1000 объектов культурного наследия: первобытные стоянки, святилища, лабиринты.
Главный символ островов Соловецкий монастырь.
Крестный монастырь первой половины 17 века
Сохранились постройки 17-20 вв.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Первое в мире коренное месторождение округлых алмазов.