Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка
Стили семейного воспитания, негативно влияющие на развитие ребенка СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ= (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). Формула семейных отношений Родители: Родители убеждены, что имеют все « права на ребенка», они могут наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям. Такое поведение родителей сопровождаетсяжестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Дети: Могут быть внешне послушны, но внутри протест. Формируется невроз и психические нарушения. Могут постоянно дерзить и грубить. Формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха переднаказанием. Антиобщественное поведение!!! Родители: Занижены требования к ребенку, оправдываются любые его поступки. Для ребенка подбирается добрый, нетребовательный учитель. Исключается любое напряжение, не поощряется инициатива. Дети:безвольные, несамостоятельные,безответственные. Родители: в постоянной тревоге за детей; следят за каждым их шагом; выполняют любые желания ребенка. Дети: зависимы от родителей; несамостоятельны; капризны; не приспособлены к взрослой жизни Причины: Сами очень тревожны. Поздний ребенок. Болезненный ребенок. Учиться говорить «Нет».Перестать делать за ребенка то, что онспособен сделать сам. Родители: чрезмерное проявление своих чувств; восхищение красотой ребенка, его способностями; избыток физических поощрений (объятия, поцелуи). Ребенок – «Кумир семьи» («занежен») Ребенок - кумир семьи. Это может быть «поздний» ребенок в семье. Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры. Часто родители делают за него то, что ребенок сам не хочет сделать. Дети: Ждут от всего мира к себе такого же отношения. Ребенок (а в последствии и взрослый) считает, что все несправедливы к нему. Конфликтен, часто спорит,не имеет друзей, не умеет общаться с другими, не умеет сочувствовать, помогать другим. Родители: Полное невнимание к внутреннему миру ребенка, его переживаниям. Не требовательны, нет поощрений, нет ласки и любви. Равнодушие. Дети: Предоставлены сами себе. Небрежный внешний вид. Безразличны к учебе (нет мотивации), к общению, к другим людям.Часто жестоки, стремятся сделать больно другим, мучают животных и т.д. Проявляют физическую и речевую агрессию. Родители: Готовы наказать за любую провинность, постоянные угрозы. Готовы в любой момент сорваться. В постоянном напряжении - (работа + отношения с супругом (ой). Дети: Привычка хитрить, скрывать (учебные и домашние проблемы), чтобы избежать наказания. Неуправляемость, не реагируют на слова, замечания. Ведут себя так, как хочется. – Нет норм поведения. Часто становятся правонарушителями. Родители: «Товарно – денежная» основа в отношениях. С раннего детства - хорошая успеваемость, поведение, помощь - всё оценивается подарками и материальными поощрениями. Дети: Думают, что в жизни главное – деньги.Не умеют строить отношения (купить их нельзя).Нет интереса к учебе (нет мотивации). Неудачи в работе, дружбе, любви, семейной жизни. Родители: Легко меняют свои решения. – Милость на гнев. От ласк к угрозам. Часто обещают что-то,но редко выполняют обещания. Требования и поощрения к ребенкунепродуманы (непонятно зачем и почему) ПРИЧИНЫ Причины: Борьба («плохой – хороший») в отношениях ОТЕЦ – МАТЬ, РОДИТЕЛИ – БАБУШКА И ДЕДУШКА. Неготовность к родительским обязанностям. Личностная незрелость родителей. Поздний, незапланированный ребенок. Конфликтная ситуация между супругами. Отношения на грани развода. Дети: Растеряны, сами становятся непоследовательными, теряют уважение ко взрослым. Становятся вспыльчивыми, не последовательными, неустроенными в жизни, непостоянными в интересах, в дружбе и т.д. Содействует полноценному и гармоничному развитию личности ребенка!!! Родители:поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают во всех начинаниях, учитывают их нужды и потребности, выражают ребенку свою любовь, играют с ним на интересные ему темы, позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем, учитывают их мнение при принятии решений, требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.