Презентация на тему Психическое и личностное развитие дошкольника 
Психическое и личностное развитие дошкольникаПреподаватель психологииГБПОУ БМПКШарифуллина М.Ф. Закономерности детского развития  НеравномерностьЦикличность  Метаморфозы  Сочетание процессов эволюции и инволюции  Закономерности детского развития  Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка БИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы  наследственность человека.  наследуются прежде всего два момента - темперамент и задатки способностей.  СОЦИАЛЬНЫЕ факторы Среда  Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно - через существующие в данной среде виды трудовой деятельности и культуру. Они определяют систему воспитания детей. Социальная среда -  общество, традиции, идеология, религия. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью.  Основные и характеристики стадии психического развития  1) социальная ситуация развития 2) новообразование 3) ведущая деятельность 4) дифференциация 5) интеграция 6) кумулятивность7) пластичность   8) подражание  Динамика деятельности дошкольника 7. Дидактическая игра →познавательное занятие6. ИЗО, лепка, конструирование5. Восприятие сказки4. Сюжетно-ролевая игра3. Предметная деятельность: отражение внешних свойств предметов→игра-конструирование →ролевая игра2. Манипулятивная игра1. Эмоциональное общение Требования к уровню развития дошкольника и критерии оценки достижений  Объект Критерии Способный управлять своим поведением и планировать свои действия Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые формы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а потребностями со стороны взрослых  и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, в магазине, театре и др.).  Объект Критерии Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять   самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения основных задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Объект Критерии Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Объект Критерии Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Ребенок владеет умениями работать по правилу и по образцу,  слушать взрослого и выполнять его инструкции. Объект Критерии Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Объект Критерии Физически развитый Ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила ЗОЖ. Объект Критерии Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Объект Критерии Эмоционально- отзывчивый Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует  на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Объект Критерии Овладевший средствами общения и способами взаимодей-ствия со взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации Психическое развитие                    новорожденность  отделение сна от бодрствования,  постепенное превращение бодрствования в особый период активности;- выделение первого объекта в окр. действительности )мама);- появление первой ответной реакции на воздействия взрослого (улыбка);- зарождение первой  формы поведения _ комплекс оживления;- развитие органов чувств –зрительное и слуховое сосредоточение. Психическое развитиемладенчество: - эмоциональное общение  со взрослым и манипулятивная деятельность с предметами;- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении- возникает представление о предмете как о постоянном, существующем  в пространстве и имеющем постоянные свойства;- развитие памяти расширяет границы опыта  ребенка и начинает его формировать;появляются зачатки мышления как установления первых причинно-следственных   связей, возникают предпосылки развития речи (автономность речи), устанавливаются первые связи  слова с предметом. Психическое развитиеранний  возраст - складывается предметная деятельность, развивается общение  со взрослыми и со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной  деятельности;- формируется предметное восприятие  как центральная познавательная функция;- осваиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания,- активная речь. Психическое развитие дошкольный возраст - возникновение новой внутренней позиции, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений;- освоение широким  кругом деятельности – игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общением.-овладение моделированием как центральной умственной способностью;- формирование произвольного поведения;- освоение средств  и способов познавательной деятельности  Развитие личностной сферы В первый год жизни возникают предпосылки развития личности «предличностные образования»  - активность, положительное самоощущение, исследование окружающей действительности; складывается ощущение своей важности  для другого.  Развитие личностной сферыранний  возраст  отделяет действие от предмета  и себя от своих действий; развивается самостоятельность, и появляется  целеполагание; зарождение самосознания («Я сам!», возникает гордость за свои достижения (этому предшествует разрешение кризиса 3-х лет; развитие нравственных мотивов Развитие личностной сферы дошкольный возраст  осознание себя во времени; складывается самооценка и самокритичность;  усвоение первых этических инстанций; возникновение произвольности поведения и  соподчинения мотивов; овладевает целеполаганием, планированием, контролем. спасибо за внимание