Родительское собрание в 3 классе на тему «Взаимоотношения в семье»
Родительское собрание в 3 классе на тему «Взаимоотношения в семье»Цели:
получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса;
выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся;
содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Подготовка.
Ученики отвечают во время классного часа на вопросы анкеты:
С кем ты в семье особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя папа и мама?
Всегда ли справедливы к тебе в семье?
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?
Родители заполняют анкету дома и передают заполненный бланк учителю. Им предлагается ответить на такие вопросы:
Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?
Всегда ли вы справедливы к детям?
С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?
Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?
Оформление, оборудование:
На левой стороне классной доски красивым почерком пишутся «крылатые слова» по теме собрания:
- «Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (пословица).
- «Каковы батьки – матки, таковы и дитятки (пословица).
- «Отец должен быть для своих детей другом.., а не тираном» (В. Джоберти – итальянский политический деятель).
А на правой стороне доски записываются следующие фразы игры – теста «Какой вы родитель?»:
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа!
7. Я в твое время!
8. Ты моя опора и помощница(к).
9. Ну, что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!
Ход проведения.
Председатель родительского комитета открывает собрание.
2.Сообщение классного руководителя.
(В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научить быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л. Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л. Д. Суслопаровой).
Семья – корабль духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Как много сердечного тепла бывает загублено из – за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью – природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери – одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь – физическое насилие. Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. Синдром опасного обращения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криками раздражают родителей.
Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких – то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.
«…Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.
- А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
- А Маша пусть будет моей женой.
- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.
- Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду! – возражает мальчик».
Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много цветов, как красиво ее платье…
Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.
А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.
Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.
Часто, читая произведения художественной литературы или дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.
Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как она сближает людей, какое счастье общения заключено в ней.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.
С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.
«…В детском саду девчушка, играя в дочки – матери, объясняет «папе» его роль:
- Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
- Но я не хочу пить водку! – протестует тот.
- Надо. Все папы так делают! – уверенно заявляет маленькая хозяйка».
К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и праздники в этих семьях без спиртного – не праздники. И такое представление о семейных торжествах, возможно, будет царить в будущем и в семьях детей.
А ведь бывают другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и веселые – праздники, которых ждут и о которых помнят.
Это была обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.
Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, молодые и красивые, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.
О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведем мы разговор на нашем собрании.
3. Классный руководитель рассказывает о результатах проведенного до собрания анкетирования учащихся и родителей.
4. Проведение с родителями тест – игры «Какой вы родитель?». Родителям предлагается выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора называется родителям балл оценки данных фраз:
1 – 2 8 – 1
2 – 1 9 – 2
3 – 1 10 – 2
4 – 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 – 2 13 – 2
7 – 2 14 – 1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов теста – игры:
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большой степени, чем от вас.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
5. Обсуждение организационных и других вопросов.
6. Принимается решение родительского собрания:
Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Не применять к детям физических мер воздействия.
После обсуждения всех вопросов собрания родители получили памятки и правила эффективного общения с ребенком.
Правила эффективного общения
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
Памятка для родителей
Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
Памятка для детей
Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.