Конспект занятия с ребенком-инвалидом рисунок Лунная дорожка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр развития и научно – технического творчества детей и юношества»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: морской пейзаж «Лунная дорожка»
индивидуальное занятие с ребенком – инвалидом на дому.
Детское объединение «Волшебная кисть».
педагог дополнительного образования:
Юдина Дарья Сергеевна.
Тула 2016
Дата проведения: 03.2016 г.
Место проведения: МБУДО «ГЦР и НТТД и Ю».
Возраст ребенка: 10 лет.
Год обучения: второй.
Количество: 1 человек.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Оснащенность занятия:
Схемы и иллюстрации;
Бумага для акварели;
Краски- гуашь,
Кисти белка или пони № 2, 5, 10;
Простой карандаш и ластик для наброска;
Баночка, клеенка.
Наглядный материал.
Цель: изобразить морской пейзаж по образцу, путём срисовывания, научиться правильно использовать контрастные цвета в изображении ночи. Провести краткую беседу с просмотром наглядного материала.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление знаний обучающегося об основах композиции.
2.Закрепление цветового спектра.
3.Закрепление знаний об ранее изученных видах ИЗО и живописи.
4.Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
5.Ознакомление обучающегося с новым видом пейзажа – «морской».
Развивающие:
1.Развитие усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
2. Развитие творческого воображения.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
4. Развитие основных функций мышления: самоанализа, самооценки.
5. Развитие мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей ребенка-инвалида, интеллекта.
6. Развитие памяти и внимания, способности выражать свои эмоции и состояние души с помощью рисунка.
7. Развитие и реализация у ребенка-инвалида имеющиеся потенциальные возможности.
8. Развитие умения справиться со своей внутренней замкнутостью.
Воспитательные:
1. Воспитание эстетического вкуса.
2.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к родной природе.
4. Воспитание стремления к качественному выполнению работы.
Методы обучения: наглядный, практический.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:
•замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
•оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
•опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
•дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Структура занятия:
- организационный момент;
- повторение изученного материала;
- изучение новой темы с помощью беседы, просмотра репродукций художников;
- физкультминутка;
- практическая часть;
- завершение работы и подведение итогов;
- рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин.)
- приветствие;
- проверка готовности к занятию.
Повторение пройденного материала, постановка целей и задач (5 мин.)
Целью нашего сегодняшнего занятия является знакомство с новым видом пейзажа – «морским пейзажем». Наша задача будет заключаться в том, чтобы научиться правильно изображать воду, ночное время суток, а также использовать контрастные цвета (напр. черный в сочетании с белым, а синий с желтым и т.д.), использовать в своей работе наименьшее количество оттенков, так как в изображении ночи используется обычно не более 3-4 цветов.
Для начала мы повторим пройденный материал и вспомним какое-же самое главное средство художественной выразительности? Ответ обучающегося: цвет.
Еще одним важным аспектом в изобразительном искусстве является – композиция. Для того, чтобы создать картину, мы должны правильно её составить. Давай вспомним что такое композиция? Ответ: композиция –это правильное расположение предметов на листе бумаги.
Далее демонстрируются различные картинки, а ребенок должен увидеть и определить правильно или неправильно на них расположены предметы. Далее вспомним какие бывают цвета. Ответ: теплые и холодные, веселые и грустные, спокойные и насыщенные, светлые и темные и т.д.
А теперь давай поговорим об основных жанрах живописи, т.е. по-другому – о видах картин?
Ответ: пейзаж, портрет и натюрморт. Так как сегодня наше занятие посвящено такому жанру в живописи как пейзаж, то ответь пожалуйста на вопрос что такое пейзаж?
Ответ: пейзаж - это изображение природы, сельской местности, зданий, водоемов и т.д. А, какие бывают основные виды пейзажей?
Обучающиеся: деревенский, городской, сельский, архитектурный, морской, пейзаж по времени года (зимний, летний и т.д.).
Изучение новой темы с помощью беседы и просмотра репродукций художников (3 мин.).
После того, как мы побеседовали о видах, жанрах изобразительного искусства, о цвете и его видах, вспомнили что такое пейзаж и его виды, давай поговорим о картинах художников и определим какое в своих работах они использовали сочетание цвета, настроение и технику.
Педагогом демонстрируются и комментируются репродукции великих и современных художников по теме «морской пейзаж», а также картины с изображением ночи. Ребенок слушает комментарии педагога и обсуждает просмотренный материал.
Физкультминутка (1 мин.)
Практическая часть (30 мин.)
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание из представленных образцов. Потом необходимо провести разминку и разогрев пальчиков с помощью зарядки. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Лист бумаги располагается горизонтально.
Рекомендации педагога: теперь проявим свою фантазию, творческие способности и нарисуем морской пейзаж на тему «Лунная дорожка», который должен быть связан с ночью на море, отражением луны в воде и сочетанием темных и светлых цветов.
Выполнение наброска в карандаше.
Педагог следит за работой обучающегося и дает рекомендации:
- набросок выполняем твердым простым карандашом (Т или ТМ) не надавливая на него слишком сильно, так как он будет просвечиваться сквозь краски.
- выполняя набросок, не надо прорисовывать четких элементов в вашем рисунке, так как набросок – это лишь примерное, предварительное изображение предметов.
Завершение наброска и выполнение работы в цвете
Рекомендации педагога:
Работу в цвете будем выполнять поэтапно. Рисовать начинаем слева – направо, продвигаясь сверху вниз. Сначала рисуем основной фон – небо и воду. Они должны быть примерно одного цвета. На небе оставляем не закрашенный круг для луны. Затем изображаем землю и горы на берегу, используя черный, коричневый и синий тона, т. к. это самые темные пятна в нашей работе. Фон у нас готов и теперь даем ему подсохнуть.
Теперь рисуем основные элементы в нашей композиции (луна и лунная дорожка) и переходим к светлым тонам (белому и жёлтому). Блики на воде делаем длинными, постепенно рассеивающимися мазками с помощью белой и жёлтой красок. Даем работе подсохнуть.
Используя черный, синий и белый цвет, рисуем небольшие ночные облачка на небе, тем самым заполняя пустые места в нашей композиции. Пожалуй, наша работа готова. Надо подвести итоги.
6. Итог занятия. Анализ получившихся работ (2 мин).
Педагог вместе с обучающимся рассматривает выполненную работу, вместе обсуждают и дают оценку, анализируют, что в процессе работы у них получилось более удачно, а что менее.
7. Рефлексия (3 мин.)
Педагог:
- Чему мы научились сегодня на занятии?
- Что понравилось больше всего?
- Что вызвало трудности?
Благодарю за занятие!
8. Вывод – обобщение.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно большая часть всех детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им. Каждая встреча ребенка и педагога - это своеобразный урок жизни, урок доброты. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.