Статья о работе с учеником-инвалидом (из личного опыта, начальная школа)


Особенности организации обучения детей инвалидов на дому.
Альметова Ирина Ивановна учитель начальных классов первой категории МБОУ «СШ № 19» г. Нижневартовска
Содержание:
Проблема.
Цели и задачи.
Формы работы с детьми – инвалидами.
а) приёмы и методы из личного опыта работы с обучающимся- инвалидом.
4. Достигнутые результаты.
5. Перспективы.
6. Литература.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их социализации.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
Цели и задачи.
Цели:
- создание специальных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов, позволяющих обеспечить успешное овладение обучающимся основной образовательной программой начального общего образования;
- развитие обучающегося в условиях домашнего обучения.
Задачи:
1.Обеспечить выполнение требований Стандарта.
2.Способствовать личностному развитию и укреплению здоровья.
3.Добиваться достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
4.Предоставлять обучающемуся возможности для эффективной самостоятельной работы.
5.Использовать активные методы и приемы обучения.
6.Научить владеть диалогической формой коммуникации, использовать, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
7.Организовать участие обучающегося в дистанционных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и др.
8.Способствовать общению с одноклассниками.
9.Своевременно проводить коррекционную работу.
10.Оказывать помощь родителям.
ФГОС предусматривает развитие УУД. Какими же средствами можно создать образовательное пространство, которое позволит обеспечить развитие УУД у ребенка-инвалида, обучающегося на дому?
Домашнее обучение (обучение на дому) – это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются участниками образовательного процесса школы.
Формы работы с детьми – инвалидами на дому.
Учитель строит свою работу с использованием следующих форм, приёмов и методов обучения:
Форма: индивидуальная, дистанционная.
Активные методы и приёмы обучения:• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);• репродуктивный;• частично поисковый (эвристический);• проблемное изложение;• исследовательский; дистанционные технологии.
Активные методы и приёмы способствуют активизации мышления; обучающийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; самостоятельности в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированности к обучению.
На протяжении трёх лет я обучаю ребёнка-инвалида на дому – в 2014 году поступил в первый класс, сейчас он успешно обучается в третьем классе. С первых дней обучения я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики рук, спастики рук (спастика представляет собой нарушение нервно-мышечной деятельности, для которого характерен повышенный рефлекс тонического натяжения с избыточными конвульсиями связок (интенсивные клонические судороги), возникающие из-за возбуждения рефлекса растяжения). Усложнялась работа тем, что ребёнок – левша. Обучающийся не мог держать ни карандаш, ни ручку, не говоря уже о том, чтобы выполнять задания по начертанию (штриховке, закрашиванию, обведению по образцу). Поэтому первоочередной задачей стояло научить обучающегося пользоваться школьными принадлежностями: ручкой, карандашом и линейкой. В свою работу, помимо физкультурных пауз, необходимо было включить упражнения позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений и игр, которые я применяю и по сегодняшний день.
Разрывание бумаги.В руки ребёнку даётся лист бумаги, который он ощущает и разрывает на разные по величине кусочки.
Перелистывание страниц.Перелистывание страниц каких-нибудь книг или журналов разных по размеру и фактуре листов.
Бусы.Перебирание пальцами бусинок разных размеров.
Вкладыши-мисочки.Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.
Крупы.В миску с любой крупой опускаем руки. Обучающийся трогает крупу рукой или просыпает её сквозь пальцы. Это упражнение хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
Баночки с крупами.В баночки с разной крупой даём ребенку по очереди опускать руки. Так он может прощупать разные крупинки и брать их пальцами. Можно усложнить задачу. На глазах обучающегося закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
Завинчивание крышек.Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков разных по форме и размеров развивает ловкость пальцев.
Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, шнурование шнурков, чтобы получился орнамент.
Лепка.Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто.
Рисование и раскрашивание.Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. В моём случае рисование начинали пальцами. Работа в различных тренажёрах с пунктирным контуром начертания букв и цифр.
1 класс 2 класс

3 класс

Собирание мозаик и паззлов.Начинали собирать с крупных размеров фигур и постепенно размер их уменьшали.
Массаж.
Массаж ладошек.
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики.
Возьмите ладошку и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
 
Помассируйте подушечки пальцев, производя лёгкие нажатия на них.
  

Помассируйте ладони круговыми движениями указательного пальца.
 
 Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
 
Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).
2. Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
7. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Овладев всеми видами массажа, обучающийся в данный момент выполняет их самостоятельно.

 
Эффективность упражнений и игр дали свои результаты. Если в первом классе при обучении начертания букв по письму и изучении цифр и чисел по математике преобладала парная работа совместно с учителем (я вкладывала в свою руку руку обучающегося и все движения выполнялись под моим контролем), то во втором классе такая работа проводилась только при начертании букв со сложными элементами (например, заглавные буквы Н или К). В третьем классе обучающийся самостоятельно выполняет всю работу и наращивает темп.
1 класс

2 класс

3 класс

Перспективы.
Несмотря на достигнутые результаты, передо мной и обучающимся стоит задача продолжать совершенствовать навыки письма, научить обучающего, уверенно, пользоваться линейкой и карандашом. В дальнейшем планируем освоить работу с ножницами, самым сложным инструментом, приёму вырезания по образцу.
Литература.
http://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakovahttp://azbyka.ru/deti/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej