Урок русского языка в 10 классе «Словообразовательный и морфемный анализ
Краткосрочный план
Тема: Повторение сведений о строении слова. Словообразовательный анализ, морфемный анализ.
Цель – творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования.
Задачи:
расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;
развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
воспитать креативную личность, способную решать сложные проблемы в условиях групповой работы.
Ожидаемые результаты:
знать средства словообразования и их стилистические возможности;
уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем;
уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ;
уметь работать в группе.
Основные методы: интерактивная беседа, групповая работа исследовательского и творческого характера.
Оборудование урока: интерактивная доска, интерактивные таблицы, текст рассказа Н.Тэффи «Взамен политики».
План урока
Орг. момент 5 мин.
Повторение и изучение материала 18 мин.
Закрепление изученного материала 15 мин.
Домашнее задание 2 мин.
Рефлексия 5 мин.
Ход урока
Орг. момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Занимайте свои места. Работа на сегодняшнем уроке будет строиться как работа в группах.
Любое здание, представляющее цельное сооружение, строится из отдельных деталей: блоков, кирпичей, балок и т.д. В языке подобным образом создаются … слова.
Если архитектор сделает к зданию пристройку или соединит два здания, то получится новое архитектурное сооружение, отличающееся от первоначального варианта не только по форме, но функционально. По аналогии: если к исходному слову прибавить, скажем, приставку или суффикс, или сложить две основы, образуется …новое слово.
Итак, тема сегодняшнего урока…
Учащийся: сообщает тему урока
Учитель: попытайтесь определить цель и задачи урока. /Работа в группах/
Представители от каждой группы озвучивают цель и задачи урока.
Повторение и изучение материала
Учитель: Как вы правильно определили, на уроке пойдет речь «Морфемике» и «Словообразовании». 1 и 2 группа должны сформировать понятийный аппарат по теме «Морфемика»; 3-4 группы - по теме «Словообразование».
Учащиеся /на плакатах записывают термины. Отвечают представители 1–ой группы, представители 2-ой корректируют и оценивают их ответ; отвечают представители 3–ой группы, представители 4-ой корректируют и оценивают их ответ/.
Понятийный аппарат по теме «Морфемика»: морфемика, морфема, корневая морфема, аффиксальная морфема, флексия, основа, префикс, корень, суффикс, постфикс.Понятийный аппарат по теме «Словообразование»: словообразование, способы словообразования, морфологические и неморфологические способы словообразования, сложение, безаффиксный тип словообразования, аффиксация.
Учитель: У доски выполните: представители 1-ой, 2-ой групп – морфемный разбор слов облачность, внештатный; представители 3-ей, 4-ой групп – словообразовательный разбор этих же слов.
В чем состоит принципиальная разница между морфемным и словообразовательным анализом слов?
/Выступают представители 2-ой и 4-ой групп, представители 1-ой и 3-ой групп корректируют и оценивают ответы/.
Учащийся 1: При морфемном анализе слова выделяются все входящие в него морфемы. Цель такого анализа – показать, из каких морфем состоит слово.
Учащийся 2: При словообразовательном анализе слова выделяется производящая основа и морфемы, при помощи которых образовано данное производное слово. Цель такого анализа – показать, как образовалось производное слово.
Учитель: Словообразовательные ресурсы русского языка обладают яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки.
Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».
Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.
Книжная стилистическая окраска -к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);
-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);
ён(а) (сластёна, гулёна);
-ун (крикун, пискун, болтун);
--уш(а) (крикуша, плакуша);
--аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);
-л(а) (громила, воротила);
-яш (кругляш, кудряш, племяш) и др.
Разговорная стилистическая окраска - ость (очевидность, картинность, плавность);
-ств (о) (гражданство, предательство);
-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);
-льн(ый) (кипятильный, красильный);
-тельн(ый) (измерительный, окислительный);
-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) и др.
Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.
Книжная стилистическая окраска воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);
из- (ис-) (изгнать, испить);
низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть);
наи- (наилучший);
со- (соисполнитель, соучаствовать);
интер- (интервокальный);
ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.
Разговорная стилистическая окраска раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);
про- (пробегать, прогулять, проглядеть);
на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).
Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств.
Вывод учащихся: Многие словообразовательные аффиксы служат не только для образования новых слов, но и одновременно определяют сферу употребления производных слов.
Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику: упражнение № 77. Каждая группа анализирует 3 слова из упражнения (определяет способ словообразования и стилистическую принадлежность). Представители одной группы отвечают, представители других групп комментируют ответ.
2. Творческая работа в группах.
Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Космодром ПоэтодромРакетодром СобакодромЛунодромЗмеедромВывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.
Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.
Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Принцесса Критикесса
Баронесса АспирантессаПоэтесса Гидесса
Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.
Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.
Взаимооценка. Группы оценивают результаты работы друг друга.
Домашнее задание. Прочитать рассказ Н. Тэффи «Взамен политики». Определить, на чем основана языковая игра героев. Выписать исходные и окказиональные слова. Сделать морфемный и словообразовательный анализ этих слов. Определить, на чем основан комизм рассказа.
Рефлексия.
Учащиеся заполняют лист самооценки, отвечая на вопросы:
Что нового я узнал (а) на уроке?
Насколько я справился (ась) с каждым заданием?Как проявились мои креативные способности?
В какой мере проявились мои аналитические способности?
Насколько комфортно мне было работать в группе?
Объективно я оценивал (а) работу других групп?
Какова эффективность моего участия на уроке?
Какую работу мне необходимо провести для полного овладения темой урока?