Семинар практикум для родителей в период адаптации детей к детскому саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному направлению развития детей
№11 «Елочка»
Семинар-практикум для родителей
«Улыбка малыша- в период адаптации»
Педагог-психолог Никитина Е.С
Нягань 2016г
Уважаемые родители, хочу поздравить вас с первым родительским собранием.
Тема нашего собрания « Адаптация детей к детскому саду»
Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша с Вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка наиболее безболезненно.
Для начала давайте познакомимся.
1. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Берём в руки мячик (мягкую игрушку), сообщаем, например, я, Никитина Е.С., педагог-психолог детского сада. (Вы сообщаете чья Вы мама или папа, моя семья (увлечение свое, или своей семьи) например она спортивная. Таким образом, передаём игрушку по кругу и знакомимся.
2. Психолог: дорогие родители, адаптация ребёнка к детскому саду, что это такое, на ваш взгляд? …. Ответы родителей.
Упражнение «Теннисные мячики»
А теперь я предлагаю вам Упражнение «Теннисные мячики».
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Материал: по 5—6 теннисных мячиков для каждого участника (мы заменили теннисные мячики на шарики из бассейна).
Ход: Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
- ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
- незнакомая обстановка;
- незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
- недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
- новый режим дня.
Мини-лекция
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Физиологический уровень адаптации (надо привыкнуть) к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды), необходимости самоограничений, невозможности уединения, новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам.
Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) к отсутствию близкого взрослого мамы, папы…), необходимости в одиночку справляться со своими проблемами, большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать. Необходимости отстаивать свое личное пространство.
Факторы, от которых зависит течение адаптации:
Возраст ребенка и уровень его развития.
Сформированность предметной и игровой деятельностей.
Приближенность дом. режима к режиму ДОУ.
Отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Отсутствие элементарных КГН.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций .Техника расставания
Придумайте ритуал-прощания или приветствия ( пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».
Педагог-психолог: В заключении мы с воспитателем хотим преподнести Вам оригинальный подарок
Это непросто красочно выполненная творческая работа. Она таит в себе глубокий смысл.
Радужное изображение открытой ладони педагога говорит о том, что он должен вмещать в себе много качеств и уметь находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. А разноцветные ладошки детей говорят об индивидуальности и уникальности каждого ребёнка!
Это непросто красочно выполненная творческая работа. Она таит в себе глубокий смысл.
Радужное изображение открытой ладони педагога говорит о том, что он должен вмещать в себе много качеств и уметь находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. А разноцветные ладошки детей говорят об индивидуальности и уникальности каждого ребёнка
Эти маленькие теплые ладошки-
Они заботливо посадят в землю семя,
И прорастет любовь зелененьким ростком!
Заключительная часть
В заключение собрания мы с воспитмтелем преподнесли родителям оригинальный подарок, который приготовили заранее.
Когда ребёнок первый раз приходил в нашу группу, мы обрисовывали его ручку на цветной бумаге. Затем вырезали рисунок по контуру.
Так мы собрали коллекцию разноцветных ручек всех детей группы. Затем на белой бумаге сделали радужное изображение гуашевыми красками. Когда краски высохли, мы обрисовали свою руку и тоже вырезали по контуру
На лист картона мы сначала приклеили изображение своей руки, а сверху приклеили маленькую ручку ребёнка
Это непросто красочно выполненная творческая работа. Она таит в себе глубокий смысл.
Радужное изображение открытой ладони педагога говорит о том, что он должен вмещать в себе много качеств и уметь находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. А разноцветные ладошки детей говорят об индивидуальности и уникальности каждого ребёнка!
Эти маленькие теплые ладошки-
Они заботливо посадят в землю семя,
И прорастет любовь зелененьким ростком!