Разработка интегрированного урока русского языка и математики в 5 классе 
                                                                                                 Учиться  надо  весело,
                                                                                                 Учиться  будем  весело,
                                                                                                 Чтоб хорошо  учиться.
                                                                 Ход урока.
    1  Вступительное слово учителя.                                                                                  Немного  истории. Как люди научились считать? Сколько  тебе  лет? Сколько   цифры и числа. Первобытным  людям  не у кого было  учиться, поэтому  обучение  шло  очень  медленно,  и  определяли    они  предметы  как «один»  и ли  «много». Затем  они  стали  показывать  числа  на  пальцах, так  как  названий  цифр  тогда  ещё  не  было.  Позже  появились  цифры.                            Ребята, а  какую цифру  вы  любите  больше  всего?    Но  как  можно  любить  или  не  любить  какую-нибудь  цифру  или  число?  Для  некоторых  есть  числа  хорошие и плохие, например,  число  7-хорошее, а 13- несчастливое.  Впервые  мистическое  отношение  к числам  возникло  несколько  тысяч  лет  назад.   Особым  почитанием  окружены  были  числа  в Древней  Греции.  Философ и математик  Пифагор  утверждал, что  « числа правят  миром».  Он  верил  в  магию  чисел  и  считал,  что  за  каждым  предметом  стоит  какое-то  число,  которое  несёт  с  собой  добро  и зло,  счастье  и несчастье.  Надо  только  узнать,  какие  числа  добрые, а какие  злые.                                                 Давайте  послушаем, что  обозначает  каждое  число.  
      2.  Магия  чисел ( сообщения-исследования  учащихся)  
 0 – очень  важная  персона. Называют  нулем  и  обозначают  им  ничего.  Прибавьте  нуль  к пяти – получится пять. Ведь  мы  ничего  к числу  не  прибавили.  Что  о нём  говорить, нуль - пустышка. Недаром  никчемного  человека  называют «нуль  без  палочки».
1 – начало  всех  начал,  героиня  и прима  всякого  счёта.  Та  самая, о которой  говорится  «мал  да  удал».  Без  единицы  не  состоялось  бы  самое  простое  исчисление.
2 – древние греки  утверждали, что  это  символ  любви ,  непостоянства и равновесия. Число 2 – это  мягкость  и  тактичность, стремление  сгладить  острые  углы. Оно  находится  между  добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
3 – в далёкие  времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух, и только через много, много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда  считали «один», «два», «много», то после  двух  было «всё». Число  тир  для  многих  народов  было  пределом  счёта, символом  полноты, счастливым  числом. Число 3  стало  излюбленным  числом  в  мифах  сказках.
4 – символ  устойчивости и прочности, она  представлена  квадратом, четыре  стороны  которого  означают   четыре  стороны  света, четыре  времени  года, четыре  стихии – огонь, землю, воздух  и воду.
5 – символ риска, энергичности и прочности.  Самое  счастливое из всех чисел, как считал Пифагор. Это  число  крупных  учёных, выдающихся философов.
6- удивительное число. Обладает  замечательным  свойством. Шестёрка  делится на один, два, три. Если перемножить  эти числа, получится  шесть.
7 – священное число.  Его считали  магическим. Возможно , это  объяснялось тем, что человек воспринимает  мир  через семь отверстий в голове. Это волшебное  число  широко  использовали  в сказках и мифах  древнего мира. Семь чедес света. Число 7 символизирует  тайну. Люди с числом имени 7 нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Но для этого они должны много и упорно трудиться.
8 – вополщение  надёжности, символ  двойного квадрата. Разделённое  пополам, оно имеет  равные  части. Если его ещё разделить, то части тоже будут равными.
9 – символ материального успеха. У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Оно было олицетворением полноты и достатка.
3.Беседа. 
Учитель:
-Ребята, объясните лексическое  значение слов «число» и «цифра». А что скажете о грамматическом значении?
 Цифра – знак, обозначающий число (арабские,римские цифры)
Число – величина, при помощи которой производится счёт, день календарного месяца, категории имени и глагола. Какое из этих слов многозначное? Вы видите,как тесно переплетается грамматика с математикой. Потому тема урока «Без букв и грамматики не выучишься математике».
4. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
А) Блиц-турнир.
-Назовите наименьшее натуральное число.
-Как число 1 можно записать тремя различными числами,соединив их знаком действий.
- Что легче: 1 кг ваты или 2 кг железа?
-Отгадайте загадки: Вид её как запятая,
                                      Хвост крючком, и не секрет:
                                      Любит всех она  лентяев,
                                      А  лентяи – её нет.
- У трех братьев по одной сестре. Сколко всего детей в семье?
 Подумайте.
- Назовите лишнее слово. Докажите. 
Единица ,число, численность, числительное, числиться.
-Морфемный состав  какого слова соответствует схеме: корень,суффикс, окончание.
 -Отгадайте:
Дал списать я на контрольнойВсе задачки Колечке,
И  теперь у нас в тетрадках
У обоих … 
-Определите часть речи: двойка, удвоить, двойной, вдвое, два,двоечка.
 -Проведите синтаксический разбор предложения: «Без букв и грамматики не выучишься математике»
Определяются  три победителя, кототые участвуют в агоне.
Б) Вопрсы агона.
1) зелёная дорожка. Какие три числа,если их сложить или перемножить, дают один  и тот же результат?
2)жёлтая дорожка. Как сделать число 10 из двух спичек?
3)красная дорожка. Как и откуда появилось слово «неделя»7
4)зелёная дорожка. Повернёшь меня вниз головой, стану цифрой я другой. Какая цифра может так  сказать о себе?
5)жёлтая дорожка.  Я  стою на трех ногах
                                      Ноги в чёрных сапогах.
                                      Зубы белые, педаль
                                      Как зовут меня? (рояль)
6) красная дорожка. Что означает слово «понедельник»?
7)зелёная дорожка. Ребус: с3ж.     Назовите морфологические признаки данного слова.
8)жёлтая дорожка. Ребус: 3котаж.  Объсните правописание данного слова.
9)красная дорожка. Ребус: 7я.  Сколько букв и звуков в отгаданном слове?
 Подведение итогов, выявление победителей среди агонистов и зрителей.
 Тестирование(4 варианта)
 Подведение итогов. Определение настроения детей с помощью карточек с изображением  мимики лица.
ногиах