Разработка внеклассного мероприятия по литературе: Читательская конференция Читая роман Война и мир
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Читательская конференция
«ЧИТАЯ РОМАН
«ВОЙНА И МИР»
Букавцова Ольга Александровна,
преподаватель русского языка
и литературы ОГАПОУ «РАТТ»
Ракитное 2016г.
Аннотация: читательская конференция «Читая роман «Война и мир» нацелена не только на обобщение знаний по роману Л.Н. Толстого, но и способствует повышению престижа чтения. В мероприятии используется видеофильм (нарезка кадров из художественного фильма "Война и мир" С. Бондарчука), музыка при чтении отрывков из романа, видео клип, виртуальная экскурсия помогают поддержать познавательный интерес с роману. Викторины на знание текста романа в течение свей конференции и дискуссия помогают воспитывать у обучающихся чувство «здорового соперничества».
Форма проведения: читательская конференция
Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса
Тема конференции: «Читая роман «Война и мир»
Цели конференции:
обобщение, систематизация и углубление знаний по роману “Война и мир” Л.Н. Толстого”, расширение представления о личности и творчестве писателя.
развитие познавательного интереса к творчеству Л.Н. Толстого;
формировать интерес к книге как к источнику знаний в целом.
Оформление и оборудование:
мультимедийный проектор, выставка книг (разные издания романа «Война и мир», критические статьи, биография Л.Н. Толстого), выставка «Мозаика эпопеи», жетоны к конкурсу на самого внимательного читателя романа, виртуальная экскурсия.
Эпиграф к занятию:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Ход конференции:
Вступительное слово преподавателя:
Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, техника - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, хранят, передают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал её свойства:
- доступность - пользоваться ею может каждый неподготовленный человек;
- портативность - для её использования не нужны никакие дополнительные устройства;
- надежность – информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяких поломок.
Слушатели терялись в догадках, что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: « Надеюсь, что вы понимаете, что речь идет о…»
- Как вы думаете, что имел в виду писатель?
Да, речь идет о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации, которому около 2.5.тысяч лет. Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играет книга в жизни человека? Для чего необходимо читать?
Ведущий 1. Книга-это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается незнакомкой. В частности мы рассмотрим произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Наша конференция будет прерываться на небольшие викторины и игры. За правильный ответ вы можете получить дополнительные жетоны, которые при подведении итогов читательской конференции помогут определить самых читающих в группе.
Ведущий 2. Оценивать ваши выступления будут педагоги нашего техникума.
Итак, приступим. Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с этим романом.
Викторина
«Самый внимательный читатель романа «Война и мир»
О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному замыслу, начав работу над романом? (о декабристах)
Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 – 1869)
Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820).
Почему роман «Война и мир» мы называем романом – эпопеей? (в нем описаны масштабные исторические события, главный герой – народ)
Какой исторический деятель был кумиром Пьера Безухова и Андрея Болконского в 1805 году? (Наполеон Бонапарте)
Какой приём художественной выразительности использован в названии романа? (антитеза)
Ведущий 1. Сообщение о биографии писателя нам расскажет______________
Студент. Лев Николаевич Толстой (слово о писателе) (Приложение 1)
Ведущий 2. Виртуальная экскурсии для гостей «Ясной Поляны». Подготовил экскурсию и является экскурсоводом _____________.
(просмотр виртуальной экскурсии)
Ведущий 1. Продолжаем викторину
Пьер ехал из Москвы в Петербург. Изобразите, как сидел Пьер на постоялом дворе, размышляя о жизни. (Ноги на столе)
Изобразите Анну Шерер в тот момент, когда она сообщала особенные мысли собеседнику? (Анна Шерер закатывала глаза)
Привычка князя Василия во время разговора. (Он тянул руку собеседника вниз)
Ведущий 2. О прототипах романа расскажет _______.
Студент. О прототипах героев романа "Война и мир"(Приложение 2)
Ведущий 1. ...Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?Н. Заболоцкий
Ведущий 2...И шепчет счастье нам:
Постой, я не за внешней красотой,
Я за душевной чистотой..."
О Наташе Ростовой нам расскажет _________________. (Приложение 3)
Просмотр фрагмента фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук, 1967г. – первый бал Наташи Ростовой)
Ведущий 1 Викторина «Самый внимательный читатель романа «Война и мир»
Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою несомненную и слишком сильную и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен Курагина)
Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому)
Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком сражении? (Андрей Болконский)
Что назвал Толстой “дубиной народной войны”. (партизанскую войну)
Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)
Кому принадлежат слова и как они характеризуют героя: “Шахматы расставлены, игра начинается завтра”. (Наполеону)
Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)
Кого назвал Толстой “неимущей, у которой всё отнимается” и “пустоцветом”. (Соня)
Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Где и когда понимает это князь Андрей? (Под небом Аустерлица)
Вспомните, А. Болконский был искренне убеждён, “…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Но вдруг случается что-то, что словно пробуждает его ото сна. Что? (природа, встречи с Пьером и Наташей)
Чтец 1. Наизусть отрывок о весеннем дубе и отрывок “Вечер в Отрадном”.
Представление главных героев романа «Война и мир»
(А. Болконский и П. Безухов)
Ведущий 2. А сейчас приглашаем главных героев нашей романа Л.Н. Толстого. Они попытаются войти в образы Безухова и Болконского. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе.
Студент (в образе А. Болконского). Я, сын князя Николая Андреевича Болконского.. я уставший молодой человек с надеждой на славу. Для этой цели я ушел на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова, но в одной из боев под Аустерлицем был ранен в голову. По приезде домой я застал роды своей жены Лизы. У меня родился сын Николенька, но Лиза скончалась. После длительной депрессии Болконский я влюбился в Наташу Ростову, предложил ей руку и сердце, но отец свадьба не состоялась.
Я разочаровался в Наташе. И стал служить еще усерднее. В войне 1812 года против Наполеона во время Бородинского сражения получил ранение в живот.
Студент (в образе Пьера Безухова). Меня зовут Пьер Безухов. Я незаконнорожденный сын одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что меня выслали из столицы. В Москве я тоже не нашел себя. После смерти отца я стал наследником титула и всего его состояния. Почему –то скоро женился на -красавице Элен, но брак был неудачен. Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, я вернулся в Москву, но, узнав о братстве масонов, решил найти в нем свой путь. Но спасение не было найдено, и я пытался улучшить жизнь народа, но и здесь разочарование. И только на войне я узнал о смысле человеческой жизни. В послевоенные годы я обрел счастье в лице Наташи Ростовой, я ее полюбил всем сердцем. Я обрел гармонию.
Инсценированные фрагмента из романа «Война и мир»
(беседа А. Болконского с П. Безуховым)
(Со слов «Никогда, никогда не женись, мой друг; до - Je suis un homme fini, [Я человек конченный] — сказал князь Андрей. — Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, — сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям)
Ведущий 1. Спасибо. Итак, перед нами герои Болконского и Безухова. Сейчас мы должны попытается оправдать поступки и действия Болконского и Пьера Безухова.
Ведущий 2. Но в начале нашего обсуждения давайте вспомним общие правила ведения дискуссии.
Правила ведения дискуссии.
- прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить;
- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;
- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;
- помни, что лучшим доказательством являются факты;
- выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников;
- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Ведущий 1. Обсудим действия героев по вопросам.
Вопросы для обсуждения по проблеме
«Духовная эволюция героев романа: А. Болконского, П. Безухова»
Почему Андрей разочаровался в своей жене? Что он ждет от жизни в начале романа?
Понимают ли, чувствуют ли друг друга отец и сын Болконские? Докажите свою точку зрения примерами.
Изменился ли Андрей после Аустерлицкого сражения? Почему?
Смерть жены – один из поворотных моментов жизни князя Андрея или нет. Почему?
Какое значение для князя Андрея имела встреча с Пьером на пароме?
Что подумал князь Андрей, глядя на старый дуб? К какому заключению он приходит? Как преобразился потом старый дуб? Какие лучшие минуты своей жизни выделяет князь Андрей? Почему он изменился? Чего теперь он хочет от жизни?
Какое решение принимает князь Андрей после подслушанного разговора Наташи и Сони?
Как отнёсся князь Андрей к поступку Наташи? Почему, как вы думаете, он не прощает Наташу?
Князь Андрей перед Бородинским сражением.
Докажите, что мысль князя о любви к женщине идёт по двум руслам. Чем отличаются эти два потока мыслей? В чём два потока сознания князя Андрея соединяются с общественным благом? Что теперь думает князь Андрей о царях, полководцах, священнослужителях? Что думает князь Андрей о Кутузове, о Барклае де Толли?
Что осознал князь Андрей в момент смерти?
Почему Пьер ведет разгульную жизнь, не слушает советов А. Болконского?
Почему Пьер женился на Элен?
Что привлекло Пьера в масонстве? Что было наиболее дорого Пьеру в масонском учении?
Как отнёсся князь Андрей к мыслям Пьера об улучшении жизни крестьян?
Почему после такого ужасного поступка Наташи к ней так благосклонен Пьер? Почему он переменил своё первоначальное мнение?
Пьер на Бородинском поле.
Каким чувством перед сражением охвачены все? Каково выражение лица Пьера в первые часы сражения? Какое впечатление производит на окружающих Пьер? Как отнеслись к нему солдаты? Как они его стали называть и почему?
К какому заключению в конце романа пришел Пьер?
(Идёт дискуссия).
Преподаватель: Проблема смысла жизни одна из проблем автора романа «Война и мир».
Что думает автор о смысле жизни человеческой? В чем она заключается?
(Идёт дискуссия).
Ведущий 1. Война и мир» - книга, которую нельзя перечитывать, её можно только заново читать. Читая, открывать заново князя Андрея, Наташу, купца Верещагина, Долохова... Останавливаться, чтобы поразмышлять... Подумать о жизни, о себе...
Ведущий 2 Чтение увлекательно. Чтение поучительно. Увлекательно, потому что мы открываем новое для себя. Поучительно потому, что каждая книга – настоящий учитель и друг, который помогает нам заглянуть в себя, узнать себя. Читая, мы получаем бесценный опыт. Книга – захватывающее путешествие: мы читаем, и перед нами мелькают картины. Некоторые произведения настолько интересны, что хочется открывать их снова и снова, читать и делать остановки, чтобы подумать.
Жюри подведение итоги по конкурса «Самый внимательный читатель», «Самый интересный оппонент», «Самый интересное выступление».
Просмотр красочного видео-ролика о романе «Война и мир»
Литература:
Толстой Л. Н. «Война и мир»: М.: Сов. Россия, 1991
Долинина Н. Г. «По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - Л.: Дет. Лит..1989.
Иллюстрация книги «Война и мир» http://img.ezop.ua/270/365/000/vojna-i-mir-v-chetyreh-tomah-tom-4.jpg
Приложение 1
Слово о писателе (Л.Н. Толстой)
Лев Николаевич Толстой (28 августа 1828 года – 7 ноября 1910 года), один из самых известных русских писателей, родоначальник нового религиозного направления, получившего название «толстовство», родился в Тульской губернии, в Крапивенском уезде, в селе Ясная поляна, являвшемся наследственным имением его матери.
Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя —7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения —толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.
Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_(%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C)" \o "Крейцерова соната (повесть)" Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?»
Казалось бы, сегодня жизнь и творчество Льва Толстого настолько хорошо изучены, что не имеют белых пятен и в его биографии не осталось интересных фактов, заслуживающих внимания. О его жизненном пути и бессмертных литературных творениях написаны сотни книг и научных монографий, сняты десятки документальных фильмов. Но практически все, кого по-настоящему занимает творчество этого писателя знают, что биография Толстого – одни лишь интересные факты. Он, например, отказался от авторского права, а потом и от Нобелевской премии в области литературы, был противником государственной политики того времени, откровенно презирал деньги.
Лев Николаевич стремился делать добро, в своей жизни он выступал на стороне крестьян. И это его внутреннее убеждение быть на стороне обделенных, находило отражение в поступках – Толстой просто перестал носить обувь и стал ходить босиком! Впрочем, позже появилась версия, что писатель делал это чтобы поддержать собственное здоровье.
Толстой неоднозначно относился к религии, за что был предан анафеме. Церковнослужители поставили его имя в один ряд с Мазепой, Гришкой Отрепьевым. Сам же великий писатель не особо заботился об таком соседстве и продолжал носить на груди вместо нательного крестика небольшой портретик французского просветителя Жан-Жака Руссо. Он выработал свое личное христианское учение – «Толстовство», которое нашло очень много сподвижников. Примечательно, что верил в это учение и знаменитый автор романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков.
Биография Льва Толстого по-прежнему исследуется и ученые время от времени выдают все новые и новые интересные факты, касающиеся жизни писателя. Например, стало известно, что Толстой был убежденным вегетарианцем. Что подвигло его отказаться от животной пищи? Близость к крестьянам, которые испытывали жизненные тяготы и недоедали? Возможно. Хотя в жизни Толстого есть интересный факт.
Говорят, что в достаточно зрелом возрасте Лев Николаевич стал проявлять интерес к Индии, ее культуре, традициям, ведической философии. Сыграло ли все это на его пищевые пристрастия неизвестно, но в год своей смерти (1910), классик не раз высказывал мысль, что лет через восемьдесят люди перестанут есть мясо животных, для них это будет столь же отвратительно, как заниматься людоедством.
Приложение 2
О прототипах романа «Война и мир»
(из книги В.Б. Шкловского "Лев Толстой)
Для того чтобы говорить о прототипах, надо понять, что писатель творчески подключается к общей работе поколений, находит выход, понимая то, что не до конца поняли другие, и поэтому иногда то, что мы считаем прототипом, может оказаться впереди художественного произведения. Иногда действительность как бы осуществляет то, что предугадал, как бы вычислил писатель. Действительность оказывается открытием того, что уже было вычислено, построено.
Лафарг в книге «Карл Маркс по личным воспоминаниям» приводит мнение Маркса о Бальзаке: «Бальзака он [К. Маркс] так высоко ставил, что думал написать о нем критическую статью, как только окончит свое сочинение о политической экономии. По мнению великого экономиста, Бальзак был не только бытописателем своего времени, но также творцом тех прообразов – типов, которые при Людовике Филиппе находились еще в зародышевом состоянии, а достигли развития уже впоследствии при Наполеоне III».
К. А. Тимирязев в статье «Развитие естествознания в 60-е годы» писал про Тургенева, создавшего тип Базарова: «Угадать еще в пятидесятых годах, в «молодом провинциальном враче» – одно из крупнейших течений русской мысли, вскоре на деле доказавших свою плодотворность, – такой прозорливости не обнаружил ни один русский писатель». В примечании К. Тимирязев прибавляет: «...он угадал будущих Боткина, Сеченова и вообще все могучее движение русской науки». Писатель отражает действительность и стремится изобразить ее точно. Он вводит в произведение свою биографию, свой опыт, открывает мир вокруг себя, но строит мир своего искусства по-новому, освобождая его от случайности.
Дело идет о самых основах творчества, а также об основах ошибок в отношении к писателю. Лев Николаевич Толстой сидел в яснополянском кабинете, отрезанный как будто от всего мира, он писал роман, который получил потом название «Война и мир».
Еще не было названия, не было жанра, потому что произведение не было романом и не стало романом – это война и мир, мир, созданный Толстым. Софья Андреевна хотела, чтобы Лев Николаевич писал про нее или по крайней мере про ее близких. Близкие собирались сесть в экипаж, поданный к их крыльцу, всем семейством сесть, всем, даже с отвергнутым женихом – М. Поливановым.
С. А. Толстая сообщает сестрам 11 ноября 1862 года: «Девы, скажу вам по секрету, прошу не говорить: Левочка может быть нас опишет, когда ему будет 50 лет».
Приведу бытовую картину из многословной и отнюдь не обладающей скромностью, но занятно писавшей Т. А. Кузминской. Т. А. Кузминская описывает в письме к Поливанову, как Л. Н. Толстой в конце 1864 года читал свой роман в семейном кругу: «Про семью Ростовых говорили, что это живые люди, а мне-то как они близки! Борис напоминает вас наружностью и манерой быть. Вера – ведь это настоящая Лиза. Ее степенность и отношение к нам верно, т. е. скорее к Соне, а не ко мне. Графиня Ростова – так напоминает мама́, особенно как она со мной. Когда читали про Наташу, Варенька (Перфильева) хитро подмигивала мне, но, кажется, этого никто не заметил. Но вот будете смеяться: моя кукла большая, Мими, попала в роман. Помните, как мы вас венчали с ней, и я настаивала, чтобы вы поцеловали ее, а вы не хотели и повесили ее на дверь, а я пожаловалась мама́? Да, многое, многое найдете в романе. Пьер понравился меньше всех. А мне больше всех. Я люблю таких. Маленькую княгиню хвалили дамы, но не нашли, с кого писал ее Левочка... На дамской половине стола, когда Левочка описал и многих называли, и Варенька вдруг громко сказала: «Мама́, а ведь Мария Дмитриевна Ахросимова – это вы, она вас так напоминает». – «Не знаю, не знаю, Варенька, меня не стоит описывать», – говорила Настасья Сергеевна».
Рассказывают, что Лев Львович, написавши первую свою книгу, с трепетом дал ее отцу прочесть вечером. Утром вышел Толстой, положил на стол книжку, начал завтракать Сын, трепеща, спросил: «Ну, как?» – «Очень хорошо, – сказал Лев Николаевич, – хорошо. Вы, Берсы, все очень талантливы». (Берс – это фамилия Софьи Андреевны и Татьяны Андреевны. Софья Андреевна тоже сама писала, и не только мемуары, и была талантлива.) Берсы и ищут прототипов.
Но этот семейный лепет не убеждает меня. Меня не убеждает даже то, что Лев Тихомиров в своих воспоминаниях говорит, что, когда у тульского помещика Коптева читали «Войну и мир» Толстого, старая нянюшка Коптевых узнавала в героях романа семейных знакомых и сама говорила: «Вот это такой-то, этот – такой-то».
Не верю: Тихомирову не верю, няньке не верю. Возьмем вопрос о Наташе Ростовой. Нам говорят, что Кузминская Татьяна – прототип Наташи. Прежде всего это нам ничего не дает: мы с Кузминской не знакомы, а если бы были знакомы, то не могли бы ее так понять, как, говорят, понял ее Толстой. Указания на заимствования и указания на прототипы, по существу, противоречивы.
Оказывается, что Наташа Ростова заимствована из английского романа и, одновременно, что она списана с сестры жены.
Тут нет элементов логики.
Кроме того, у Толстого был другой ход в работе. В набросках романа «Декабристы» он описал возвращение старого декабриста Петра с женой его Натальей. Декабрист очень изменился, это добродушный, слабый, пьющий и слегка тщеславный старик. Но это Пьер и жена его – Наташа.
Декабрист вернулся в эпоху после Крымской кампании в Москву. Завтра он увидит новых людей, сегодня с сыном он едет в баню. Он возвращается домой, и жена (Наталья), как и всегда, говорит ему привычные слова, что он такой чистый, что «даже светится».
Роман о декабристе не был кончен, не был напечатан, но сцена осталась.
В «Войне и мире» Наташа Ростова, увидав Пьера после его плена, говорит Мари: «– Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; ты понимаешь? морально из бани... И сюртучок коротенький и стриженые волосы; точно, ну, точно из бани... папа бывало». Совпадение не случайно.
Содержание сцены большого ненаписанного романа превратилось в написанную сцену нового романа. Сохранилась фраза о бане, причем она в «Войне и мире» стала метафорической, но, возможно, возникла из воспоминания о примиренном, постаревшем декабристе.
Л. Н. Толстой шел к Наташе от образа жены декабриста, поехавшей за мужем в Сибирь и там узнавшей иную жизнь.
Все эти черты могут быть сведены к сложному вопросу отношения Л. Толстого к народу.
Пьер и Наташа до того, когда мы их видим молодыми, не знающими, что они полюбят друг друга, уже существовали в сознании Толстого старыми, вернувшимися из Сибири.
Представить себе, что Толстой взял прототипом молодую девушку и начал ее описание в старости, невозможно. Между тем мы видим, в самой первой сцене есть уже куски, использованные потом в «Войне и мире».
Указания Т. Кузминской противоречивы. С одной стороны, она говорит про случаи из своей биографии, похожие на историю героини романа Толстого, с другой – в той же книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» – Т. Кузминская указывает на роман мистрис Браддон – «Аврора Флотт».
Лев Николаевич говорил: «Таня, а ты узнаешь себя в этом романе?» – «В «Авроре»? – ну да, конечно. Я не хочу быть такой».
Т. Кузминская сама романа Браддон не читала, но в романе, который вышел в русском переводе в Санкт-Петербурге в 1870 году, говорят, действительно можно было найти прототип Наташи. Все эти сопоставления, повторяю, можно продолжать бесконечно, но это ненужная и вредная игра, ничего не имеющая общего с истиной.
3 мая 1865 года Лев Николаевич ответил письмом Луизе Ивановне Волконской, урожденной Трусзон, жене А. А. Волконского. Луиза Ивановна для Льва Николаевича – человек не посторонний, у нее бывал он в молодости, после посещения ее дома писал «Историю вчерашнего дня».
В той истории тоже нет прототипа, потому что она вся основана на монологе автора.
Вот что пишет старой знакомой родственнице Лев Николаевич: «Очень рад, любезная княгиня, тому случаю, который заставил Вас вспомнить обо мне, и в доказательство того спешу сделать для Вас невозможное, т. е. ответить на Ваш вопрос. Андрей Болконский – никто, как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров. Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить... Я постараюсь сказать, кто такой мой Андрей. В Аустерлицком сражении, которое будет описано, но с которого я начал роман, мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти. Так вот Вам, любезная княгиня, совершенно правдивое, хотя от этого самого и неясное, объяснение того, кто такой Болконский».
Так говорит зрелый и способный уже к анализу процесса творчества Толстой.
Итак, Толстой отрицает прототип.
Тем не менее Софья Андреевна Толстая, истинная служительница теории прототипов, на обороте портрета Луизы Ивановны написала, что она прототип Лизы Болконской, жены героя романа Андрея Болконского.Ход мысли Софьи Андреевны очень понятен. Андрей Болконский – это Волконский, а Луиза Волконская, несомненно, его жена: инициалы совпадают. Нам надо выбирать, кому верить: Льву Николаевичу или Софье Андреевне?
Я верю Льву.
Б. М. Эйхенбаум во 2-м томе своего исследования «Лев Толстой» утверждал, что «Война и мир» родилась из мемуарной литературы. Это домашняя литература, поэтому он скреплял своей подписью мнение Поливанова, Татьяны Кузминской, Софьи Андреевны.
Я не соглашаюсь с Борисом Михайловичем и не соглашался и раньше; я думаю, что Лев Николаевич залез в комнату под сводами и запер дверь в нее, спасаясь от прототипов.
Кроме того, даже такое мемуарное произведение, как «Детские годы Багрова-внука», любимое Толстым, не только выражает заинтересованность времени в мемуарах, но и родилось в результате уже существующего семейного романа. И за «Исповедью» Руссо стоит опыт английского романа. Для того чтобы познать свое сердце, надо немножко знать анатомию. Сейчас уже принято думать, что озлобленный и гордый неудачник генерал Волконский, строитель старого дома, не может быть прототипом старого князя: у него было другое общественное положение, другая биография.
Фельдмаршал Каменский, которого выдвинул в качестве прототипа Б М. Эйхенбаум, тоже не годится: Каменский происходил из нечиновных дворян – это самолюбивый военачальник, теоретик, соперник Наполеона, который удивлялся на него, встретившись с ним на позиции, подготовленной Каменским.
Что касается Кутузова, то, конечно, Кутузов существовал так же, как и Наполеон, но, анализируя Кутузова и Наполеона в романе, мы всегда должны думать о Толстом, о его мировоззрении и о роли его героев в его романе.
По мнению Софьи Андреевны, живая Луиза Ивановна могла быть вдовою героя романа, Андрея Болконского.
Если мы видим Наполеона и Кутузова рядом с Наташей Ростовой, рядом со всеми Ростовыми и Курагиными, то мы должны рассматривать их всех в системе анализа писателя; исторические герои уравнены с героями вымышленными.
Приложение 3
Образ Наташи Ростовой
Читая "Войну и мир", мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках характеристиках, и в авторской интонации. В статье о Л. Н. Толстом Н. Г. Чернышевский отмечал характерную черту тогда еще молодого писателя — "чистоту нравственного чувства". Люди, события частной и исторической жизни оцениваются на основе нравственного критерия — критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман "Война и мир" больше всего поразил меня обилием персонажей. Но, что удивительно, при этом все герои Толстого — живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаешь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или презираешь. Самым обаятельным женским типом в романе мне показался образ Наташи Ростовой, может быть, потому, что многие мысли, настроения, поступки этой девушки близки моим, хотя нас разделяют время и условия жизни. В представлении Толстого высшее призвание и назначение женщины — это материнство. В его романе-эпопее "Война и мир" идеалом женственности становится Наташа Ростова. Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой; "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка". Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, ханжества, притворства. Непосредственная, полная жизненных сил, тонко чувствующая красоту, добро и правду, она сразу же привлекает наше внимание. В доме, где она росла, царила обстановка непринужденности, раскованности между родителями и детьми, чувство любви и привязанности друг к другу. С самой первой встречи нам бросается в глаза ее детская наивность, простота, чрезвычайная чувствительность — все то, чем Наташа так отличается от окружающих, что привлекло к ней Денисова, Болконского, Курагина, Пьера. Вспомним эпизод, в котором перед нами, как на ладони, раскрывается душевное богатство Наташи, поэтичность ее натуры: "Соня! Соня! — послышался опять первый голос.
—...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!" Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее имеется "свой ключик": "В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко". Вспомним ее волнение перед своим первым балом, ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям. На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние, — и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге: "Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею... Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой". Я думаю, может быть, именно в этот раз зародилось в Наташе чувство глубокой благодарности к Пьеру, перешедшее в любовь? Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное ощущение счастья, умение жить каждый миг полноценно. Знакомство Ростовой и Болконского сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей часто бывает в семье Наташи и вскоре просит ее руки. Но молодых людей ждало испытание: старый Болконский потребовал отложить свадьбу на год. Девушку сильно взволновало это известие. Она была еще так молода и не умела владеть своими чувствами! К тому же князь Андрей уезжает за границу, и долгое ожидание становится для Наташи мучительным, даже в какой-то степени невыносимым. "Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне", — как заклинание звучат ее слова. Да, в отличие от Сони, Наташ и на душа постоянно развивается, обогащается, переполняется чувствами. Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: "Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию"). Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие к народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась перёдать ему то страстно-поэтическое ощущение", которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): "Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать", — говорила она, краснея и волнуясь. Крепка духовная связь Наташи с народом: она в восторге от песен дядюшки, который "пел так, как поет народ", она с удовольствием пляшет. "Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала... Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она приемы... Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке". Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подводы отдают им и потом искренне радуется их спасению. Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен. Князь Андрей взваливает на плечи этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать целый год, он забывает, что она очень молода и неопытна. Поэтому в ее увлечении Курагиным нельзя винить только одну Наташу. Она мучается, боится сама себя и не понимаетсвоих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи с умирающим Болконским, Толстой показывает силу ее любви: "Глаза эти, налитые счастливы- ми слезами, робко, сострадательно и рад ост но любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны". Смерть Андрея Болконского поразила Наташу до глубины души. Мы уже не слышим ее восторженного голоса, не видим смеющуюся, полную радости жизни девушку, не ощущаем неиссякаемой энергии. Но, как это ни странно, для любви Наташу возродила гибель брата Пети. Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы о матери, которая тяжело переживает смерть сына, показали Наташе, что сущность ее жизни в любви: "Проснулась любовь, и проснулась жизнь". Может быть, этим и трогает нас героиня, не оставляет равнодушными, что вся она создана для любви, ее натура излучает любовь, как огонь — тепло. В эпилоге романа автор повествует о замужестве Ростовой. Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье: "Она принимала участие в каждой минуте жизни мужа". Она носила, рожала, кормила сама и воспитывала трех дочерей и сына. Идеал девушки превращается в образец жены и матери. Смыслом ее жизни стала любовь к мужу и детям. И хотя она "пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу", она по-прежнему красива, как заботливая мать и любящая жена. Образ Наташи Ростовой — один из самых обаятельных образов в русской литературе. В нем автор показал русскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь и самопожертвование. В наше время встретить Наташу Ростову очень трудно, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщина — это прежде всего мать, жена, хранительница семейного очага.