Разработка родительского собрания Взаимоотношения в семье


Родительское собрание Тема: «Отношения с детьми » Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку. Задачи: 1. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка. 2. Вывести формулу успешности выполнения роли родителей. 3. Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви. Участники: родители учащихся 4 класса. Предварительная подготовка. • Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей. • Памятка – конспект собрания, который вручите в конце каждому родителю. • Листы ватмана с нарисованным солнышком, маркеры. 
«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю». С. Соловейчик « Ребенок - это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя» I. Добрый вечер. У нашего собрания необычная тема. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим, и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви. А сейчас теснее встанем все вместе в круг.
Участникам раздаются карточки с названиями животных, необходимо найти пару не издавая звуков и не разговаривая.
Для снятия напряжения и усталости.
Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Я предлагаю такие: 1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным. 2. У нас нет зрителей, работают все. 3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем. 4. Доверьтесь нам как друзьям. Принимаем правила? Давайте работать. II. Актуализация темы. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал “Воспитание школьников”. [2] Поставьте в строчку, через запятую, числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. (Записать на доске). Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты. 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? 6. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? 8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 11. А телевизионные передачи? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? Считаем количество набранных баллов. Готовы получить оценку? Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов. От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. III. Анализ родительских ошибок. Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг. Для дальнейшей работы нам необходимо разделится на группы. Предлагаю назвать по очереди времена года: зима, весна, лето, осень. Сядьте по группам. 1. Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты. 2. Объединитесь в группу, обсудите и выберете 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые головы, сейчас представит вашу работу для всех. У вас 10 минут. По истечении времени кто-то из группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются общие ошибки. Давайте выберем общие ошибки, которые присущи родителям. (Выписать эти ошибки на доске).
Работа с текстами.
1-я группа – текст «Ремень по наследству» и вопросы : «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»2 я группа- текст «Обнять, прижать, потормошить…» и вопросы: Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?В течение 10 минут каждая микрогруппа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на листе.
Ну, а сейчас я хочу провести с вами небольшую тест- игру, под названием «Какой вы родитель?». Предлагаю вам выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми. (3 минуты). 1. Сколько раз тебе повторять!2. Посоветуй мне, пожалуйста3. Не знаю, чтобы я без тебя делала!4. И в кого ты такой уродился?5. Какие у тебя замечательные друзья!6. Ну, на кого ты похожа!7. Я в твое время!8. Ты моя и помощница(к).9. Ну, что за друзья у тебя!10. О чем ты только думаешь!11. Какая ты у меня умница!12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?13. У всех дети как дети, а ты?14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!И так после сделанного вами выбора я называю вам балл оценки данных фраз: 1-2, 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 6-2, 7-2, 8-1, 9-2, 10-2, 11-1, 12-1, 13-2, 14-1.Посчитайте свои баллы.7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;9-10 баллов – вы не последовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;11-12 баллов- вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.Мне кажется в результате этой тест- игры каждый из вас сделает для себя определенные выводы и будет стремиться сделать свою семью всегда счастливой. Стройте свои отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.Не скупитесь на ласку, внимание и сочувствие.Не применяйте к детям физических мер воздействия.IV. Анализ форм проявления любви к ребенку. Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учится на чужих ошибках, не правда ли? Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха. Я предлагаю вам вновь собраться в группы за столами и выполнить упражнение. Оно называется “В лучах родительского солнца”. 1. Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя. Теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” Например, вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты! 2. Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и нарисуйте такое солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши достоинства. 3. Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она выписывает 5 качеств, следующая продолжает, выписывая другие 5, и так, пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Чур, не повторяться! Давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. V. Подведение итогов работы. Рефлексия. Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”. У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышлений в памятке – конспекте нашего разговора. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения: “Из сегодняшнего разговора я поняла…… Мне не понравилось…… Хотелось бы продолжить разговор на тему…..” Большое спасибо за работу. 
Текст для коллективного обсуждения.«Ремень по наследству»Эта история трех поколений. Мать жестоко избивала свою дочь. Дочь, когда выросла, пальцем не тронула своего ребенка. Казалось бы, все хорошо, но…Очень много писем о жестокости родителей, о том, что жестокость порождает жестокость, я с этим согласна, но считаю, что надо добраться до первопричин.Хочу поделиться случаями из своего детства. Когда началась война, я уже была без отца, разошлись отец с матерью, мне было три года… Неудачи в личной жизни, война, лишения- все это сказалось на состоянии матери, вызывало у нее раздражение даже против единственной маленькой дочери…Первый случай побоев я помню, когда мне исполнилось 4 года. Недосмотрела воспитательница детского сада, заговорилась с подружкой, а с меня сняли красивое плюшевое пальто в тот момент, когда мы гуляли в саду. Велико было горе матери, когда в субботу она пришла брать меня домой, а я без пальто зимой, в военные годы, когда ничего нельзя было купить, достать, когда детское пальто стоило очень дорого. Всю дорогу она шла домой и била меня, раза два ее останавливали работники милиции, грозились отнять ребенка. Пришли домой, она меня не пустила, так я уснула у порога дома, как щенок.Помню далее, била меня уже в школьные годы за все: за то, что не вымыла посуду к ее приходу, за то, что не подмела пол. Била особенно жестоко, каждый раз выдумывая новые приемы, то мокрым полотенцем, то проволокой, то ставила коленками на горох.Конец всем эти избиениям все же пришел, когда мне исполнилось 16 лет, я не вытерпела, считала себя уже не девочкой, а самостоятельной девушкой, скрутила ей руки и повалила на кровать. Это был взрыв, она остолбенела, ничего не понимая, что случилось.После этого не тронула меня ни разу, мы с ней стали как подруги, дружили всю ее жизнь до последнего ее дня. Я свою дочку вырастила, ни разу не тронув ее.Сейчас я работаю преподавателем, работаю с трудными детьми и часто выступаю на родительских собраниях, убеждаю родителей, что бить детей – это не педагогический прием, он не принесет положительных результатов в воспитании.
Вопросы: Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?
Текст для коллективного обсуждения«Обнять, прижать, потормошить…»Разговорилась однажды с одним уже немолодым человеком. Он вспоминал свое детство.- Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, а мать целый день была на работе. Пятеро сыновей остались на руках одной матери. Приходила мама поздно, усталая, но такая мягкая, нежная, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и повторяла: «Головушки у детушки пахнут солнышком».Наверное , у этой матери, которую спустя десятилетия помнят, преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и эта одна уже не мелочь.Однажды я случайно услышала, как одна старушка рассказывала другой: «По телевизору говорили, что если не гладить ребят по головке, то сухотка спинного мозга наступит». Я не знаю, что такое сухотка спинного мозга, думаю, что ничего со спинным мозгом все- таки не произойдет. Нечто увиденное или услышанное задело старую женщину именно потому, что совпало с воспринятым из народной мудрости. И пусть смешна подобная народно- наукообразная интерпретация, но в ней для всех нас, родителей, предупреждение: не лишать наших детей, растущих в семье, главного преимущества семьи. Учитель в первую очередь обращается к мысли ребенка, а мы, родители, - к душе. Учитель спросит ученика: «Что ты понял из прочитанного?» А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу и ни о чем не надо будет говорить. И, может, воспоминания об этом горько- сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до седин.Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы оставаться с ними на всю жизнь.Вопросы: Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?
кошка кошка
лиса лиса
медведь медведь
слон слон
обезьянка обезьянка
зайчик зайчик
щенок щенок
бегемот бегемот
ёжик ёжик
лошадь лошадь
Из сегодняшнего разговора я понял(а)____________________________________________
____________________________________________________________________________Мне не понравилось___________________________________________________________
____________________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему________________________________________
____________________________________________________________________________
Из сегодняшнего разговора я понял(а)____________________________________________
____________________________________________________________________________Мне не понравилось___________________________________________________________
____________________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему________________________________________
____________________________________________________________________________
Из сегодняшнего разговора я понял(а)____________________________________________
____________________________________________________________________________Мне не понравилось___________________________________________________________
____________________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему________________________________________
____________________________________________________________________________
Из сегодняшнего разговора я понял(а)____________________________________________
____________________________________________________________________________Мне не понравилось___________________________________________________________
____________________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему________________________________________
____________________________________________________________________________
Из сегодняшнего разговора я понял(а)____________________________________________
____________________________________________________________________________Мне не понравилось___________________________________________________________
____________________________________________________________________________Хотелось бы продолжить разговор на тему________________________________________
____________________________________________________________________________