Что такое физкультура культура и спорт?
Стельмахович И.М.,
учитель физической культуры МБОУ СШ № 2
г. Димитровграда Ульяновской области
Что такое физкультура культура и спорт?
Под термином «физическая культура» скрывается множество самых разных оздоровительных систем, подходов, взгляд на здоровье и здоровый образ жизни.
Под физической культурой понимается – формирование знаний, навыков и привычек, которые влияют на развитие всесторонней гармонически развитой личности необходимой для данного общества.
В школе закладываются основы физической культуры подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания:
уроками физической культуры, внеклассной работы, внешкольными занятиями, массовой оздоровительной работой, т.е. целым комплексом мероприятий.
Спорт – это углублённое изучение определённого раздела для достижения результатов.
Существует огромное количество различных видов спорта: баскетбол, волейбол, регби, футбол, хоккей, гандбол, лёгкая атлетика, лыжи, ралли, конный вид спорта, водное поло, амреслинг, бодибилдинг, плавание и.д.
Основная форма занятий – уроки физической культуры, цель которых - дать детям знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями; способность развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости и других физических качеств; содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, а также повышению физической и умственной работоспособности; прививать интерес и вырабатывать привычку к регулярным самостоятельным занятиям различными видами физических - урок -совершенствованию личности каждого человека.
Почему урок физической культуры является любимым?
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.
Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.
Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физически упражнений.
Другими словами, и познавательная и двигательная активность, прежде всего, характеризуется психической активностью школьника.
Исходя из этого двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:
биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;
социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.
Интерес-это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания, интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определённых качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса),действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков так же отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движения, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.
Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности.
Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.
Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на кого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.
Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Активность учащихся на уроке зависит от многих факторов: создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность на уроке.
Здорового ребёнка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам стремится к движению. Не следует принуждать ребёнка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Чтобы было интересно на уроке наши учителя, стараются обучать детей в среднем звене при помощи игры – следовательно, дети постоянно находятся в прекрасном настроении. Т.е обучают – играя. Для ребят 4 - 9 класса большую роль играет правильное оценивание, прекрасно, если учитель ободряет ученика похвалой, удивляясь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет. Пробудить у ребят интерес к занятиям физической культурой поможет также демонстрация его умений перед своими сверстниками. Так постепенно у ребят развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если у ребят нет желания заниматься, проанализировать необходимо причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия, Некоторые полные ребята не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Этим детям необходимо разъяснять, что нужно проводить лечение при помощи диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отстали в физическом развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети). Эти все аспекты мы наблюдали на уроках у наших учителей.
IV.Список литературы:
1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения вопросы технологии» (Педагогика № 5 1998 стр. 12-16)
2. Волков И.П. «Учим творчеству». М., Педагогика, 1982г.
3. Голмидова С.Е. «Физкультура 6,7,9-11 класс Часть 1 «Поурочное
планирование» Волгоград, 2003 г.
4. Кларин М.В. «Педагогическая технология в учебном процессе» (Анализ зарубежного опыта) М., 1989г.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений» М., издательский центр «Академия» 2000г.
6. Янсон Ю.А., «Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект» Книга для педагога Ростов Н-Д «Феникс» 2004г.
7. Биркина Е.Н. «Энциклопедия спорта» РИПОЛ КЛАССИК, 2002г