Урок по физике для 11 класса «Механические колебания, их характеристики. Математический маятник»

Урок (11 класс)

Тема: Механические колебания, их характеристики.
Математический маятник.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока: познакомить учащихся с одним из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением на примере математического маятника; ввести понятия характеристик колебательного движения; выяснить условия существования свободных колебаний; формировать у учащихся умения наблюдать и анализировать физические явления; способствовать развитию умений вести диалог и занимать активную позицию на уроке.
Оборудование: метроном, штатив с муфтой и кольцом, шарик с отверстием, нить, груз, скреплённый с пружиной, мячик.
Структура урока и используемые технологии
Этапы урока
Время
Используемые
технологии
Приёмы и методы

I. Вступительно-мотивационный
4 минуты
Создание ситуации успеха на уроке
Осмысление эпиграфа к уроку; упражнение «Те, кто»

II. Ревокация. Постановка учебной проблемы
6 минут
Технология развивающего обучения
Беседа; демонстрация опытов; постановка целей и задач урока

III. Изучение нового материала
18 минут
Технология развития критического мышления
Беседа; демонстрация опытов; записи на доске и в тетрадях

IV. Закрепление нового материала
10 минут
Технология интерактивного обучения
Решение задач; работа в малых группах; сообщения «В мире интересного»

V. Рефлексия. Домашнее задание
7 минут
Создание ситуации успеха
«Мы – сила»; «Ладонь знаний»; осмысление легенды; коментарий по домашнему заданию


Ход урока
„Я всегда хочу учиться, но не всегда хочу, чтобы меня учили».
У. Черчилль
Вступительно-мотивационный этап урока.
Приветствие учащихся и контроль отсутствующих на уроке. План урока.
Учитель. Сначала я хочу провести с вами такое упражнение. Попрошу вас правильно реагировать на вопрос-задание.
Поднимите правую руку те, кто увлечён вопросами загадок и тайн природы, историей. Поднимите левую руку те, кто увлекается музыкой и танцами. А теперь поднимите обе руки те, кто увлечён компьютером. Захлопайте в ладоши те, кто увлекается спортом. Вот и хорошо! Сегодня я буду работать с интересными учениками, которые занимают активную жизненную позицию. Эпиграфом к уроку я взяла слова У. Черчилля: «Я всегда хочу учиться, но не всегда хочу, чтобы меня учили». Эти слова должны стать в каком-то роде девизом вашей учебной деятельности. Поверьте, самостоятельно находить ответ на вопрос, разрешать проблемную ситуацию, наблюдать и анализировать, проводить опыты – это очень результативно и увлекательно. В процессе работы на уроке вы в этом убедитесь. Не бойтесь ошибиться при ответе на вопросы, т.к. не ошибается только тот, кто не работает.
II. Ревокация. Постановка учебной проблемы.
Беседа.
Учитель. Прежде чем я оглашу тему урока, хочу обратить ваше внимание к таким демонстрациям: катится по столу мяч и движется стрелка метронома. В чём различия этих движений?
Учащиеся. Движение стрелки метронома – движение повторяющееся периодически.
Учитель. Да. Колеблются ветки деревьев под действием ветра, бьётся сердце человека, колеблется маятник часов, качели, на которых качался каждый из нас, струны музыкальных инструментов, движение наших голосовых связок. Колебательное движение происходит и в жизни нашей планеты: землетрясения, приливы и отливы. Это всё примеры колебательного движения или механических колебаний. Я думаю, что такой широкий спектр проявления колебательных движений вас действительно заинтересовал. С этим движением мы сегодня и познакомимся.
Оглашение темы урока и формирование целей урока совместно с учениками:
дать определение механическим колебаниям и их характеристикам;
ввести понятие свободных и вынужденных колебаний;
выяснить, что такое математический маятник и каковы его особенности.
Это тема, с которой начинается новый раздел физики «Механические колебания и волны». Поэтому её могут символизировать чистые ладони. Кое у кого на партах есть такие ладошки. В конце урока на ладони должен появиться результат вашей работы на уроке: вы что-то узнали, чему-то научились Укажите это, пожалуйста, на пальцах своей ладони.
Запись в тетради числа и темы урока.

II. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, перед вами скелет опорного конспекта урока. В него вы будете вписывать определения, которые нами будут изучены.
Колебания – один из самых распространённых видов движения в природе и технике. Сначала давайте запишем определение механических колебаний. Механические колебания – это физические процессы, точно или приблизительно повторяющиеся через одинаковые интервалы времени.
Демонстрация колебаний тела на пружине и шарика, подвязанного к нити.
Учитель. Перед вами два ярких примера механических колебаний. Скажите, пожалуйста, в чём их особенность?
Учащиеся. 1. Во время колебаний тело периодически отклоняется от положения равновесия.
2. Для того, что бы получить колебательное движение, на тело воздействуют извне силой.
Учитель. Вторая особенность, на которую вы указали, даёт возможность разделить колебательное движение на два вида: свободные и вынужденные.
Свободные колебания – это колебания, происходящие в механической системе под действием внутренних сил системы после кратковременного воздействия внешней силы.
Вынужденные колебания – это колебания, происходящие под действием внешних сил.
Приведите, пожалуйста, примеры этих видов колебаний.
Учащиеся. К свободным мы отнесём колебания тел на пружине и на нити, чашки весов. А к вынужденным, например, качели, которые мы периодически подталкиваем, струны гитары.
Учитель. А теперь вернёмся к выше перечисленным вами особенностям. Первая, замеченная вами, особенность связана с одной из характеристик колебательного движения. Максимальное смещение тела от положения равновесия называют амплитудой и обозначают x13 EMBED Equation.3 1415. Единицы измерения амплитуды – метры.
Какие же ещё величины характеризуют колебательное движение? Что ещё можно измерить относительно этого движения?
Учащиеся. Время одного полного колебания и количество колебаний.
Учитель. Время одного полного колебания называют периодом колебаний. Т.е. это промежуток времени, через который движение полностью повторяется.
T = 13 EMBED Equation.3 1415
[T] = 1с
Число полных колебаний, совершённых телом за 1с, называют частотой колебаний.
13 EMBED Equation.3 1415= 13 EMBED Equation.3 1415
[13 EMBED Equation.3 1415] = 1 Гц (герц)
Механические колебания груза на пружине и шарика на нити – это движение, при котором смещение зависит от времени по закону синуса или косинуса. А такие колебания называют гармоническими.
Давайте, ребята, вспомним из математики, чему равен период функции косинус?
Учащиеся. Период функции косинус равен 213 EMBED Equation.3 1415.
Учитель. Правильно. Число полных колебаний, совершённых за 213 EMBED Equation.3 1415 секунд, называют циклической частотой.
13 EMBED Equation.3 1415= 13 EMBED Equation.3 1415
[13 EMBED Equation.3 1415] = 1 рад/с
Колебательное движение, так же как и движение равномерное и равноускоренное, имеет своё уравнение движения. Запишем его для периодического изменения координаты
x=X13 EMBED Equation.3 1415cos 13 EMBED Equation.3 1415t
Теперь ещё раз обратимся к модели тела, подвешенного к нити. Её можно назвать математическим маятником. Математический маятник – это система, состоящая из материальной точки, подвешенной на тонкой нерастяжимой нити. Почему в нашем случае тело – шарик – мы считаем материальной точкой?
Учащиеся. Диаметр шара намного меньше длины нити.
Учитель. Какая физическая величина заставляет маятник совершать движения?
Учащиеся. Сила.
Учитель. Давайте с вами вспомним, какие силы действуют на тело, подвешенное к нити, при выведении его из положения равновесия? Воспользуемся рисунком.
Учащиеся. На шарик действует сила упругости или сила натяжения нити, направленная вдоль нити вверх, и сила тяжести, направленная перпендикулярно вниз. А приводит в движение систему их равнодействующая, которая направлена в сторону возвращения тела в положение равновесия.
Учитель. Формула периода математического маятника
Т = 213 EMBED Equation.3 1415
На последующих уроках нами будет получено вывод этой формулы.
Мы видим, что период математического маятника зависит от длины нити маятника и от величины g. Что же это за величина?
Учащиеся. Это ускорение свободного падения, которое равно 9,8 м/с13 EMBED Equatio
·n.3 1415.
Учитель. Итак, в процессе беседы мы с вами познакомились с новым видом движения – механические колебания. Вы не забыли, ребята, отразить результат нашей с вами работы на полученных вами ладонях? На последующих уроках вы больше расширите знания по этой теме, а сегодня мы должны с вами закрепить те знания, которые вы получили.

IV. Закрепление нового материала.
Учитель. Ребята, давайте выберем исследовательскую группу, которая будет работать над экспериментальным заданием. Теперь попросим вас занять места за столом и приступить к работе над поставленным перед вами вопросом: как период колебаний зависит от амплитуды? Прежде чем ответить на этот вопрос, наши исследователи должны поставить эксперимент, обработать его данные и сделать выводы, заполняя соответствующий лист-отчёт о своей работе. Пожалуйста, займите свои места и приступайте к работе. Через 5-6 минут вы ознакомите нас с полученным результатом в виде вывода.
А вас, ребята, я попрошу обратиться к поурочной карточке. Прочтите, пожалуйста, задачу №1.
Задача №1. Математический маятник длиной 99,5 см за одну минуту совершил 30 полных колебаний. Определите период колебаний маятника и ускорение свободного падения в том месте, где находится маятник.

Дано СИ Решение
l= 99,5см 0,995м Т= 13 EMBED Equation.3 1415
t =1мин 60 сек T = 2cек
N=30 Т = 213 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 Т13 EMBED Equation.3 1415= 413 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415g = 13 EMBED Equation.3 1415, или
Т - ? 13 EMBED Equation.3 1415
g - ? g = 9,81 м/с13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 2с; 9,81 м/с13 EMBED Equation.3 1415.

Задача №2. Из приведённых ниже примеров выберите примеры свободных колебаний и вынужденных: движение пилы при распиливании дров; колебание игрушки-неваляшки; движение гитарной струны; движение ветки под действием ветра; движение иголки в швейной машинке.
Учитель. А теперь давайте послушаем выводы, к которым пришла наша исследовательская группа после поиска ответа на вопрос: как период колебаний зависит от амплитуды?
Член исследовательской группы: измеряя период колебаний при разных амплитудах, мы пришли к выводу, что при малом угле отклонения период колебаний практически не зависит от амплитуды.
Учитель. Эту особенность колебаний маятника открыл 19-летний Галилей, наблюдая за тем, как раскачиваются в соборе светильники, подвешенные на нитях одинаковой длины. Наручных часов тогда не было и юный Галилей пришёл к решению, которое для многих поколений будет служить образцом блеска и остроумия человеческой мысли: он сравнил колебания маятника с частотой биения собственного сердца! И на основе этого замечательного свойства колеблющихся тел Христиан Гюйгенс в 1657 году создал первые маятниковые часы с регулярным ходом.

V. Рефлексия. Домашнее задание.
Учитель. На заключительном этапе урока хочу поведать вам одну легенду.
Давным-давно в древнем Китае жил очень умный, но гордый мандарин (это чин). Весь его день состоял из разговоров о его уме. Так шли дни и годы.
Но однажды прошёл по всей стране слух, что недалеко от границы появился мудрец, умнее всех на свете. Дошёл слух и до мандарина. Рассердился он – кто может называть какого-то бродягу самым умным человеком в мире. Но виду о своём негодовании не подал и пригласил мудреца к себе во дворец. Сам он надумал обдурить мудреца: «Я возьму в руки бабочку, спрячу её за спину и спрошу, что у меня в руках – живое или мёртвое? И если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку, а если мёртвое – я выпущу её»
И вот наступил день встречи. В богатом зале собралось много людей, всем хотелось послушать словесный поединок умнейших. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода гостя. Наконец двери открылись и в зал вошёл худощавый человек. Он подошёл к мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любые его вопросы. И тогда мандарин спросил: «Скажи-ка мне, что я держу в руках – живое или мёртвое?» Мудрец немного подумал, усмехнулся и ответил: «Всё в твоих руках».
Так же и для вас, ребята, всё в ваших руках! Сегодня вы плодотворно работали и благодаря этому стали ещё на ступеньку умнее и ладони, полученные в начале урока, могут что-то написать, решить или поставить опыт по данной теме. Спасибо вам за сотрудничество и активную работу на уроке.
Комментарий и выставление оценок за урок. Ладони прикрепляются на доску.
Делается вывод о результате записях на ладонях.
Рассматривается вопрос применения колебательного движения в быту, технике и жизни людей.
Домашнее задание и его комментарий: § 12, 13, 14; упражнение 10 № 1, 2; знать опорный конспект.
Поурочная карточка

1. Математический маятник длиной 99,5 см за одну минуту совершил 30 полных колебаний. Определите период колебаний маятника и ускорение свободного падения в том месте, где он находится.

2. Из приведенных выше примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний: движение пилы при распиливании дров; колебание игрушки-неваляшки; движение гитарных струны; движение ветки под действием ветра; движение иголки в швейной машинке.



















ОТЧЕТ

Вопрос:
как период колебаний математического маятника зависит от амплитуды?


Оборудование:
штатив с муфтой, шарик, нить, часы


Проблема:
_______________________________________________
_______________________________________________


Гипотеза:
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________


Опыты:
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________


№ опыта
Число колебаний
Время колебаний
Период колебаний

1.




2.




3.





Расчеты: Т = –––––––

Т1 =
Т2 =
Т3 =



ВЫВОДЫ: _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Механические колебания –
это ________________________________________________________
____________________________________________________




Свободные -
Вынужденные -

это колебания происходящие

_____________________________
______________________________
______________________________
______________________________







Амплитуда (Хm) -

это ___________
______________
______________

[Хm] = 1 м
Период (Т) –


это ____________
_______________
_______________

Т = t /N
[T] = 1 c
Частота (
·) –


это _____________
________________
________________


· = 1/T
[
·] = 1 Гц

Циклическая частота (
·) –

это ____________
_______________
_______________

· = 2
·/Т

· = 2
·
·
[
·] = 1 рад/с


Гармонические колебания – это ___________________
_________________________________________________________

Х = Хm cos
·t

Математический маятник – это __________________
________________________________________________________
Т = 2
·
· l/g
Механические колебания –
это физические процессы, точно или приблизительно повторяющиеся через одинаковые интервалы времени



Свободные -
Вынужденные -

это колебания происходящие

под действием внутренних сил после кратковременного воздействия силы
под действием внешних сил






Амплитуда (Хm) -
это максимальное смещение тела от положения равновесия

[Хm] = 1 м
Период (Т) –

это время одного полного колебания


Т = t /N
[T] = 1 c
Частота (
·) –

это число колебаний в единицу времени


· = 1/T
[
·] = 1 Гц

Циклическая частота (
·) –
это число полных колебаний за время равное 2
·


· = 2
·/Т

· = 2
·
·
[
·] = 1 рад/с



Гармонические колебания – это движение при котором смещение зависит от времени по закону синуса или косинуса

Х = Хm cos
·t

Математический маятник – это материальная точка, подвешенная к тонкой нерастяжимой нити

Т = 2
·
· l/g





Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native